Способ диагностирования газораспределительного механизма двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления

 

Изобретение м.б. использовано для оценки износа профиля кулачка ,распределительного вала. Цель изобретения - повьшение точности диагностирования . Устр-во содержит последовательно включенные вибродатчик 1, усилитель 2, фильтр 3 и аналогоцифровой преобразователь (П) 4, а также датчик (Д) 5 положения, элемент (Э) И 7, счетчик 8 импульсов и регистр 10. Выходы П 4, регистра 10, а также Э 7 подключены к входам блока 11 обработки информации, выход к-рого связан с входом цифрового отсчетного устр-ва 12. Кроме того, выход Э 7 подключен к вторым входам П 4 и регистра 10, второй выход датчика 5 через задатчик 6 подключен к второму входу 37, первый выход датчика 5 - к второму входу задатчика 6, а к второму входу счетчика 8 подключен выход, генератора 9 опорной частоты. Измеряют амплитуду виброимпульса от посадки клапана в седло и мгновенное значение угловой скорости распределительного вала в момент возникновения виброимпульса . Износ профиля кулачка оценивают по отношению указанной амплитуды к мгновенному значению угловой скорости. 2 с.п. ф-лы, 1 ил. с (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

4 А1

09) (11) y1) y G 01 M 15/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н A BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4276796/25-06 (22) 06.07.87 (46) 23.02.89. Бюл. У 7 (71) Куйбышевский институт инженеров. железнодорожного транспорта. (72) 10.Ä, Ермаков, В.П. Криволапов, Ю.Е. Просвиров и В.С.. Целиковская . (53) 621.43-001.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 1307275, кл. G, 01 М 15/00, 1985.

Авторское свидетельство СССР

Р 887939, кл. G Ol М 15/00, 1980. (54) СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО .СГОРАНИЯ И УСТРОИСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) Изобретение м.б. использовано для оценки износа профиля кулачка распределительного вала. Цель изобретения — повышение точности диагно- стирования. Устр-во содержит последовательно. включенные вибродатчик

1, усилитель 2, фильтр 3 и аналогоцифровой преобразователь (П) 4, а также датчик (Д) 5 положения, элемент (Э) И 7, счетчик 8 импульсов и регистр 10 ° Выходы П 4, регистра 10, а также 3 7 подключены к входам блока 11 обработки информации, выход к-рого связан с входом цифрового отсчетного устр-ва 12. Кроме того, выход 3 7 подключен к вторым входам П 4 и регистра 10, второй выход датчика 5 через задатчик 6 подключен к второму входу 3 7, первый выход датчика 5 — к второму входу задатчика 6, а к второму входу счетчика 8 подключен выход. генератора 9 опорной частоты. Измеряют амплитуду виброимпульса от посадки клапана в седло и мгновенное значение угловой скорости распределительного вала в момент возникновения виброимпульса. Износ профиля кулачка оценивают по отношению указанной амплитуды к мгновенному значению угловой скорости. 2 с.п. ф-лы, 1 ил.

1460649

Изобретение относится к области эксплуатации и может быть использовано для диагностирования гаэораспределительного механизма двигателя внутреннего сгорания, в частности для оценки износа профиля кулачка распределительного вала.

Цель изобретения — повьппение точности диагностирования, 10

На чертеже представлена блоксхема устройства для осуществления предлагаемого способа.

Устройство содержит вибродатчик

1, усилитель 2, фильтр 3, аналого- 15 цифровой преобразователь 4, датчик

5 положения, задатчик 6, элемент И 7, счетчик 8 импульсов, генератор 9 опорной частоты, регистр 10, блок 11 обработки информации, цифровое отсчет- 20 ное устройство 1 2.

