Самонастраивающееся устройство автоматического управления направлением движения транспортного средства

 

Изобретение относится к системам управления направлением движения транспортных средств. Цель изобретения-повышение оперативности и точности управления. Устройство содержит основной контур управления и дополнительную цепь регулирования. Основной контур управления включает чувствительный элемент 1 датчика 2 отклонения транспортного средства 6 от базовой линии. Датчик 2 связан через импульсный элемент 3 и звено задержки 4 с сервоприводом 5. В состав дополнительной цепи регулирования входят дифференцирующее звено 7, электронный ключ 8 и преобразователь 9 напряжения в импульсный сигнал. В случае отклонения транспортного средства 6 от базовой линии сигнал от чувствительного элемента 1 датчика 2 поступает на дифференцирующее звено 7 и импульсный элемент 3. В определенный момент ключ 8 дает разрешение на прохождение сигнала от звена 7 к преобразователю 9. Элемент задержки формирует сигнал, суммируя Τ<SB POS="POST">3</SB>+Τ<SB POS="POST">9</SB>. Собственная временная задержка элемента задержки незначительна и ей в процессе управления пренебрегают. Устройство обеспечивает подстройку каждого управляющего импульса в зависимости от значения угловой скорости поворота транспортного средства. 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1482553 А 1 (50 4 A Ol В 69 04

OllHCAHHE ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4176967/30-15 (22) 05.01.87 (46) 30.05.89. Бюл. № 20 (75) А. А. Черпак (53) 631.364 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1303055, кл. А 01 В 69/04, 1985.

Авторское свидетельство СССР № 331935, кл. А Ol В 69/04, 1970. (54) САМОНАСТРАИВАЮЩЕЕСЯ УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЕМ ДВИЖЕНИЯ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к системам управления направлением движения транспортных средств. Цель изобретения — повышение оперативности и точности управления. Устройство содержит основной контур управления и дополнительную цепь регулирования. Основной контур управления включает чувствительный элемент 1 датчика 2 от2 клонения транспортного средства 6 от базовой линии. Датчик 2 связан через импульсный элемент 3 и звено 4 задержки с сервоприводом 5. В состав дополнительной цепи регулирования входят дифференцирующее звено 7, электронный ключ 8 и преобразователь 9 напряжения в импульсный сигнал.

В случае отклонения транспортного средства 6 от базовой линии сигнал от чувствительного элемента 1 датчика 2 поступает на дифференцирующее звено 7 и импульсный элемент 3. В определенный момент ключ 8 дает разрешение на прохождение сигнала от звена 7 к преобразователю 9. Элемент задержки формирует сигнал, суммируя т +т .

Собственная временная задержка элемента задержки незначительна и ей в процессе управления пренебрегают. Устройство обеспечивает подстройку каждого управляющего импульса в зависимости от значения угловой скорости поворота транспортного средства. 5 ил.

1482553

Изобретение относится к сельскохозяйственному производству, в частности к устройствам автоматического вождения транспортного средства, и может быть использовано в различных отраслях техники для обеспечения самонастройки регуляторов.

Цел ь изобретения — повы шеи не о пер ати вности и точности управления.

На фиг. 1 представлена структурн ая схема устройства для одного управляемого ,борта транспортного средства (для другого управляемого борта схема аналогична); на .фиг. 2 — временные диаграммы работы элементов и блоков устройства; на фиг, 3— принципиальная схема RC-цепей элемента 9;

;на фиг. 4 — диаграмма заряда С при раз личных значениях напряжения U .x, на фиг. 5 — то же, для С .

Самонастраивающееся устройство автоматического управления направлением движения транспортного средства состоит из контура управления, включающего соединенные последовательно чувствительный элемент 1, датчик 2, импульсный элемент 3, звено 4 задержки, сервопривод 5, транспортное средство 6 с обратной связью между трактором и чувствительным элементом 1, и дополнительной цепи регулирова,ния, включающей дифференцирующее звено 7, управляемый ключ 8 и преобразователь 9 напряжения в импульсный сигнал, соединенных последовательно. Вход дифференцирующего звена 7 соединен с выхо дом датчика 2, другой вход управляемого ,"ключа 8 связан с другим выходом импульс .ного элемента 3, выход преобразовате.ля 9 напряжения в импульсный сигнал соединен с входом звена 4 задержки.

В качестве чувствительного элемента 1 используется механический копир или любое другое устройство. Элемент 1 предназначен для фиксирования отклонения трактора от базовой линии, например борозды.

Датчик 2 выполнен в виде линейнопропорционального элемента: потенциометра, индукционного, трансформаторного или других устройств. В системах без механической связи с базовой линией (борозда, рядок растений и др.), например в индукционных с вождением вдоль провода с током или других аналогичных устройств, элемент 1 и 2 объединены в один элемент — датчик, который непосредственно преобразует измеряемую величину отклонения в электрический сигнал. Отклонение от базовой линии определяется как значение выходного сигнала, превышающего установленный уровень — зону нечувствительности. Датчик регистрирует сумму сигналов углового и линейного отклонения объекта от базовой линии.

Импульсный элемент 3 вырабатывает импульс тз постоянной длительности при поступлении сигнала отклонения с датчика 2.

Элемент 3 выполняется на основе мульти10

55 вибраторов или других аналогичных устройств. Длительность импульсов элемента 3 не изменяется во время работы устройства, но может регулироваться во время наладки и ремонта. Длительность тз принимается такой, что при любом сочетании динамических ха рактеристик транспортного средства 6 как объекта управления поворот транспортного средства не превышает необходимого значения. Длительность ориентировочно равна

0,05 — 0,15 с.

Звено 4 задержки выполняет роль сумматора длительностей импульса тз и импульса, поступающего от преобразователя 9 (— тц).

Время задержки т4 звена 4 ориентировочно равно 0,001 с и на много меньше тз. Поэтому т4 не оказывает существенного значения на длительность импульса тз после прохождения его через звено 4 задержки на сервопр и вод 5.

В качестве сервопривода 5 используется гидравлический привод с гидроэлектрозолотниковым устройством. В качестве сервопривода 5 может использоваться любой вид привода. Сервопривод 5 связан с механизмом поворота транспортного средства 6 и обеспечивает его упра вляем ый поворот.

Дифференцирующее звено 7 выполняется на основе RC-цепей. На выходе этого звена сигнал пропорционален скорости изменения выходного сигнала датчика 2. Так как во время управляемого поворота составляющая выхода датчика 2 от угловой скорости поворота объекта во много раз превышает составляющую от скорости изменения линейной координаты, то и на выходе дифференцирующего звена 7 в определенный момент времени сигнал преимущественно пропорционален угловой скорости поворота транспортного средства. В определенный момент времени этот сигнал используется для соответствующего увеличения (удлинения) тз.

Управляемый ключ 8 представляет собой реле времени, которое при наличии входного сигнала тз с элемента 3 в течение периода времени т8 порядка 0,001 с пропускает сигнал с звена 7 на преобразователь 9. В качестве входного сигнала тз для ключа 8, поступающего с элемента 3, используется момент окончания импульса элемента 3 (начало паузы элемента 3).

Преобразователь 9 напряжения в импульсный сигнал преобразует величину напряжения сигнала, поступающего с выхода элемента 8, в импульсный сигнал т9, длительность которого тем меньше, чем больше величина напряжения, поступающего на вход преобразователя 9, а с уменьшением напряжения на входе преобразователя 9 длительность импульсного сигнала на его выходе увеличивается. Преобразователь 9 выполняется на RC-цепях (фиг. 3) или на основе вычислительных устройств.

1482553

При реализации преобразователя на

RC-цепях соотношение между емкостями конденсаторов должно быть С1))Сг.

Устройство работает следующим образом.

При автоматическом вождении трактора чувствительный элемент 1 регистрирует отклонение транспортного средства от базовой линии, которое преобразуется датчиком 2 в электрический сигнал. При поступлении сигнала рассогласования с датчика 2 на элемент 3, величина которого больше зоны нечувствительности, элемент 3 вырабатывает управляющий импульс тз, который через звено 4 задержки поступает на сервопривод 5, управляющий транспортным средством 6.

На сервопривод 5 поступает прерывистый сигнал длительностью тз+т . Под действием тз происходит поворот транспортного средства 6. Этот поворот в виде ограниченности тз никогда не превышает необходимую величину. По окончании импульса тз на ключ 8 поступает сигнал от элемента 3 на включение ключа 8. Последний пропускает в течение времени тз сигнал от дифференцируюшего звена 7 на преобразователь 9, преобразующий величину входного напряжения в импульсный сигнал т9, длительность которого зависит от входного напряжения. Сигнал преобразователя 9 подается в виде т9 на вход звена 4, где происходит суммирование длительностей импульсов тз и тц, так как сразу после тз на выходе звена 4 задержки следует сигнал т9.

