Устройство для регулирования напряжения тягового генератора тепловоза

 

Изобретение относится к устройствам для регулирования напряжения тягового генератора и тепловоза и обеспечивает повышение долговечности генератора. В устройство введен делитель 5 напряжения, в плечи которого включены резистор и терморезистор, причем последний установлен на статоре генератора. При положительном температурном коэффициенте сопротивления терморезистор включен во второе плечо 6 делителя, а при отрицательном - в первое плечо 7. Повышение температуры генератора приводит к увеличению коэффициента передачи делителя 5 и его выходного сигнала, благодаря чему ограничение напряжения генератора происходит раньше. 1 ил.

СО)ОЭ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

m4 В 601 11/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (61) 1158394 (21) 4036047/24-11 (22) 11.03.86 (46) 23.05.89. Бюл. № 19 (7i) Харьковский политехнический институт им. В. И. Ленина (72) A. H. Борисенко. В. В. Золотых и Л. Ф. Еникеев (53) 629.424 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1158394, кл. В 60 1 11/04, 1983. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВЛ1(ИЯ 11АГ1РЯЖЕНИЯ ТЯГОВОГО ГFHEPAТОРЛ ТЕГ)ЛОВОЗЛ

„Л0,» 1481104 A 2

2 (57) Изобретение относится к устройствам для регулирования напряжения тягового генератора тепловоза и обеспечивает повышение долговечности генератора. В устройство введен делитель 5 напряжения, в плечи которого включены резистор и терморезистор, причем последний установлен на статоре генератора. При положительном температурном коэффициенте сопротивления терморезистор включен во второе плечо 6 делителя. а при отрицательном — в первое плечо 7.

Повышение температуры генератора приводит к увеличению коэффициента передачи делителя 5 и его выходного сигнала. благодаря чему ограничение напряжение генератора происходит раньше. ил.

1481104

Изобретение относится к транспорту, в частности к устройствам регулирования напряжения тягового генератора тепловоза, и является усовершенствованием устройства по авт. св. Х 1158394. 5

Цель изобретения — повышение долговечности работы генератора.

На чертеже представлена функциональная блок-схема предлагаемого устройства.

Устройство содержит блок 1 задания тока возбуждения генератора, вход которого объединен с первым входом блока 2 задания интенсивности изменения напряжения, а выход соединен с первым входом блока 3 управления возбуждением. Выход блока 4 сравнения соединен с входом делителя 5 напряжения, который выполнен в виде последовательно соединенных резистора Б и терм орезистора 7, уста новлен ного на статоре генератора. Выход делителя 5 напряжения соединен с вторым входом блока 3 управления возбуждением.

Первый вход блока 4 сравнения соединен с выходом интегратора 8, второй вход блока

4 сравнения соединен с первым входом ингегратора 8, с вторым входом блока 2 задания интенсивности изменения напряжения, с входом датчика 9 боксования и выходом датчика 10 напряжения генератора. Второй вход интегратора 8 соединен с выходом блока 2 задания интенсивности изменения напряжения, а третий вход интегратора 8 сое- 30 динеи с выходом датчика 9 боксования.

Устройство работает следующим образом.

Рассмотрим установившийся режим работы.

При движении тепловоза по ровному уча- 35 стку дороги с постоянной скоростью напряжение тягового генератора неизменно, обороты двигателя постоянны. Сигналы на выходах датчика 0 напряжения и блока 2 задания интенсивности неизменны. В этом pc - 40 жиме напряжение на выходе интегратора 8 равно напряжению датчика 10 напряжения и, следовательно, сигнал на выходе блока 4 сравнения отсутствует, а ток возбуждения генератора однозначно соответствует величине, задаваемой блоком 1. В этом режиме 45 введенный делитель 5 напряжения на работу регулятора не влияет, предлагаемое устройство работает также как и известное.

При изменении условий движения, что приводит, например, к увеличению напряжения генератора тепловоза изменяется выходной сигнал датчика 10 напряжения. Интегратор 8 формирует сигнал, который является заданием максимальной величины напряжения тягового генератора в каждый момент времени. Блок 4 сравнивает это напряжение 55 с выходным сигналом датчика 10.

На выходе блока 4 сравнения появляется сигнал тем большей величины, чем больи1е рассогласование между напряжениями на выходах датчика 10 и интегратора 8. Выходной сигнал блока 4 поступает на первое плечо делителя 5. Коэффициент передачи блока 5 определяется по формуле где К вЂ” коэффициент передачи делителя;

@HRr — сопротивления плеч делителя.

На выходе блока 5 и соответственно на входе блока 3 управления возбуждением напряжение будет тем больше, чем выше температура генератора, вызывая изменение тока возбуждения генератора и соответственно напряжения. В этом случае скорость нарастания напряжения тягового генератора ограничена благодаря действию сигнала обратной связи.