Выход вибродатчика 1 последовательно через усилитель 2 ифильтр 3 подключен к первому входу аналого-цифрового преобразователя 4, а первый выход датчика 5 положения соединен с первым входом элемента И 7 и с вторым входом задатчика 6, причем второй выход датчика 5 положения соединен с первым входом задатчика б,выход которого под- З0 ключен к второму входу элемента И 7, выход .которого соединен с первым входом счетчика 8 импульсов, с первым входом регистра 1 О, с вторым входом блока 11 обработки информации и с 35 вторым входом аналого-цифрового преобразователя 4, выход которого подсоединен к.первому входу блока 11 обработки информации, причем выход генератора 9 опорной частоты подключен к вто- 40 рому входу счетчика 8 импульсов, вы--: ход которого подсоединен в второму входу регистра .10, выход которого подключен к третьму входу блока 11 обработки информации, выход которого подключен к входу цифрового отсчетного устройства 12.

Способ осуществляется следующим образом.

Перед диагностированием устанавливают датчик 5 положения на двигатель и жестко связывают его с валом двигателя. Датчик 5 положения преобразует вращательное движение в эле" ктрические импульсы, колнчество которых пропорционально угловому перемещению вала. С первого выхода датчика 5 положения снимается серия импульсов за один оборот вала, à с второго выхода — один импульс за один оборот вала. Предварительно, исходя из циклограммы работы двигателя, в задатчик 6 заносятся фазы начала и конца измерения, т.е ° числовые коды, соответствующие количеству импульсов, поступающих с первого выхода датчика

5 положения, до набегания кулачка распределительного вала на толкатель и после схода кулачка распределительного вала с толкателя, При этом сигнал с вибродатчика 1 в течение "неинформативной" части оборота не анализируется блоком 1.1 обработки информации. Задатчик 6 представляет собой программируемые счетчики с предвари- тельной установкой.

После установки датчиков 1 и 5, программирования задатчика 6, пуска двигателя и вывода его на режим.сигнал с вибродатчика 1, амплитуду которого необходимо измерить, последовательно проходит усилитель 2, где

1 преобразовывается до стандартной величины, фильтр 3, где убираются высокочастотные составляющие сигнала и сетевые наводки, и поступает на первый вход аналого-цифрового преобразователя 4. Последний преобразует входной аналоговый сигнал в цифровой код, пропорциональный амплитуде виброакустического сигнала от посадки клапана на седло.

Параллельно импульсы с датчика 5 положения поступают на входы задатчика 6 и первый вход элемента И 7. Импульсом с второго выхода датчика 5 положения задается начало счета задатчику 6, который подсчитывает импульсы, поступающие с первого выхода датчика

5 положения. Измерение начинается при совпадении числа поступающих импульсов на второй вход задатчика 6 и числового кода, соответствующего фазе набегания кулачка распределительного вала на толкатель. В этот момент с выхода saдатчика 6 на второй вход элемента И 7 поступает сигнал, разрешающий прохождение импульсов с первого выхода датчика 5 положения через элемент И 7.

По фронту импульсов, поступающих с выхода элемента И 7, запускается аналого-цифровой преобразователь 4, переписывается числовой код с выхода счетчика 8 в регистр 10, показания счетчика 8 сбрасываются в "0" и начинается подсчет импульсов, поступающих с выхода генератора 9 опорной частоты.

1460649

4t = dn.T „= а и оц. 35

Блок 11 обработки информации считывает числовые коды, поступающие на его первый и третий входы соответственно. с выхода аналого-цифрового преобразователя 4 и регистра 10.

Код, поступающий на первый вход блока 11 обработки информации, представляет собой числовой эквивалент аналогового сигнала с вибродатчика 10

1. Так как этот код считывается блоком 11 обработки информации по фронту импульсов, приходящих с датчика

5 положения, следовательно, числовой эквивалент, диагностического сиг- 15 нала, амплитуду которого необходимо измерить, поступает в блок 11 обработки информации, жестко "привязанный" к угловому положению вала двигателя. 20

Код, поступающий на третий вход блока 11 обработки информации с выхода регистра 10, равный числу импуль-; сов опорного генератора 9 между фронтами. двух соседних импульсов датчика

5 положения, соответствует времени поворота вала двигателя d t. на угол ь, что пропорционально мгновенному значению угловой скорости распределительного вала в момент поступ- 30 ления вибросигнала, генерируемого посадкой клапана на седло, т.е. где a t — время поворота . вала двиг ателя на угол 4 Ч

A n — число импульсов, поступивших в счетчик 8 за период между фронтами двух соседних импульсов датчика 5 положения;

Т„ - период импульсов генератора опорной частоты, 45

К„„ - частота следования импульсов генератора опорной частоты.

