Диск фрикционной муфты сцепления

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в муфтах сцепления транспортных средств. Цель изобретения - повышение надежности и упрощение конструкции диска за счет совмещения функций элемента в виде одной гофрированной тарельчатой осевой фиксации и упругого поджатия элементов демпфера в тарельчатой пружине. Диск содержит пружинно-фрикционный гаситель колебаний с демпфирующей и фрикционной частями. Фрикционная часть имеет фрикционную шайбу 13, тарельчатую пружину (ТП) 15. ТП 15 выполнена с байонетными выступами 17 и углублениями. На ступице 5 выполнены выступы 18. ТП 15 устанавливается на ступице 5 и запирается байонетным затвором при повороте ее за наружные выступы ТП 15. Конические гофры (КГ)увеличивают высоту ТП 15 и обеспечивают стабильность момента трения между диском 1, ступицей 5 и фрикционной шайбой 13 в зависимости от толщины сжимаемого пакета. Высота КГ уменьшается, а радиус в тангенциальном поперечном сечении увеличивается к центру ТП 15. Для снижения напряжения в КГ на наружной боковой поверхности ТП 15 выполнены выступы, сопряженные с КТ. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (51)4 Р 16 D 13/64 (Я

«

Щ

1с:

) «май ( («@Ь

Г@

t8

15

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОЫРЕТЕНИЯМ И ОТИРЦТИЯМ

П И ГННТ СССР (21) 4284678/27-27 (22) 14.07,87 (46) 23.04.89. Бюл. К 15 (71) Заволжский моторный завод им. 50-летия СССР (72} А.А.Дурынин (53) 621.525.54(088.8} (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 843782, кл. F 16 D 13/64, 1975. (54) ДИСК ФРИКЦИОННОЙ МУФТЫ СЦКПЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в муфтах сцепления транспортных средств. Цель изобретения — повышение надежности и упрощение конструкции диска за счет совмещения функций элемента в виде одной гофрированной тарельчатой осевой фиксации и упругоro поджатия элементов демпфера в тарельчатой пружине. Диск содержит пружинно-фрикционный гаситель колебаний с демпфирующей и фрикционной частями. Фрикционная часть имеет фрикционную шайбу 13, тарельчатую пружину (ТП) 15. ТП 15 выполнена с байонетными выступами 17 и углублениями. На ступице 5 выполнены выступы 18. ТП 15 устанавливается на ступице 5 и запирается байонетным затвором при повороте ее за наружные выступы ТП 15. Конические гофры (КГ) увеличивают высоту ТП 15 и обеспечивают стабильность момента трения между диском 1, ступицей 5 и фрикционной -шайбой 13 в зависимости от толщины сжимаемого пакета. Высота КГ уменьшается, а радиус в тангенциальном поперечном сечении увеличивается к центру ТП 15. Для снижения напряжения в КГ на наружной боковой по„„SU„„1474350 А1 верхности ТП 15 выполнены выступы, сопряженные с КТ. 2 з.п.ф-лы, 6 ил.

А-Л

1474350

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в муфтах сцепления транспортных средств.

Цель изобретения — повышение на5 дежности при одновременном упрощении конструкции диска за счет выполнения нажимного элемента в виде одной гофрированной тарельчатой пружины и крепления ее без применения дополнительных деталей.

На фиг. 1 изображен диск муфты сцепления, общий вид; на фиг. 2 сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 тарельчатая пружина, на фиг. 4 сечение Б-Б на фиг. 3; на фиг.5— сечение В-В на фиг. 3; на фиг. 6 сечение Г-Г на фиг. 3.

Диск муфть1 сцепления содержит несущий диск 1 с фрикционными накладками 2, соединенный пальцами 3 с сопряженным диском 4 и установленный на ступице 5, выполненной с фланцем

6. Во фланце б, диске 1 и сопряженном диске 4 выполнены конгруэнтные окна 7 и размещены в них пружины 8.

Поверхность 9 трения диска 1 контактирует с поверхностью 10 трения ступицы 5. Поверхность 11 трения диска

1 контактирует с поверхностью 12 трения фрикционной шайбы 13, выполненной с внутренним отверстием 14. Фрикционная шайба 13 зафиксирована от поворота на ступице 5 за счет выполнения на ней поверхности, аналогич— ной по форме отверстию 14.в шайбе 13.

Тарельчатая пружина 15 закреплена на ступице 5 с канавкой 16 так, что выступы 17 на пружине 15 совпадают с выступами 18 на ступице 5.

Для фиксации пружины 15 на ступице 5 на поверхности выступов !7 пружины 15 выполнены углубления 19 по форме аналогичные выступам 18 ступи45 цы 5 °

Пружина 15 выполнена с наружными выступами 20. На конической поверхности 21 пружины 15 между байонетными выступами 17 выполнены конические гофры 22, форма которых в поперечном сечении из технологических соображений выбрана таким образом, что высота их уменьшается, а радиус увеличивается по направлению к центру пружины 15. 55

Диск 1 и фрикционная шайба 13 установлены на ступице 5 с возможностью осевого перемещения ° Пружина 15 поджимает диск 1 и фрикционную шайбу 13 к фланцу 6 ступицы 5. Между пружиной

15 и шайбой 13 может быть установлена термоизолирующая шайба 23.

Диск муфты сцепления работает следующим образом.

Под действием передаваемого крутящего момента ступица 5 поворачивается относительно диска 1.,Пружина

15, подпружинивая диск 1 и шайбу 13 к фланцу б, создает момент трения, который во время нагрузки пружиннофрикционного гасителя крутильных колебаний увеличивает передаваемый пружинами 8 момент, а при его разгрузке поглощает энергию крутильных колебаний при резонансе.

Пружина 15 устанавливается на ступице и запирается по типу байонетного затвора поворотом ее за выступы 20.

Благодаря наличию гофров. 22 пружина

l5 имеет пониженную жесткость.

Гофры 22 указанной формы образуются самопроизвольно в результате потери устойчивости материала дружины

15 в зоне ее наружного диаметра при формовке заготовки (не показана) на конус. Для свободного образования гофров 22 в матрице штампа (не показан) предусматриваются выемки (не показаны), в которые входят гофры 22, при этом в пуансоне (не показан) не обязательно выполнять ответный рельеф по форме гофров 22. Уменьшение вы.— соты гофров 22 и увеличение их радиуса по направлению к центру пружины 15 объясняется тем, что зона сжатия материала при формовке по мере приближения к оси пружины переходит в зону его растяжения, что препятствует образованию гофров 22 по мере приближения к зоне растяжения.

Формула и з о б р е т е н и я

1. Диск фрикционной муфты сцепления, содержащий несущий диск с фрикIIH0HHbIMH HBKJIBpKBMH связанный упорными пальцами с вторым диском, ступицу с фланцем и установленный на ней пружинно-фрикционный гаситель крутильных колебаний с демпфирующей частью и фрикционной, имеющей фрикционную шайбу и тарельчатую пружину, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и упрощения конструкции, на внутренней боковой поверхности тарельчатой пружи1474350 ны выполнены байонетные выступы с расположенными на них торцовыми yr лублениями, а на наружной боковой поверхности ступицы выполнены байонетные выступы, идентичные по форме с выступами пружины.

2. Диск по и. 1, отличающийся тем, что, с целью снижения металлоемкости путем уменьшения жесткости тарельчатой пружины, на тарельчатой пружине выполнены конические гофры, с высотой, уменьшающейся к центру пружины, и с поперечным сечением, имеющим увеличивающийся по направлению к центру пружины радиус.

3. Диск по пп. 1 и 2, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью снижения внутренних напряжений в гофрах пружины, на наружной боковой поверхности выполнены выступы с постоянным радиусом в поперечном сечении

t сопряженные с гофрами.

147435О

Составитель В.Размета

Техред Л.Олийнык

Редактор О.Головач

Корректор ...Шекмар

Заказ 1873/32 Тираж 721 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113О35, Москва, Ж-З5, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 181

Диск фрикционной муфты сцепления Диск фрикционной муфты сцепления Диск фрикционной муфты сцепления Диск фрикционной муфты сцепления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в транспортном машиностроении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, например, в тормозных устройствах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано во фрикционных муфтах приводов, например в трансмиссиях автомобиля или трактора

Изобретение относится к области I машиностроения, в частности к дис- .кам включаемых фрикционных муфт с :плоскими сцепляющимися поверхностями трения

Изобретение относится к машиностроению , в частности к устройствам для передачи вращения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во ф рикционньпс дисковых муфтах сцепления и тормозах
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных механизмах
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных и тормозных механизмах
Изобретение относится к фрикционным изделиям, содержащим полимерный композиционный фрикционный элемент и эксплуатирующимся в различных фрикционных узлах

Изобретение относится к фрикционным изделиям, имеющим кольцевую форму и эксплуатирующимся под воздействием значительных крутящих моментов
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в тормозных узлах автомототехники, железнодорожного транспорта, машин и оборудования, муфтах сцеплений
Изобретение относится к фрикционным изделиям, преимущественно безасбестовым, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных механизмах

Изобретение относится к высокотемпературным композиционным материалам, полученным инфильтрацией газовой фазы химического вещества и осаждением матрицы связующего материала в пористой структуре
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в различных фрикционных механизмах
Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в тормозных узлах автомототехники

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к фрикционным дискам
Наверх