Опорный подшипник скольжения (его варианты)

 

Использование: в энергетической промышленности. Цель изобретения - повышение надежности путем улучшения теплового режима работы подшипника, а также экономичности за счет снижения расхода смазки и потерь на трение. Подшипник содержит верхний и нижний вкладыш, канал подвода и полость отвода смазки, расположенные в горизонтальной плоскости. Канал подвода и полость отвода смазки выполнены в нижнем вкладыше, при этом подвода смазки расположен под углом 15-20° к горизонтальной плоскости по направлению вращения вала, а полость отвода смазки расположена под углом 45-50° к горизонтальной плоскости против направления вращения вала. 3 з.п.ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИ Х

РЕСПУБЛИН

А1 (gg 4 F 16 С 17/02

В,.ЕССИЗНАЯ, gl, .";. -,"1,tf„"ИН

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ пения вращения вала

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3806645/25-27 (22) 19.07.84 (46) 07.09.89.Бюл. В 33 (71) Научно-производственное объединение по исследованию и проектированию энергетического оборудования им. И.И.Ползунова (72) Н.П.Егоров, И.С,Юрченко, В.И.Олимпиев, Л.А.Захарова и В.И.Румянцев (53) 621.822,5 (088,8) (56) Чернавский С.А. Подшипник скольжения. - M, Иашгиз, 1963, с. 191, фиг . 69.

Патент США Ф 4152032, кл. 308-363, 1979. (54 ) ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ (ЕГО ВАРИАНТЫ) (57) 1.Опорный подшипник скольжения, например, для турбомашины, содержащий верхний и нижний вкладыш, канал подвода и полость отвода смазки,расположенные в горизонтальной плоскости, отличающийся тем, что, с целью повьппения надежности путем улучшения теплового режима работы подшипника, а также экономичности за счет снижения расхода смазки и потерь на трение, канал подвода и полость отвода смазки выполнены в нижнем вкладыше, при этом канал подвода смазки расположен под углом 15-20 к горизонтальной плоскости по направлению вращения вала, а полость отвода смазки расположена под углом 45

50 к горизонтальной плоскости против направления вращения вала.

2.Опорный подшипник скольжения, например, для турбомашииы, содержащий верхний и нижний вкладьппи,канал подвода и полость отвода смаэки,расположенные н горизонтальной плоскости, о т л и ч а ю m и и с я тем, что, с целью повышения надежности путем улучшения теплового режима работы подшипника, а также экономичности за счет снижения расхода смаэки и потерь на трение, к1нал подвода смазки выполнен в нижнем вклальпяе под углом 15-20 к горизонтальной плоскости о по направлению вращения пала.

3. Подшипник по п.2, о т л и ч а lo ill и и с я тем, что, с целью улучшения условий подвода сма1ки в рабочую зону, на поверхности нижнего вкладыша выполнена сообщеии1я с каналом подвода эксцентричная расточка, о ось симметрии которой смещена иа 3-5 относительно оси канала подиода смазки по направлению вращения вала.

4. Опорный подшипник скольжения, например, для турбомашины, содержащий верхний и нижний вкл1дьппи,канал подвода смазки и полость отвода смазки, расположенные в гориэоиталлной плоскости, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью повьпп иия Hа дежности путем улучшения теил< я< го режима работы подшипника, а также экономичности эа счет снижении рас— хода смазки и потерь на треии, полость отвода смаэки выполите и1 ll иижнем вкладьппе под углом 4С вЂ” 50 «, горизонтальной плос кости ир< тии lf,l гаи—! S06194 вращения нала.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к деталям машин опорным подшипникам скольжения турбин и генераторов, 5

Целью изобретения является повышение надежности путем улучшения теплового режима работы, а также экономичности за счет снижения расхода смазки и потерь на трение. 10

На фиг,1 показан опорньп» подшипник скольжения с выполненным подводом и отводом смазки в нижнем вкладыше (вариант >.); на фиг. 2 — подшипник с выполненным подводом смазки в ниж- 15 нем вкладыше (вариант II); на фиг.3— показан подшипник с выполненным подводом смазки в нижнем вкладьппе и эксцентричной расточкой, смещенной относительно оси подвода по направле- 20 нию вращения вала (вариант TIa) на фиг.4 — показан подшипник с выполненным отводом смазки в нижнем вкладьппе (вариант III); на фиг. 5 — вид А на фиг. 1,4 (варианты I,III); на фиг.6 вид Б на фиг.1,3 (варианты I, ТТя.); на фиг.7 — эпюра давления в слое смазки известных подшипников; на фиг, 8 — экспериментальные зависимости потерь на трение N и расхода смаз- 30 ки Я от частоты вращения вала и при постоянной нагрузке в предложенных вариантах под»пипника диаметром

600 мм; на фиг, 9 — экспериментальное распределение температуры рабо- 35 чей поверхности расточки нижнего вкладыша по среднему сечению на номинальной частоте вращения при пос— тоянной нагрузке в предложенных вариантах подшипника диаметром 600 мм, 40

Согласно фиг.1 (вариант I), подшипник состоит из верхнего 1 и нижнего 2 вкладышей. Рабочая поверхность 3 расточки вкладьппей выполнена 45 из антифрикционного материала. Для подвода смазки в нижнем вкладьппе 2 выполнен канал, 4 проходящий и через опорную подушку S, При этом канал

0 расположен под углом < = 15-20 и горизонтальной, проходящей через ось, подшипника плоскости по направлению вращения вала со с.коростью ь >.