Угол поворота вала двигателя 4у соответственно равен

З60

50 и,„ где и „ — количество импульсов, поступающих с датчика 5 положения за один оборот вала двигателя.

Блок 11 обработки информации считывает эти коды и хранит до конца измерения.

Измерение заканчивается при совпадении числа импульсов, поступающих на второй вход задатчика би числового, кода, соответствующего фазе схода кулачка распределительного вала с толкателя. В этот момент задатчик 6 подает на схему И 7 сигнал, запрещающий прохождение импульсов с датчика

5 положения на выход схемы И 7. По окончании измерения блок 11 обработки информации вычисляет и индицирует на цифровом отсчетном устройстве 12 амплитуду вибросигнала, мгновенную угловую скорость в этот момент и величину, характеризующую износ профиля кулачка (yctgp) .

Мгновенная угловая скорость вычисля е тс я по фо рмуле ь) AV

Ьй

Величина, характеризующая износ профиля кулачка (pctgy) определяется по отношению амплитуды виброакустического сигнала от посадки клапана на седло к мгновенному значению угловой скорости распределительного вала и вычисляется по формуле з Т,„ (yctg ) ) Формула изобретения

1. Способ диагностирования газораспределительного механизма двигателя внутреннего сгорания путем оценки износа профиля его кулачка, включающий измерение амплитуды виброимпульса от посадки клапана в седло и сравнение ее с эталоном, о т— л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения точности, измеряют мгновенное значение угловой скорости распределительного вала в момент возникновения виброимпульса, генерируемого посадкой клапана в седло, а износ профиля кулачка распределительного вала оценивают по отношению амплитуды виброимпульса к мгновенному значению угловой скорости.

2. Устройство для диагностирования газораспределительного механизма двигателя внутреннего сгорания, содержащее последовательно связанные вибродатчик, усилитель, фильтр и блок обработки информации, о т. л и ч а ю— щ е е с я тем, что, -с целью повышения точности, устройство дополнительно содержит аналого-цифровой преобра14606

Составитель А, Аристов

Техред А.Кравчук

Ко р рек то р А. Об руч ар

Редактор А. Коэориз

Заказ 537/52

Тираж 788

Подписное

BHHHllH Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101 зователь, датчик положения, связанный с распределительным валом, задатчик, элемент И, счетчик импульсов, генератор опорной частоты, регистр, цифровое отсчетное устройство, причем выход вибродатчика через усили" тель и фильтр подключен к первому входу аналого-цифрового преобразователя, первый выход датчика положения 10 подключен к первому входу элемента И и к второму входу задатчика, второй выход датчика положения подключен к первому входу задатчика, а выход последнего подключен к второму входу

49 6 элемента И, выход которого подключен к первому входу счетчика импульсов, второму входу блока обработки и второму входу аналого-цифрового преобразователя, выход которого подключен к первому входу блока обработки информации, а выход генератора опорной частоты подключен к второму входу счетчика импульсов, выход которого подсо един к второму входу регистра, причем выход регистра подключен к третьему входу блока обработки информации, вьмод,которого подключен к входу цифрового отсчетного устройства.

Способ диагностирования газораспределительного механизма двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления Способ диагностирования газораспределительного механизма двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления Способ диагностирования газораспределительного механизма двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления Способ диагностирования газораспределительного механизма двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания :и позволяет повысить точность индикации поршней

Изобретение относится к оборудованию для стендовых испытаний узлов и машин и может быть использовано для стендовых испытаний металлоконструкций рабочего оборудования одноковшовых экскаваторов

Изобретение относится к оборудованию для испытания рабочих органов землеройных мап1ин, в частности к стендам

Изобретение относится к даигателестроению, а именно к стендам для испытания две, и позволяет повысить качество испытаний ДВС путем воспроизведения на стендах различных эксплуатационных режимов и обеспечения оперативного управления процессом испытаний

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх