Упругофрикционная передача

 

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для передачи вращающего момента. Целью изобретения является повышение КПД. При вращении ведущего вала -1 вращение передается от ведущего катка 2 на ведомый фрикционный элемент 8. Точечный контакт осуществляется за счет взаимодействия поверхностей косых зубьев 3 и 14. Регулирование передаточного отношения осуществляется путем автоматического перемещения ведущего катка 2 к периферии колец, который возвращается в исходное положение под действием пружины 4. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

„„SU„„1442760 А1 (.51) 4 F 16 Н 17/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4146819j25-28 (22) 14.11.86 (46) 07.12 ° 88. Бюл, Р 45 (71) Мелитопольский моторный завод (72) В.В. Гритчин, Д,И. Фотинов и Н.А. Стрюк (53) 621 ° 839 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

И - 696218, кл. F 16 Н 15/20, 1976, (54) УПРУГОФРИКЦИОНКАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для передачи вращающего момента. Целью изобретения является повышение КПД.

При вращении ведущего вала -1 вращение передается от ведущего катка 2 на ведомый фрикционный элемент 8. То" чечный контакт осуществляется эа счет взаимодействия поверхностей косых зубьев 3 и 14. Регулирование передаточного отношения осуществляется путем автоматического перемещения ведущего катка 2 к периферии колец, который возвращается в исходное положение под действием пружины 4. 2 э.п. ф-лы, 2 ил.

1442760

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение для передачи вращающего момента.

Целью изобретения является повы5 шение КПД за счет уменьшения скольжения.

На фиг. 1 изображена передача, общий вид; на фиг. 2 — то же„ вид сверху. 10

Упругофрикционная передача содер" жит ведущий вал 1, на котором установлен ведущий каток 2 с равномерно расположенными на рабочей поверхности косыми зубьями 3. Каток 2 вза- 15 имодействует с пружиной 4, размещенной на этом же валу 1. Пружина 4 опирается на шариковый подшипник 5, который прижат к упору Ь вала 1. На ведомом валу 7 установлен ведомый 20 фрикционный элемент 8, рабочая поверхность 9 которого снабжена упругим элементом 10. Рабочая поверхность 9 выполнена в виде нескольких концентричных колец 11-13 и имеет . равномерно расположенные косые зубья

14. Числа зубьев 14 на кольцах 11-13 различны и больше у периферийных колец, в частности увеличиваются от кольца 11 до кольца 13, Ведущий ка- ЗО ток 2 контактирует с рабочей поверхностью 9 ведомого фрикционного элемента 8. При этом направление наклона зубьев 14 в месте контакта с ведущим катком 2 не совпадает с направлением наклона зубьев 3 катка 2. Зубья 14 выполнены переменой высоты, большей к периферии колец.

Упругофрикционная передача работает следующим образом.

При включении двигателя (не обозначен) крутящий момент от ведущего вала 1 передается ведущему катку 2, а от него через косые зубья 3 и 14 — 45 вецомому фрикционному элементы 8, вращение от которого передается ведомому валу 7. При этом под действием касательной силы крутящего момента и нормальной силы взаимного прижатия катка 2 и элемента 8 зубья 3 и 14 упруго деформируются, вследствие чего осуществляется точечный контакт между фрикционными поверхностями и происходит практически полная компенсация геометрического скольжения упругим.

Регулирование передаточного числа упругофрикционной передачи осуществляется автоматически в зависимости от величины передаваемого крутящего момента. При нагружении ведомого вала 7 в соединении ведущего ва. ла 1 с катком 2 возникает осевая сила, под действием которой ведущий каток 2 перемещается вдоль оси ведущего вала 1, сжимая пружину 4 и одновременно поворачивая ее на шариковом подшипнике 5. Зубья 3 катка вступают в контакт с зубьями 14 следующих за кольцом 13 концентричных колец более удаленных от оси вращения элемента 8. Крутящий момент на ведомом валу 7 элемента 8 возрастает, и уменьшается скорость вращения. Таким образом, происходит регулирование крутящего момента и соответственно передаточного числа.

Благодаря тому, что пружина 4 опирается на шариковый подшипник 5, в паре пружина 4 — упор 6 сокращаются потери на трение скольжения, вследствие замены его на трение качения.

Формула изобретения

1. Упругофрикционная передача, содержащая ведущий вал, подпружиненный вдоль своей оси и установленный на нем ведущий каток, на рабочей поверхйости которого выполнены равномерно расположенные по окружности косые зубья, и ведомый вал, на котором установлен ведомый фрикционный элемент, отличающаяся тем, что, с целью повьппения КПД на рабочей поверхности ведомого фрикционного элемента выполнены равномерно расположенные по окружности зубья, направление которых в месте контакта отлично от направления зубьев ведущего катка.

2. Упругофрикционная передача, но п. 1 отличающаяся тем, что рабочая поверхность ведомого фрикционного элемента выполнена в виде концентричных колец, зубья— косыми переменной высоты, большей к периферии колец, а числа зубьев на кольцах различны и больше у периферийных колец.

3. Упругофрикционная передача, по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что пружина ведущего катка установлена на ведущем валу с возможностью вращения вокруг его оси, 1442760

Я 1 4 5 b

7 2

Тирах 784

В11ИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул Проектная, 4

Редактор Н. Лазаренко

Заказ 6372/34

Составитель М. Левинский

Техред Л.Сердюкова

Корректор Г. Решетник

Подписное

Упругофрикционная передача Упругофрикционная передача Упругофрикционная передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машино строению и может быть использовано в передачах с переменным положением оси колеса, например в бесцепной системе подачи горно-добывающих машин - очистных комбайнов

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в червячных редукторах с повышенными термическими нагрузками

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в червячных редукторах, работающих при больших тепловых нагрузках

Привод // 1442750
Изобретение относится к механическим передачам, а именно к волновым зубчатым передача1М, и может быть использовано во всех отраслях машиностроения и приборостроения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в роботостроении, в сельскохозяйственных машинах, в часовьпс механизмах, в устройствах аналоговой индикации, микромеханике, инструментах и измерительных механизмах, передачах и т.д

Изобретение относится к машиностроению , к передачам с изменяемым передаточным отношением

Привод // 1441111
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в силовых приводах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в волновых передачах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх