Самоконтрящаяся гайка

 

Союз Соаетскии

Сециелистическик

Республик

OllИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТИЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву— (22) Заявлено 02Д078 (2I) 2670069/25-27 (51)М

16 В 39/34 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Государствеииый комитет

СССР яо делам изобретекий и открытий

Опубликовано 30,06,81, Ьюллетеиь И9 24

Дата опубликования описания 300681 (53) ДК 621. 882,,.5(088.8) I

1 " .. К, з1,, 1

Ц "" 1 ихтио

) И ярд °,.) ! 6ЛКЕ, ту:,-„. I (72) Авторы изобретения

В.я. Поспеев н В.В. Поспеев (71) Заявитель (54) слмоконтряшляся глйкл

Изобретение относится к машиностроению, в частности к контровке от самоотвинчивания резьбовых крепежных элементов.

Известна самоконтрящаяся гайка с наружной кольцевой канавкой, разделяющей корпус гайки на две части— соответственно гайку и контргайку, соединенные между собой кольцевой перемычкой, разрушающейся при приложении к контргайке предельного крутящего момента (11 .

Однако эта самоконтрящаяся гайка имеет низкую надежность контровки из-за того, что после разрушения кольцевой перемычки площадь соприкосновения торцовых. поверхностей гайки и контргайки мала и не обеспечивает достаточного трения между ними. Эта гайка имеет также малую площадь внеш- 20 ней боковой поверхности охватываемой гаечным ключем, которая меньше, чем у обычной гайки, так как гаечный ключ надевается только на контргайку. Для увеличения площади охвата необходимо увеличивать высоту обеих частей гайки или по крайней мере контргайки, что ведет к увеличению ее габаритов и необоснованному расходу металла.

Кроме того, эта гайка не обеспечивает, в случае необходимости, предохранение рфзьбового соединения от недозволенной его разборки посторонним лицом, так как после отделения гайки от контргайки, резьбовое соединение можно легко разъединить путем отвинчивания стандартным гаечным ключем контргайки, а затем и гайки.

Наиболее близкая к предлагаемой самоконтрящаяся гайка, корпус которой разделен наружной и внутренней кольцевыми канавками на собственно гайку и контргайку, соединенные между собой перемычкой, разрушаемой при приложении к контргайке предельного крутящего момента $2).

Эта гайка также не обеспечивает достаточную надежность контрения, так как мала площадь контактирования

Ъ гайки с контргайкой, а увеличение площади контакта неизбежно повлечет уменьшение рабочей высоты гайки.

Цель изобретения — повышение надежности контрения путем увеличения площади. контакта гайки с контргайкой без уменьшения рабочей высоты гайки.

Указанная цель достигается эа счет того, что наружная кольцевая

842255 канавка выполнена под острым углом к оси гайки, На фиг. 1 показана самоконтрящаяся гайка с частичным разрезом, общий видГ на фиг. 2 — самоконтрящаяся гайка с разрушенной перемычкой, в которой наибольший диаметр кольцевого.паза выполнен ниже ее средней линии, на фиг. 3-5 показана самоконтрящаяся гайка с частичным разрезом, в которой наибольший диаметр кольцевого паза выполнен у торца основания, на фиг. 3 — общий вид гайки; на фиг. 4 — гайка с разрушенной перемычкой, ча фиг. 5 — гайка беэ контргайки.

Корпус 1 самоконтрящейся гайки имеет наружнюю кольцевую канавку 2, выполненную под острым углом к оси корпуса 1 гайки и образующую кольцевую перемычку 3, которая делит корпус 1 гайки на две части: нижнюю гайку 4 и верхнюю контргайку 5.

Цля заворачивания гайки на ее верхнюю часть 5 надевается гайковерт или стандартный гаечный ключ и вращением последнего затягивается реэьбовое соединение 6. Г1ри достижении необходимого усилия затяжки перемычка 3 разрушается, заклинивая прилегающие к ней витки, при этом верхняя часть 5 гайки отделяется и в дальнейшем служит как контргайка.

При выполнении наружного кольцевого паза 2 у торца основания гайки (фиг. 3-5), после отделения верхней части 5 гайки, собственно гайка 4 остается без граненной ответной поверхности под гаечный ключ и имеет

Коническую форму, чем и обеспечивается невозможность ее отвинчивания и, тем самым, надежное предохранение всего резьбового соединения от его разборки.

В самоконтрящейся гайке за счет выполнения наружной кольцевой канавки под острым углом к оси гайки обеспечивается повышение площади контакта между контргайкой и гайкой и чем острее угол наклона, тем больше площадь контакта, так как увеличивается глубина канавки ° При этом внутренняя рабочая высота гайки и, следовательно, количество витков, не только не уменьшается, а напротив, при уменьшении величины угла наклона канавки к

15 оси увеличивается рабочая высота гайки.

Формула изобретения

Самоконтрящаяся гайка, корпус которой разделен наружной кольцевой канавкой на собственно гайку и контргайку, соединенные между собой тарированной перемычкой, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности контрения путем увеличения площади контактирования гайки с контргайкой беэ уменьшения рабочей высоты гайки, наружная кольцевая каЗО навка выполнена под острым углом к оси гайки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент ClllA 9 2394812, кл. 85-61, 1946.

2. Патент США Р 2285080, кл. 151-19, 1942 (прототип).

842255

Тираж 860 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Закаэ 5013/32

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель H. Проконичев, Редактор Е. Спиридонова Техред А. Савка Корректор С. Корниенко

Самоконтрящаяся гайка Самоконтрящаяся гайка Самоконтрящаяся гайка 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к резьбовым соединениям и способам их стопорения

Изобретение относится к области машиностроения, к деталям машин, к устройствам стопорения резьбового соединения

Изобретение относится к технике машиностроения и может быть использовано для стопорения резьбовых соединений, работающих в условиях сильной и долговременной вибрации, в автомобильной, тракторной, локомотивной, авиационной и других отраслях промышленности и строительной индустрии

Изобретение относится к крепежным изделиям и может быть использовано в механизмах, испытывающих вибрационные и ударные нагрузки

Изобретение относится к креплению подшипника, которое обеспечивает уплотнение против просачивания масла и стопорение подшипника на валу

Изобретение относится к резьбовым соединениям конструктивных элементов в машинах и механизмах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для стопорения соединений, работающих в условиях сильной и долговременной вибрации, а автомобильной, авиационной, локомотивной отраслях к промышленности, а также в других отраслях, например для крепления строительных конструкций
Наверх