Спироидная беззазорная передача

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в делительных и следящих приводах станков. Цель изобретения уменьшение осевого габарита при обеспечении равной в обоих направлениях вращения нагрузочной способности . При вращении ведущего вала 2 с основным 3 и дополнительным 4 червяками , поджатыми Т1ругим элементом 6 и гайкой 7 к зубьям спироидного колеса 8, выбирается зазор в зацеплении при вращении ведомого вала 9 в обоих направлениях. .Величина зазора и между торцами червяков 3 и 4 выбирается равной 0,3-0,9 осевого модуля витков червяка, причем больщая величина коэффициента относится к меньшему модулю . 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1467291 А1 (51) 4 F 16 Н 1/16.Е

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 424506) /25-28 (22) ) 5. 05. 87 (46) 23.03.89. Вил. Р 11 (71) Ижевский механический институт (72) А. К. Георгиев, С.Д. ))аньшин, Е.Л. Екатериничева и P Ï. ))аньшина (53) 621 ° 833 (088 ° 8) (56) Авторское свидетельство .СССР

У 641213, кл. F 16 Н 1/16, 1974 ° (54) СПИРОИДНАЯ БЕЗЗАЗОРНАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в делительных сто )ах и следящих приводах станков. Цель изобретения— уменьшение осевого габарита при обеспечении равной в обоих направлениях вращения на грузочной способности. При вращении ведущего нала 2 с основнъм 3 и дополнительным 4 червяками, поджатыми упругим элементом 6 и гайкой 7 к зубьям спироидного колеса 8, выбирается зазор в зацеплении при вращении ведомого вала 9 в обоих направлениях. Величина зазора Л между торцами червяков 3 и 4 выбирается равной 0,3-0,9 осевого модуля витков червяка, причем большая величина коэффициента относится к меньшему модулю. 3 ил.! 14672

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в делительных столах и следящих приводах станков.

Цель изобретения — уменьшение осе- 5 ного габарита при обеспечении равной в обоих направлениях вращения нагрузочной способности.

На фиг. 1 изображена спироидная беззазорная передача, разрез по оси колеса; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 2.

Спироидная беззазорная передача содержит корпус l, ведущий вал 2, выполненный как единое целое с ним основной червяк 3, дополнительный червяк 4, установленный на ведущем валу 2 со стороны, противоположной межосевой линии 0 0, с возможностью осевого перемещения и с зазором Д, равным 0,3-0,9 осевого модуля витков червяка. Дополнительный червяк 4 установлен на ведущем валу 2 по скользящей посадке, соединен с ним шпонкой 5 и поджат в направлении основ— ного червяка 3 с помощью упругого элемента 6 и гайки 7, представляющих собой устройство для выборки зазоров в зацеплении. Червяки 3 и 4 находятся

ЗО в совместном зацеплении со спироидным колесом 8 неподвижно закрепленными на ведомом валу 9 винтами 10. При этом боковые поверхности 11 витков дополнительного червяка 4 постоянно поджаты к правым боковым поверхностям

12 зубьев спироидного колеса 8,. а боковые поверхности 13 витков основного червяка 3 постоянно поджаты к левым боковым поверхностям 14 зубьев спироидного колеса 8, Длины основного червяка 3 1, и дополнительного червяка 4 1 при этом выбраны из условий

1 = (0,52-0,62) (r< -а

-4г, - а >;

1 = (О, 82-0, 86) 1,, 5Î где r u r ° — радиусы внешней и

1 внутренней окружно-. стей зубчатого венца ,спироидного колеса;

a < — межосевое расстояние спироидной передачи.

Величина зазора между торцами червяков 3 и 4 по мере увеличения модуля ш,„ (например, от ш (0,8 до

91 2

m „) 4) уменьшается от О, 9 ш „до

0,3 m

Спироидная беззаэорная передача . работает следующим образом.

Вращательное движение от ведущего вала 2 посредством червяков 3 и 4 передается спироидному колесу 8 и ведомому валу 9. Уп ругий элемент 6, упираясь в гайку 7 и воздействуя на дополнительный червяк 4, перемещает его по ведущему валу 2 вдоль шпонки

5 в направлении основного червяка 3, В результате этого распорное усилие замыкается между контактирующими с правыми боковыми поверхностями 12

l зубьев спироидного колеса 8 боковыми поверхностями 11 витков дополнительного червяка 4, и контактирующими с левыми боковыми поверхностями 14 зубьев спироидного колеса 8 боковыми поверхностями 13 витков основного червяка 3.

В процессе приработки передачи происходит уменьшение зазора между червяками 3 и 4, вследствие чего уменьшается распорное усилие. Для восстановления первоначального распорного усилия необходимо довинтить гайку 7 на соответствующую величину.

Червяки 3 и 4 нарезаются совместно при установке между ними технологической прокладки, имеющей толшину, равную регламентированному зазору d между червяками 3 и 4.

Формула изобретения

Спироидная беззазорная передача, содержащая ведущий вал с жестко закрепленными на нем червяком, ведомый вал, установленное на нем спироидное колесо, находящееся в зацеплении червяков, и устройство для выборки зазоров в зацеплении, включающее упругий элемент и механизм регулирования усилия, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения осевого габарита в направлении оси ведомого вала при обеспечении равной в обоих направлениях вращения нагрузочной способности, спироидное колесо жестко закреплено на ведомом валу, передача снабжена дополнительным червяком, ус- . тановленным на ведущем валу с возможностью осевого перемещения и с зазором между торцами червяков, равным

0,3-0,9 осевого модуля витков червяков, длины 1 и 1 соответственно ос) 467291

Фиг.2 новного и дополнительного червяков выбраны из условий

1, (0,52-0,62)(т -а

r. — а )

2 1

1 2

Ф у

12 = (0,82-0,86) 1, где г и r; — радиусы внешней и ( внутренней окружностей зубчатого венца спироидного колеса; ащ — мехосевое расстояние спнроидной передачи, а устройство для выборки зазоров установлено на ведущем валу со стороны дополнительного червяка .

146729!

Составитель A !"1атвеев

Редактор И. Дербак Техред H.Дндык Корректор О. Кравцова

Заказ 1178/32 Тираж 7 21 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101 ь

Спироидная беззазорная передача Спироидная беззазорная передача Спироидная беззазорная передача Спироидная беззазорная передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано 9-f для редукции вращения в вакууме

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высоконапряженных конических зубчатых передачах

Передача // 1463987
Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах машин, к которым предъявляются требования высокой крутильной жесткости и отсутствия люфтов

Изобретение относится к матиностроению, к зубчатым передачам

Изобретение относится к высоко-v точным эксцентриковым винтовым передачам , применяемым в машиностроении,

Изобретение относится к машиностроениюо Целью изобретения является повьшение несущей способног и за счет одновременного увеличения р Адиуса кривизны кругового профиля и многопарности зацепления

Изобретение относится к машиностроению и позволяет улучшить плавность работы и увеличить нагрузочную способность передачи

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в мелкомодульных приводных устройствах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для замены прямозубых цилиндрических передач в условиях повышенных требований к долговечности и габаритам подшипниковых узлов и снижению вибрации и соответствующего им шума в осевом направлении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для преобразования вращательного движения в поступательное

Редуктор // 2109186
Изобретение относится к машиностроению, в частности касается приводов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах станков и мотоблоков

Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению, и может быть использовано в любой отрасли народного хозяйства как передаточный механизм общемашиностроительного применения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании планетарных редукторов для машин и оборудования
Наверх