Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение позволяет повысить эффективность охлаждения. Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания содержит горячий и холодный контуры 1 и 5 циркуляции охлаждающей жидкости, сообщенные между собой при помощи перепускных трубопроводов 24 и 25, в первом из которых установлен запорный орган 26 с автоматическим приводом 27. Горячий контур 1 включает последовательно соединенные полости охлаждения двигателя 2, радиатор 3 и циркуляционный насос 4, а холодный-водомасляный теплообменник 6, второй радиатор 8 и жидкостный насос 9. Вход регулятора 20 температуры жидкости горячего контура 1 подключен к датчику 21 температуры, а выход - к приводу 12, снабженному позиционером 35, вентилятору 10 обдува радиатора 3 и приводу 18 жалюзи 16. Вход регулятора 22 температуры масла подключен к датчику 23 температуры, а выход - к приводу 13, снабженному позиционером 36, вентилятору 11 обдува радиатора 8, приводу 19 жалюзи 17 и приводу 27 запорного органа 26. В зависимости от температуры охлаждающей жидкости горячего контура 1 регулируют расход воздуха через радиатор 3 путем поворота лопастей вентилятора 10, отключения последнего и закрытия жалюзи 16. Температуру масла регулируют путем изменения расхода воздуха через второй радиатор 8, для чего в зависимости от температуры масла осуществляют поворот лопастей вентилятора 11, его отключение и закрытие жалюзи 17, и перепуска жидкости из горячего контура в холодный. 1 з.п. ф-лы. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛ ИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ гг

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4275469/25-06 (22) 03.07.87 (46) 23.07.89. Бюл. № 27 (71) Всесоюзный научно-исследовательский тепловозный институт (72) Н. Д. Шегловитов, Ю. В. Ольховский, А. И. Гибалов, И. Н. Волобоев, И. П. Кондратюк, В. М. Ширяев, М. Г. Романенко, В. М. Бутыльский, P И. Шербина, Н. Д. Орлов и Н. В. Прохоров (53) 621.43 "714 (088.8) (56) Тепловоз 2ТЭ121. Техническое описание

2125.00.00.000. (54) СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение позволяет повысить эффективность охлаждения. Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания содержит горячий и холодный контуры 1 и 5 циркуляции охлаждающей жидкости, сообщенные между собой при помощи перепускных трубопроводов 24 и 25, в первом из которых установлен запорный орган 26 с автоматическим приводом 27. Горячий контур I включает последовательно соединенные полости охлаждения двигателя 2, радиатор 3

„„SU„„1495464 А 1

GD 4 F 01 P 3/20, F 01 М 5/00, F 01 р 7/14

2 и циркуляционный насос 4, а холодныйводомасляный теплообменник 6, второй радиатор 8 и жидкостной насос 9. Вход регулятора 20 температуры жидкости горячего контура 1 подключен к датчику 21 температуры, а выход — к приводу 12, снабженному позиционером 35, вентилятору 10 об. дува радиатора 3 и приводу 18 жалюзи 16.

Вход регулятора 22 температуры масла подключен к датчику 23 температуры, а выход— к приводу 13, снабженному позиционером 36, вентилятору 11 обдува радиатора 8, приводу 19 жалюзи 17 и приводу 27 запорного органа 26. В зависимости от температуры охлаждающей жидкости горячего контура 1 регулируют расход воздуха через радиатор 3 путем поворота лопастей вентилятора 10, отключения последнего и закрытия жалюзи 16. Температуру масла регулируют путем изменения расхода воздуха через второй радиатор 8, для чего в зависимости от температуры масла осуществляют поворот лопастей вентилятора 11, его отключение и закрытие жалюзи 17, и перепуска жидкости из горячего контура в холодный. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

1495464

Формула изобретения

3

Изобретение относитя к машиностроению, а именно к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания транспортных средств, и касается преимущественно двухконтурных систем охлаждения тепловозных двигателей.

Цель изобретения — повышение эффективности охлаждения путем регулирования температуры охлаждающей жидкости и масла.

На фиг. 1 представлена схема системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания; на фиг. 2 — схема привода запорного органа с позиционером.

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания содержит горячий контур 1 циркуляции охлаждающей жидкости, включающий последовательно сообщенные полости (не показаны) охлаждения двигателя 2, радиатор 3 и циркуляционный насос 4, холодный контур 5 циркуляции, включающий последовательно соединенные водомасляный теплообменник 6, охладитель 7 наддувочного воздуха, второй радиатор 8 и жидкостной насос 9, вентиляторы 10 и 11 обдува радиаторов 3 и 8 обоих контуров 1 и 5, снабженные приводами 12 и 13 и реле 14 и 15 включения приводов 12 и 13, жалюзи 16 и 17 с приводами 18 и 19, размещенные перед каждым радиатором 3 и 8, регулятор 20 температуры охлаждающей жидкости горячего контура 1, выход которого подключен к приводам 12 и 18 вентилятора 10 обдува радиатора 3 горячего контура 1 и жалюзи 16, а вход — к датчику 21 температуры охлаждающей жидкости, регулятор 22 температуры масла, вход которого подключен к датчику 23 температуры масла, а выход — к приводам 13 и 19 вентилятора

11 обдува радиатора 8 холодного контура 5 и жалюзи 17, два перепускных трубопровода 24 и 25, сообщающие оба контура между собой, в одном из которых установлен запорный орган 26 с автоматическим приводом 27, подключенным к выходу регулятора 22 температуры масла. Привод 27 запорного органа 26 снабжен позиционером 28, межмембранная полость 29 которого связана с выходом регулятора 22 температуры масла. Золотниковая камера 30 позиционера 28 связана с надмембранной камерой 31 привода 27. Позиционер 28 привода 27 запорного органа 26 содержит пружину 32, жесткость и предварительная затяжка которой определяет рабочий диапазон позиционера по давлению управления (например, 0,8 — 1 кгс/см ). Мембрана 33 привода 27 связана со штоком 34 золотника.

Приводы 12 и 13 вентиляторов 10 и 11 снабжены позиционерами 35 и 36.

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания работает следующим образом.

4

При снижении температуры масла ниже определенного значения (например, 80 С) повышается давление управления регулятора 22 температуры масла. При изменении давления управления от нижнего (например, 0,2 кгс/см ) до верхнего (например

0,6 кгс/см ) пределов рабочего диапазона позиционера 36 привода 13 последний разворачивает лопасти вентилятора 11 обдува радиатора 8 холодного контура 5 на меньший угол атаки, при этом снижается расход воздуха через радиатор 8 и теплоотвод от жидкости .холодного контура. При достижении верхнего предела давления рабочего диапазона позиционера 36 привода 13 вентиялтора 11 угол атаки его лопастей и расход воздуха наименьшие.

Если при этом температура масла остается ниже заданного значения, давление управления повышается (например, до

0,7 кгс/см ), под действием которого срабатывает реле 15 включения привода 13 вентилятора 11 и привода 19 жалюзи 17, которые, соответственно, отключают вентилятор 1! и закрывают жалюзи 17. Регулирование температуры жидкости горячего контура 1 производится аналогично, при этом давление управления задается регулятором 20 температуры в зависимости от температуры охлаждающей жидкости горячего контура 1.

Если температура масла после отключения вентилятора 11 и закрытия жалюзи 17 продолжает оставаться ниже заданного значения, давление управления повысится (например, до значения 0,8 кгс/см ) до давления, превышающего нижний предел диапазона позиционера 28 привода 27 запорного органа 26, проходное сечение которого по мере увеличения давления управления будет увеличиваться, увеличивая тем самым количество перепускной жидкости из горячего контура 1 в холодный. Жидкость горячего контура 1 имеет более высокую температуру, в результате чего обеспечивается подогрев ее теплом масла до заданного значения. По мере увеличения температуры масла процесс регулирования происходит в обратном порядке.

Регулирование количества перепускаемой жидкости из горячего контура в холодный в зависимости от температуры масла исключает перегрев масла при высоких нагрузках в зимнее время, сокращает время прогрева двигателя в летнее время и позволяет снизить затраты мощности на привод вентиляторов при работе двигателя на переменных режимах.

1. Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащая горячий контур циркуляции охлаждающей жидкости, включающий последовательно сообщенные

1495464

0m р

ЛЕРелус —:Ю

Составитель Л. Черный

Редактор Н. Ту яица Техред И. Верес Корректор О. Ципле

Заказ 4227/30 Тираж 456 Г1одписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР ! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4!5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101 полости охлаждения двигателя, радиатор и циркуляционный насос, холодный контур циркуляции, включающий последовательно соединенные водомасляный теплообменник, второй радиатор и жидкостной насос, вентиляторы обдува радиаторов обоих контуров, снабженные приводами и реле включения приводов, жалюзи с приводами, размещенные перед каждым радиатором, регулятор температуры охлаждающей жидкости горячего контура, выход которого подключен к приводам вентилятора обдува радиатора этого контура и жалюзи, размещенных перед радиатором горячего контура, регулятор температуры масла, вход которого подключен к датчику температуры мас6 ла, а выход — к приводам вентилятора обдува радиатора холодного контура и жалюзи, размещенных перед этим радиатором, и два перепускных трубопровода, в одном из которых установлен запорный орган с приводом, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения, привод запорного органа подключен к выходу регулятора температуры масла и вышос!нс!! автоматическим.

2. Система по и. 1, oT.ò÷àþ1öàÿñÿ тем, что она снабжена позиционером привода запорного органа, а привод последнего подключен к выходу регулятора температуры масла через позиционер.

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и обеспечивает повышение эффективности силовой установки путем периодической очистки поверхностей теплообменника сжатым воздухом

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить эффективность охлаждения двигателя
Наверх