Общая длительность сигнала, поступающего с звена 4 задержки на сервопривод 5, равна: тз=тз+т4+т9+т4, а так как величина т4 мала, то тз=тз+тц. Таким образом, цепь адаптации позволяет увеличивать тз на величину т9. В свою очередь т9 тем больше, чем меньше углова я скорость поворота трактора и наоборот. Следовательно, происходит адаптация системы автовождения за счет того, что длительность тз каждый раз корректируется в зависимости от угловой скорости поворота трактора, а следовательно, и от динамических характеристик объекта.

Преобразователь 9 напряжения в импульсный сигнал самонастраивающегося устройства в варианте, приведенном на фиг. 3, работает следующим образом.

При поступлении сигнала с выхода электронного ключа 8 на вход преобразователя 9 (Usxi) Ci мгновенно заряжается, так как в цепи Ci отсутствует сопротивление. Напряжение U, зависит и в принятой схеме равно уровню напряжения U18x (фиг. 4).

Напряжение U 2 íà Сг изменяется по экспоненте. Чем больше U --, тем круче проходит кривая (l г (фиг. 3).

Если подключить к Сг пороговое устройство, то оно будет срабатывать тем позднее, чем меньше U sxx.

Момент начала тц определяется моментом подачи U - на вход преобразователя 9.

Момент окончания т9 определяется пороговым устроством, подключенным к Сг (фиг. 3) .

Таким образом, чем больше U B тем меньше т9, следовательно, чем больше уровень напряжения, поступающего с ключа 8 на вход преобразователя 9, тем больше т9.

Самонастраивающееся устройство обеспечивает подстройку каждого управляющего импульса в зависимости от угловой скорости поворота транспортного средства во время управляемого поворота за счет чего исключается запаздывание в процессе настройки, а следовательно, повышается оперативность.и точность управления при вождении транспортного средства.

По аналогичной схеме могут быть выполнены самые разнообразные регуляторы, применение которых возможно в различных отраслях техники.

Формула изобретения

Самонастраивающееся устройство автоматического управления направлением движения транспортного средства, содержащее замкнутый контур управления, сос35 тояший из последовательно соединенных чувствительного элемента, датчика, импульсного элемента, звена задержки, сервопривода и транспортного средства, отяичаюи ееся тем, что, с целью повышения оперативности и точности управления, уст4О ройство снабжено дополнительной цепью регулирования, содержа щей последовател ьно соединенные дифференцирующее звено, управляемый ключ и преобразователь напряжения в импульсный сигнал, выход которого связан с соответствующим входом звена задержки, при этом вход дифференцирующего звена и управляющий вход управляемого ключа соединены с дополнительными выходами соответстввенно датчика и импульсного элемента.

1482553

С2

Э 9 9

4цг. 5

Составитель Л. Пантелеева

Редактор М. Петрова Техред И. Верес Корректор Э. Лончакова

Заказ 2722/1 Тираж 621 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент>, г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Самонастраивающееся устройство автоматического управления направлением движения транспортного средства Самонастраивающееся устройство автоматического управления направлением движения транспортного средства Самонастраивающееся устройство автоматического управления направлением движения транспортного средства Самонастраивающееся устройство автоматического управления направлением движения транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сельскому хозяйству, а именно к автоматизации полигонных испытаний

Изобретение относится к управлению движением мобильных машиннотракторных агрегатов

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к датчикам систем автоматического вождения по направляющей борозде

Изобретение относится к устройствам для управления боковым сносом транспортного средства и позволит повысить эффективность работы на параллельно расположенных захватках

Изобретение относится к технике автоматизированного управления движением сельскохозяйственных машинно-тракторных агрегатов (МТА)

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано в устройства для автоматического направления движения подборщиков сельскохозяйственных культур

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, а именно к устройствам для автоматического вождения тракторных агрегатов

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано для автоматического вождения вдоль стеблестоя зерновых культур, вдоль рядков листостебельных культур при междурядной обработке и уборке урожая

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения

Изобретение относится к сельскому хозяйству, а именно к средствам автоматизации процессов в сооружениях защищенного грунта

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, в частности к устройствам для автоматического вождения машинно-тракторных агрегатов

Изобретение относится к устройству и способу для распознавания границ обработки или задающих величин, которые подвергают численной обработке для автоматического управления движением по курсу вдоль этих задающих величин

Изобретение относится к области автоматического вождения сельскохозяйственных мобильных агрегатов

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, предназначено для информационного контроля заданной глубины обработки почвы

Изобретение относится к области сельского хозяйства и может быть использовано для автоматического вождения агрегата в междурядьях пропашных культур при капельном орошении
Наверх