Гайка

 

(ii>966343

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Сева Сюветскик Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено 11. 07. 80 (21) 2956126/25-27 с присоединением заявки ¹(23) ПриоритетР М g> з

F l6 В 39/34

Государственный комитет

СССР

flo делам изобретеннй и открытий (53) УДК 621.882. .3(088.8) Опубликовано 151082. Бюллетень № 38

Дата опубликования описания 15. 10.82 (72) Автор изобретения

Э.М.Мансуров

- (71) Заявитель (54) Глйкл

Изобретение относится к машиност-. .роению и может найти применение преимущественно в резьбовых соединениях буровых установок, вибросит и т.п.

Известна гайка, s радиальном отверстии которой установлена эластичная вставка, поджимаемая винтом 1 ).

Однако при эксйлуатации в условиях вибрации надежность стопорения такой гайки недостаточнас вследствие возможного снятия вставки резьбовым стержнем.

Известна гайка, в радиальном отверстии которой установлена вставка из мягкого металла, например меди, поджимаемая винтом 12 ).

Надежность стопорения этой гайки несколько лучше, чем указанной гайки, но,-,ири эксплуатации в условиях значительных вибраций и динамических нагрузок не исключено ее самоотвинчивание as-за сравнительно небольшого усилия поджатия вставки к резьбовому стержню.

Цель .изобретения — обеспечение надежности стопорения при эксплуатации в условиях больших вибрационных нагрузок.

Поставленная цель достигается тем, что в гайке, имеющей резьбовое отвер1 стие,,сообщенное с ним радиальное отверстие, установленную в последнем ! вставку .иэ легкого металла и средст во поджатия вставки резьбовому стержню, в теле гайки выполнено продольное отверстие, а средство поджатия вставки выполнено в виде установленного в этом отверстии штифта со скошенным участком. На боковой поверхности штифта выполнена выемка, расположенная с угловым относительно смешенного заходного участка, при этом штифт выполнен с головкой для

15 erî оворота., Высокая надежность стопорения гай ки обеспечивается большими силами трения между вставкой и резьбоным стержО нем благодаря установке штифта в про-! дольное отверстие гайки с большим уси лием, например, с помощью мостка.

При этом скошенный заходный участок штифта, взаимодействуя со вставкой, плотно поджимает ее к резьбовому стержню. Выемка на боковой поверхности штифта позволяет разгрузить гайку от стопорящих сил путем поворачивания штифта на определенный угол

При демонтаже гайки для того, чтобы вставка,отжимаемая в эту выемку, умень43

4 повторного монтажа гайки нужно извлечь штифт и смятую вставку и за- метить последнюю (можно испольэовать старую вставку, предварительно выправив ее). штифт б изготавливается иэ прочных марок стали (Ст. 40 и т.д.) на токарном станке, Скос 7, выемка 8, огранка головки 9 и шлиц 10 - на фре» зерном.

Гайку можно поставить на расчетную силу трения в резьбе., регулируя расклинивающую силу толщиной вставки (изменение толщины диска на 0,01 снижает или увеличивает расклинивающую

° силу на величину около 400 кг).

Серией ударов молотком, применив утолщенную вставку 5, можно гайку посадить намертво.

В очень ответственных конструкциях для полной гарантии надежности можно установить 2-3 штифта (фиг.7).

Такую гайку вообще невозможно отвернуть, но она легко и быстро снимаетдя после поворота штифтов на требуемый угол. Усилие рабочего при этом в пределах 12 кг. При повороте штифтов гайка раэгружается от стопорящих сил.

Благодаря повышению надежности стопорения резьбовых соединений, например, в буровых установках применение считывающей гайки обеспечивает получение значительной экономии материала и расходов на ремонт.

Формула изобретения

Источники информации, принятые вб внимание при экспертизе

1. Патент ФРГ, 9 1027939, кл. 47 а 12, 1958 °

2. Детали машин. Атлас конструкций, М., 1962, с.бО лист. 44, .Фиг.lб (прототип).

3 9ббЗ шала бы плотность ее контакта с резь- .

Ьовым стержнем.

