Стопорное устройство регулируемой рулевой колонки транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению , в частности, к стопорным устройствам регулируемой по углу наклона и осевому перемещению рулевой колонки. Цель изобретения - повышение надежности стопорения рабочего положения рулевой колонки, расширение функциональных возможностей устройства и улучшение удобства его использования. Стопорное устройство содержит ходовой винт 36 винтового соединения, установленный на оси поворота рулевой колонки (РК) и имеющий противоположно направленные по отношению друг к другу резьбовые участки 37 и 38, непосредственно взаимосвязанные с опорными цапфами 23 и 24 в виде резьбозатягиваемых зажимных цанг, которые, будучи зафиксированны от поворота при помощи стопорных пластин 28 и 29, жестко закрепленных на корпусе вильчатого суппорта (ВС) 20, расположены цилиндрической частью в отверстиях щек 25 и 26 раздвоенной проушины 27 ВС 20. При затяжке винтового соединения опорные цапфы 23 и 24 конической частью плотно входят в соответствующие отверстия, выполненные в упругосжимаемых клеммах 3 и 4 зажимной опоры 1, охватывающей обоймообразной ступицей 5 трубчатый корпус 6 РК, и одновременно с клиновым эффектом обжимают резьбовые участки 37 и 38 ходового винта 36 винтового соединения. Тем самым обеспечиваются повышенная надежность стопорения рабочего положения РК по углу наклона в раздвоенной проушине 27 ВС 20 и по осевому перемещению трубчатого корпуса 6 РК в обоймообразной ступице 5, причем окружная ориентация трубчатого корпуса 6 РК осуществлена за счет выполненного на корпусе обоймообразной ступицы 5 прямоугольного замкнутого выреза 7 и размещенных в нем кронштейнов 10, 11 и 12 крепления замка зажигания 13 с противоугонным устройством, обусловливающих расширение функциональных возможностей стопорного уа. 5 з.п. ф-лы, 6 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (51) 4 В 62 Р 1 18

GllHCAHHE ИЗОБРЕТЕНЮ)

H А BTOPCH0MV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

А-А

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4336252/27-11 (22) 30. 1 1.87 (46) 15.04.89. Бюл. № 14 (71) Завод микроавтобусов «РАФ» им. XXV съезда КПСС (72) С. В. Уголев (53) 629.113.014.5 (088.8) (56) Заявка Франции № 2408500, кл. В 62 D 1/!8, 1978.

ÄÄSUÄÄ 1472329 А 1 (54) СТОПОРНОЕ УСТРОЙСТВО PEГУЛИРУЕМОЙ РУЛЕВОЙ КОЛОНКИ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности и стопорным устройствам регулируемой по углу наклона и осевому перемешению рулевой колонки..Цель изобретения — повышение надежности стопорения рабочего положения

1472329 рулевой колонки, расширение функциональных возможностей устройства и улучшение удобства его использования. Стопорное устройство содержит ходовой винт 36 винтового соединения, установленный на оси поворота рулевой колонки (РК) и имеющий противоположно направленные по отношению друг к другу резьбовые участки 37 и 38, непосредственно взаимосвязанные с опорными цапфами 23 и 24 в виде резьбозатягиваемых зажимных цанг, которые, будучи зафиксированны от поворота при помоши стопорных пластин 28 и 29, жестко закрепленных на корпусе вильчатого суппорта (ВС) 20, расположены цилиндрической частью в отверстиях щек 25 и 26 раздвоенной проушины 27

ВС 20. При затяжке винтового соединения опорные цапфы 23 и 24 конической частью плотно входят в соответствующие отверстия, выполненные в упругосжимаемых клеммах 3

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к стопорным устройствам регулируемой по углу наклона и осевому перемещению рулевой колонки.

Цель изобретения — повышение надежности стопорения рабочего положения рулевой колонки, расширение функциональных возможностей устройства и повышение удобства в его использовании.

На фиг. 1 схематично изображена регулируемая рулевая колонка транспортного средства со стопорным устройством (где угол rp и длина L — величины, определяющие номинальное рабочее положение рулевой колонки с рулевым колесом, а +-Л и +Л1— допускаемые отклонения рулевой колонки по углу наклона и осевому перемещению при ее регулировке); на фиг. 2 — — разрез А-А на.фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 2; на фиг. 4 — опорная цапфа, разрезанная по образующей ее наружной поверхности, вид в аксонометрии; на фиг. 5 — то же, с равномерно расположенными по окружности осевыми надрезами, вид в аксонометрии; на фиг. 6 — разрез А-А на фиг. 1 (с дополнительной самозатягивающейся стопорной гайкой) .

Стопорное устройство регулируемой рулевой колонки транспортного средства (фиг. 1, 2, 3 и 6) содержит зажимную опору 1, которая разрезана вдоль продольной оси по центральной проушине 2 с образованием двух упругосжимаемых клемм 3 и 4.

Своей обоймообразной ступицей 5 зажимная опора 1 плотно охватывает трубчатый корпус 6 рулевой колонки, однозначно ориентированной по окружности и с возможностью осевого перемещения в ней.

Данная взаимосвязь зажимной опоры. 1 с трубчатым корпусом 6 рулевой колонки и 4, зажимной опоры l, охватывающей обоймообразной ступицей 5 трубчатый корпус 6

РК, и одновременно с клиновым эффектом обжимают резьбовые участки 37 и 38 ходового винта 36 винтового соединения. Тем самым обеспечиваются повышенная надежность стопорения рабочего положения РК по углу наклона в раздвоенной проушине 27

ВС 20 и по осевому перемещению трубчатого корпуса 6 РК в обоймообразной ступице 5, причем окружная ориентация трубчатого корпуса 6 РК осуществлена за счет выполненного на корпусе обоймообразной ступицы 5 прямоугольного замкнутого выреза 7 и размещенных в нем кронштейнов 10, 11 и 12 крепления замка зажигания 13 с про тивоугонным устройством, обусловливающих расширение функциональных возможностей стопорного устройства. 5 з. и. ф-лы, 6 ил.

2 обеспечена тем, что на корпусе обоймообразной ступицы 5 зажимной опоры 1 имеется симметрично расположенный в направлении фронтальной плоскости прямоугольный замк5 нутый вырез 7, который образует ее верхний 8 и нижний 9 полупояса, а на трубчатом корпусе 6 рулевой колонки внутри прямоугольного замкнутого выреза 7 приварены ушкообразные кронштейны 10 и 11 для жест10 кого закрепления коробчатообразного кронштейна 12 замка 13 зажигания с противоугонным устройством, при этом продольные стороны 14 и 15 прямоугольного замкнутого выреза 7 являются направляющими тыльных сторон ушкообразных кронштейнов 10 и 11, 1 а верхний 8 и нижний 9 полупояса зажимной опоры 1 — ограничительными осевыми упо рами коробчатообразного кронштейна 12 замка 13 зажигания с противоугонным устройством.

В трубчатом корпусе 6 рулевой колонки

20 неподвижно зафиксирован по оси рулевой вал 16, верхний конец которого жестко связан с рулевым колесом 17, а нижний — шарнирно соединен при помощи телескопически складывающегося карданного вала 18 с ру25 левым механизмом 19.

Стопорное устройство регулируемой рулевой колонки содержит также вильчатый суппорт 20, который жестко закреплен на кронштейне 21 крепления рулевой колонки к передней панели 22 кузова и имеет при

30 регулировке рабочего положения рулевой колонки возможность шарнирного соединения с центральной проушиной 2 зажимной опоры 1 посредством опорных цапф 23 и 24, являющихся осью поворота рулевой колонки.

Опорные цапфы 23 и 24 выполнены в виде резьбозатягиваемых зажимных цанг и по

1472329

Формула изобретения

30 геометрической форме представляют собой цилиндроконические втулки, которые установлены своей цилиндрической частью в отверстиях щек 25 и 26 раздвоенной проушины 27 вильчатого суппорта 20, а конической частью сопряжены с соответствующими отверстиями, выполненными в клеммах 3 и 4 зажимной опоры 1.

Для удержания от поворота опорных цапф 23 и 24 в отверстиях щек 25 и 26 раздвоенной проушины 27 вильчатого суппорта 20 служат стопорные пластины 28 и 29, имеюшие шестигранные фиксирующие отверстия под аналогичные выступы 30 и 31 опорных цапф 23 и 24 и закрепленные жестко на боковых сторонах корпуса вильчатого суппорта 20, при этом жесткое закрепление стопорных пластин 28 и 29 опорных цапф 23 и 24 на корпусе вильчатого суппорта 20 выполнено в одной точке при помощи болтовых соединений 32 и 33, снабженных разгрузочными от повышенных контактных напряжений промежуточными втулками 34 и,35, приваренными со стороны упорного буртика к наружной поверхности стопорных пластин 28 и 29.

Помимо этого стопорное устройство регулируемой рулевой колонки содержит винтовое соединение, расположенное на общей оси опорных цапф 23 и 24 и снабженное ходовым винтом 36 ступенчатой формы, который имеет в средней части по обе стороны от оси рулевой колонки резьбовые участки 37 и 39. Последние выполнены с противоположно направленными по отношению друг к другу нарезками резьб, левой — с левой стороны, правой — с правой стороны для непосредственного резьбового соединения с опорными цапфами 23 и 24.

Кроме того, ходовой винт 36 винтового соединения на одном из своих концов содержит шлицевой участок 39 для жесткого соединения с зажимной рукояткой 40, которая может быть установлена в удобном для водителя угловом положении.

Стопорное устройство регулируемой рулевой колонки работает следуюшим образом

При повороте зажимной рукоятки 40 из горизонтального положения (обозначено штрихпунктирной линией на фиг. 1) в ее вертикальное нижнее вращательное движение ходового винта 36 винтового соединения стопорного устройства преобразуется в поступательное движение одновременно притягиваемых друг к другу опорных цапф 23 и 24, которые, плотно входя своей конической частью в конические отверстия упругосжимаемых клемм 3 и 4 зажимной опоры 1 и находясь при этом в жесткой связи с корпусом вильчатого суппорта 20 при помощи стопорных пластин 28 и 29, блокируют зажимную опору 1 в щеках 25 и 26 раздвоенной проушины 27 вильчатого суппорта 20 по углу наклона, так и установленный в зажимной

55 опоре 1 трубчатый корпус 6 рулевой колонки по осевому перемещению.

Для обеспечения дополнительной эффективности стопорения рабочего положения рулевой колонки служит вариант выполнения опорных цапф 23 и 24 в виде зажимных цанг с равномерно расположенными по окружности осевыми надрезами (фиг. 5), выходящими на цилиндрическую часть их цилиндроконической поверхности с образованием упругосжимаемых клиновидных лепестков, причем оптимальное количество последних, исходя из взаимоприемлемого компромисса между конструкцией и технологичностью опорных цапф 23 и 24 — четыре.

Для обеспечения надежности стопорения рабочего положения рулевой колонки ходовой винт 36 винтового соединения (фиг. 6) может иметь на другом из своих концов дополнительный резьбовой участок 41 с противоположно направленной по отношению к смежному ему резьбовому участку 38 нарезкой резьбы для установки стопорной гайки 42 со звездообразной рукоятко" 43, которая своей упорной частью способна самозатягиваться на торцовой поверхности фиксирующего выступа 31 опорной цапфы 24.

1. Стопор ное устройство регулируемой рулевой колонки транспортного средства, содержащее зажимную опору, представляюшую собой две упругосжи маем ые клем мы и охватывающую своей обоймообразной ступицей с возможностью осевого перемещения в ней трубчатый корпус рулевой колонки с неподвижно зафиксированным по оси рулевым валом, жестко связанным верхним концом с рулевым колесом, а нижним шарнирно соединенным при помощи телескопически складывающегося карданного вала с рулевым механизмом, вильчатый суппорт, жестко закрепленный на кронштейне крепления рулевой колонки к передней панели кузова и имеющий при регулировке рабочего положения рулевой колонки возможность шарнирного соединения с центральной проушиной зажимной опоры посредством опорных цапф, являющихся осью поворота рулевой колонки и выполненных в виде цилиндроконических втулок, установлен н ых своей цилиндрической частью в отверстиях щек раздвоенной проушины вильчатого суппорта и удерживаемых от поворота при помощи стопорных пластин, имеющих фиксирующие отверстия под аналогичные выступы опорных цапф и закрепленных жестко на боковых сторонах корпуса вильчатого суппорта, а конической частью плотно сопряженных с соответствующими отверстиями. выполненными в клеммах зажимной опоры, и винтовое соединение, расположенное на общей оси опорных цапф, обеспечиваюших при затяжке винтового соединения одновре1472329 менную блокировку зажимной опоры и трубчатого корпуса рулевой колонки соответственно по углу наклона в вильчатом суппорте и осевому перемещению в ступице зажимной опоры, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности стопорения рабочего положения рулевой колонки, расширения функциональных возможностей устройства и повышения удобства в его использовании, винтовое соединение снабжено ходовым винтом ступенчатой формы, имеющим в средней части по обе стороны от оси рулевой колонки резьбовые участки с противоположно направленными по отношению друг к другу нарезками резьб, а опорные цапфы представляют собой зажимные цанги, имеющие соответствующие резьбовые отверстия для непосредственного сопряжения с резьбовыми участками ходового винта, причем на одном из своих концов ходовой винт содержит шлицевой участок для жесткого соединения с зажимной рукояткой, на корпусе ступицы зажимной опоры выполнен прямоугольный замкнутый вырез, образующий ее верхний и нижний полупояса, для размещения в нем при регулировке рабочего положения рулевой колонки коробчатообразного кронштейна замка зажигания с противоугонным устройством, закрепленного жестко на ушкообразных кронштейнах трубчатого корпуса рулевой колонки, при этом продольные стороны прямоугольного замкнутого выреза являются направляющими тыльных сторон ушкообразных кронштейнов, для ориентации трубчатого корпуса рулевой колонки в ступице зажимной опоры.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что зажимные цанги выполнены разрезными по всей длине образующей их наружной поверхности.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что зажимные цанги выполнены с равномерно расположенными по окружности осевыми надрезами, выходящими на цилиндрическую часть их цилиндроконической поверхности с образованием упругосжимаемых клиновидных лепестков, количество которых не менее четырех.

4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что фиксирующие выступы опорных цапф, соответствующие аналогичным отверстиям в стопорных пластинах, имеют форму шестигранника.

5. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что жесткое закрепление стопорных пластин опорных цапф на корпусе вильчатого суп20 порта выполнено в одной точке при помощи болтовых соединений, снабженных промежуточными втулками, заодно связанными со стопорными пластинами.

6. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что ходовой винт винтового соединения на другом из своих концов имеет дополнительный резьбовой участок с противоположно направленной по отношению к смежному ему резьбовому участку нарезкой резьбы для

ЗО устaíîaêè стопорной гайки с рукояткой, самозатягивающейся своей упорной частью на торцовой поверхности фиксирующего выступа опорной цапфы.

1472329

1472329

1472329

1472329

Составитель B. Ионова

Редактор 1О. Сcpc III Техред И. Верес Корректор Л. Г1атай

Заказ 1550, 19 Тираж 480 Подписное

В!-!ИИПИ ос дарственного комитета IIo изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

I I 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, !О!

Стопорное устройство регулируемой рулевой колонки транспортного средства Стопорное устройство регулируемой рулевой колонки транспортного средства Стопорное устройство регулируемой рулевой колонки транспортного средства Стопорное устройство регулируемой рулевой колонки транспортного средства Стопорное устройство регулируемой рулевой колонки транспортного средства Стопорное устройство регулируемой рулевой колонки транспортного средства Стопорное устройство регулируемой рулевой колонки транспортного средства Стопорное устройство регулируемой рулевой колонки транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к рулевым управлениям транспортньЬс средств, снабженных технологическим оборудованием , управление которыми осуществляется из той же кабины, что и управление движением транспортного средства, например экскаваторов и некоторых видов самоходных стрело-

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в рулевых управлениях тракторов, автомобилей и других транспортных средств

Изобретение относится к области трансиортного машиностроения, а более конкретно к рулевым колесам транснортны.х средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к конструкции рам транспортных средств

Изобретение относится к регулируемым колонкам транспортных средств, где по условиям посадки и работы водителя требуется откидывание рулевого колеса и его регулирование по углу наклона

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к рулевым колонкам транспортных средств

Изобретение относится к узлам для крепления травмобезопасной рулевой колонки транспортного средства

Изобретение относится к энергопоглощающим устройствам рулевого управления транспортных средств

Изобретение относится к соединительному устройству рулевого управления для автодорожного транспортного средства, например, для городского общественного транспорта

Изобретение относится к системам автоматического управления направлением движения транспортного средства вдоль одного направляющего рельса

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рабочему месту водителя, в частности, линейных автобусов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к системам рулевого управления транспортных средств, например легковых автомобилей, и предназначено для установки его на панели приборов с учетом требований активной и пассивной безопасности

Изобретение относится к рулевым управлениям транспортных средств, преимущественно автомобилей, погрузчиков, тракторов

Изобретение относится к автомобильному оборудованию и обеспечивает контроль состояния агрегатов и блоков, адекватное воздействие на них и предотвращение угона

Изобретение относится к автомобильному оборудованию и обеспечивает контроль состояния агрегатов и блоков, адекватное воздействие на них и предотвращение угона

Руль // 2168436
Изобретение относится к объектам автомобильного производства

Изобретение относится к автомобилестроению
Наверх