По мере роста напряжения генератора до требуемого значения сигнал на выходе блока

4 сравнения уменьшается до нуля.

В этом случае предлагаемое устройство работает также как и известное. Отличие заключается в некотором уменьшении скорости нарастания напряжения генератора при повышенных температурах.

При возникновении боксования колесных пар и росте напряжения генератора со скоростью, превышающей скорость нарастания выходного сигнала интегратора 8. выходное напряжение блока 4 сравнения увеличивается, вызывая увеличение сигнала на втором входе блока 3. Вследствие этого происходит управление током возбуждения генератора по закону, обеспечивающему изменение напряжения тягового генератора со скоростью, заданной блоком 2 задания интенсия.ости.

Причем при боксовании колесных пар выходной сигнал датчика 9 боксования воздействует на интегратор 8, дополнительно корректируя темп изменения напряжения интегратора.

Если температура генератора высока. коэффициент передачи блока 5 увеличивается, напряжение на втором входе блока 3 управления возбуждением больше и, в конечном итоге, темп роста напряжения тягового генератора ниже. Это приводит к сокрашению времени нахождения изоляции обмоток под повышенным напряжением при более высокой температуре. Таким образом, увеличивается время старения изоляции, снижаются диэлектрические потери и вероятность пробоя, увеличивается надежность.

При восстановлении сцепления колес с рельсами напряжение генератора уменьшается и вызывает изменение сигнала на вы ходе интегратора 8 Соответственно уменьшается результир ющий сигнал на выходе блока 4 сравнения и, в конечном итоге, темп роста напряжения генератора соответствует заданному блоком 2 задания интенсивности.

1481104

Составитель Л. Резникова

Редактор В. Бугренкова Техред И. Верес Корректор Л. Пилипенко

За каз 2625/17 Тираж 523 Подписное

BHHHHH Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР ! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4(5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Формула изобретения

Устройство для регулирования напряжения тягового генератора тепловоза по авт. св. Хе 1158394, отличающееся тем, что, с целью повышения долговечности работы генератора, оно снабжено резистором и терморезистором, образующими делитель напряжения, через который выход блока сравнения подключен к одному из входов блока управления возбуждением, при этом терморезис5 тор установлен на статоре тягового генератора.

Устройство для регулирования напряжения тягового генератора тепловоза Устройство для регулирования напряжения тягового генератора тепловоза Устройство для регулирования напряжения тягового генератора тепловоза 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспорту и может быть использовано, например, в тепловозах, дизель-электрических карьерных автосамосвалах

Изобретение относится к области транспорта и может быть использовано нреимущественно на тепловозах

Изобретение относится к транспорту; и может быть использовано на тепловозах с электрической передачей мощности

Изобретение относится к транспорту и обеспечивает улучшение тяговых свойств путем повышения жесткости характеристик тяговых электродвигателей

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к устройствам автоматического регулирования тяговых усилий тепловоза

Изобретение относится к области транспорта и может быть использовано в электроприводах локомотивов

Изобретение относится к системе привода для транспортного средства, включающий по меньшей мере одно ведущее колесо и средства для вырабатывания сигнала управления скоростью вращения указанного ведущего колеса, содержащей: электродвигатель, механически связанный с указанным ведущим колесом; перезаряжаемый аккумулятор электроэнергии; двигатель внутреннего сгорания; генератор электроэнергии, механически связанный с указанным двигателем внутреннего сгорания; средства передачи электроэнергии, электрически связанные с указанным электродвигателем, с указанным генератором и с указанным аккумулятором для передачи первого потока электроэнергии между аккумулятором и электродвигателем, второго потока электроэнергии между генератором и электродвигателем и третьего потока электроэнергии между генератором и аккумулятором; средства для вырабатывания первого измерительного сигнала, отражающего количество электроэнергии в аккумуляторе

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и может быть использовано на автономных транспортных средствах - тепловозах, газотурбовозах и дизель-поездах с тяговым электроприводом

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в комбинированных энергоустановках на основе конденсаторов с двойным электрическим слоем

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к способу регулирования электропередачи тепловозов с автономным тепловым двигателем, тяговым генератором и электродвигателями постоянного тока

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей бесщеточных электродвигателей

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к способу регулирования напряжения вспомогательного генератора переменного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах электропитания подвижных объектов, требующих два уровня напряжения при одном источнике питания

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в автономных объектах, в частности в автомобилях для генерирования электрической энергии и запуска приводного двигателя

Трицикл // 2302970
Изобретение относится к микроавтомобилям

Изобретение относится к области преобразуемых транспортных средств
Наверх