На фнг.l изображена гайка, разрез> на фиг.2 - вставка из меди, amoминия или свинца в двух проекциях ,на фиг.З - штифт; на фиг.4 - гайка перед навинчиванием на резьбовой стержень1 на фиг.5 - то же, затянута йа резьбе болта, вид,сбоку, с разре- зом, момент перед ударом в расклини-, вающий штифту на фиг. б. - то же, .зафиксирована в заданном положении, вид сбоку с разрезом; на фиг.7 — то же,. с тремя штифтами для очень ответственных конструкций.

Гайка состоит иэ корпуса 1 с резь- 5 бовым отверстием 2. В корпусе l вЫполнены радиальное отверстие 3 и продольное отверстие 4. В радиальном отверстии 3 расположена вставка 5 из мягкого металла, а в продольном 20 отверстии 4 — штифт 6 со скошенным заходным участком 7, выемкой 8, головкой 9 и шлицем 10.

Пример . В стандартной гайке (ГОСТ 5915-70) просверливается 25 радиальное отверстие 2, диаметром

0,3 d, с ребра боковых граней на глубину 1,655 d без учета его конуса где множитель Й вЂ” диаметр болта в мм. Конусное дно отверстия 3 служит у) ложем для вставки 5. С торца гайки на расстоянии, 0,68 d от ее центра, просверливается сквозное продольное отверстие 4, диаметр которого

0,24 а (ф .1).

Через радиальное отверстие 3 плотно проталкивается вставка 5, диаметр которой 0,31 d.

Вставка изготовлена из меди, алюминия или свинца.

Затем гайка навинчивается на резьбовой стержень 11 до нужного натяга. При этом вставка 5, плотно сидящая в своем ложе, скользит поверхностью по витку реэьбового стержня

11. Другой своей стороной вставка 45

5 выходит в продольное отверстие 4, в которое ставится штифт б скошенным заходным участком 7, направленным в сторону гайки 5 (фиг.3-5). Ударом (ударами) молотка (не показан) штиФт 5О

6 вгоняется в продольное отверстие гайки. При этом вставка эапрессовывается (вдавливается) в углубления резьбового стержня. С другой стороны сдавленная и смятая вставка 5 55 упирается в штифт и, облегая серповидное ребро выемки 8, удерживает штифт б от выпадания из продольного отверстия °

Для демонтажа гайки нужно (ключом, gp отверткой) повернуть штифт б в отверстии 4 так, чтобы выемка 8 была против вставки 5, которая, отжимаясь,, заполняет выемку 8 и частично раз,гружает гайку от стопорящих сил. Для, 5

1. Гайка, имеющая реэьбовое отверстие, сообщенное с ним радиаль-. ное отверстие, установленную в последнем вставку иэ мягкого металла и средство поджатия вставки, о тл и ч а ю щ .а я с я тем, что, с целью обеспечения надежного стопорения в любом заданном положении в условиях вибродинамической нагрузки, в теле гайки выполнено продольное отверстие, а средство поджатия вставки выполнено в виде установленного в этом отверстии штифта со скошенным заходным участком.

2. Гайка по п.l, о т л и ч а ющ а я с я тем, что на боковой поверхности штифта выполнена выемка, расположенная с угловым смещением отно-, сительно скошенного заходного участка, при этом штифт выполнен с головкой ля его поворота.

966343 нагл

Ьаg

Составитель И.Малюга .Редактор Е.Лазуренко ТехредЕ.Харитончик КорректоР А.Гриценко Заказ 7811/49 Тираж 803 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий .113035, Москва, Ж-35, Рауыская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Гайка Гайка Гайка 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к резьбовым соединениям и способам их стопорения

Изобретение относится к области машиностроения, к деталям машин, к устройствам стопорения резьбового соединения

Изобретение относится к технике машиностроения и может быть использовано для стопорения резьбовых соединений, работающих в условиях сильной и долговременной вибрации, в автомобильной, тракторной, локомотивной, авиационной и других отраслях промышленности и строительной индустрии

Изобретение относится к крепежным изделиям и может быть использовано в механизмах, испытывающих вибрационные и ударные нагрузки

Изобретение относится к креплению подшипника, которое обеспечивает уплотнение против просачивания масла и стопорение подшипника на валу

Изобретение относится к резьбовым соединениям конструктивных элементов в машинах и механизмах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для стопорения соединений, работающих в условиях сильной и долговременной вибрации, а автомобильной, авиационной, локомотивной отраслях к промышленности, а также в других отраслях, например для крепления строительных конструкций
Наверх