В зоне выхода капала 4 на рабочую поверхность 3 выполнена эксцентричная 55 расточка 6 радиусс>» », nc» симметрии о которой смещена иа < =- 1 — 5 относительно ос»» кана»»а 4 ио наиранлеи»по

В нижнем вкладьппе выполнена полость отвода смазки 7, расположенная о под углом > = 45-50 к горизонталь» ной плоскости против направления вращения вала « и соединенная с отверстиями Н и 9.

Согласно фиг,2 (вариант TI) подшипник состоит из верхнего 1 и нижнего 2 вкладышей. Рабочие поверхности

3 расточки вкладышей выполнены из антифрикционного материала„ Для подвода смазки в нижнем вкладыше 2 выполнен канал 4, проходящий и через опорную подушку 5. При этом канал о расположен под углом 2, = 15-20 к горизонтальной, проходящей через ось подшипника плоскости по направлению вращения вала со скоростью u)

Согласно фиг,3 (вариант TIR) в зоне выхода канала 4 на рабочую поверхность 3 выполнена эксцентричная расточка 6 радиусом R, ось симметрии которой смещена на >, = 3-5 отноо сительно оси канала 4 по направлению вращения вала, Согласно фиг.4 (вариант III) подшипник состоит из верхнего 1 и нижнего 2 вкладыш»ей, Рабочая поверхность 3 расточки вкладьппей выполнена из антифрикционного материала, Для подвода смазки в нижнем вкладыше 2 выполнен канал 4, проходящий и через опорную подушку 5„ При этом канал 4 соединен отверстием с полостью 1О,выходящей иа рабочую поверхность 3 в горизонтальной плоскости.

В нижнем вкладыше 2 выполнена полость отвода смазки 7, расположенная под углом » = 45-50О к горизонтальной плоскости против направления вращения вала (ы и соединенная с отверстиями 8 и 9.

Согласно фиг.5 отверстие 9 соединено со сливным трубопроводом 1 1.

Согласно фиг.7 угол . определяется исходя из расположения зоны 12 отрицательных давлений в слое смазки, что подтверждается эпюрой давлений, Опорный подшипник скольжения (варианты I-III) работает следующим образом, Смазка при определенном давлении поступает иа рабочую поверхность расточки 3 через отверстие канала 4. С началом вращения нала и по мере увеличения ее частоты до»»ом»»»»альиого значения в гараитирона»»»>ом зазоре между расточкой 1 и нал»м образуется

5 1 ">О гидродинамический клин, что обуславливает всплытие вала на смазочном слое.

Выполнение в нижнем вкладыше 2 канала подвода под углом 4< = 15-?О к горизонтальной плоскости по направлению вращения вала способствует улучшению теплового режима работы и снижению расхода смазки. Это объясняется тем, что выполнение подвода смазки непосредственно в рабочую зону гидродинамического клина заметно снижает температуру поступаемой смазки за счет исключения ее нагрева на участке угла 1< = 15-20, величина о кот орого обусловлена сохранением оптимально допустимой зоной для образования и эффективности гидродинамического клина при всех возможных режимах и условиях работы подшипника, например, турбомашины.

Кроме того, при укаэанной органи зации подвода смазки снижается расход смазки за счет уменьшения нерациональных протечек, имеющих место на участке угла 1< °

Смещение оси симметрии расточки 6 относительно оси канала подвода 4 на угол = 3-5 по направлению вращеа

61 94 б ния вала ul позволяет обеспечить равномерное распространение поступающей смазки практически по всей осе5 вой длине 1 рабочей поверхности расточки 3, одновременно усилить подачу смазки в рабочую зону и способствует ограничению распространения смазки в сторону против направления вращения вала, т.е. в зону, расположенную выше отверстия подвода смазки. При этом величина смещения оси эксцентричной расточки относительно оси отверстия подвода (угол 1 ) опреде1S ляется величиной диаметров расточки рабочей поверхности D и канала подвода Л

Через полость 7 основная часть горячей отработанной смазки отводит2О ся через отверстия 8 и 9 в сливную магистраль 10. Остальное незначительное количество масла переносится на рабочую поверхность расточки верхнего вкладыша 1.

Таким образом повышается надежность подшипника путем улучшения теплового режима работы, а также экономичность за счет снижения расхода

gp смазки и потерь на трение.!

506194

1 506194

Qluzb

Вид A

Гмаюка дидЕ

Фиг. б

) 506) 94

Фиг. 7

nc-

Фиг.9

РедактоР А.О)андоР техРсд М Ко ганн,г Корректор М,Пожо

Заказ 5409/38 Тираж 699 Подписное

BHHHIIH Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ (,СГР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно -издательский комбинат Патент, r. Ужгор iл, vs. Гаг.арина, 10!

Опорный подшипник скольжения (его варианты) Опорный подшипник скольжения (его варианты) Опорный подшипник скольжения (его варианты) Опорный подшипник скольжения (его варианты) Опорный подшипник скольжения (его варианты) Опорный подшипник скольжения (его варианты) 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым дейдвудным подшипникам тяжелонагруженных валопроводов

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к .подшипникам скольжения, которые могу.т быть использованы в химической, нефтехимической промышленности и других отраслях народного хоз яйства

Изобретение относится к приборостроению , а более конкретно - к подшипникам скольжения, работаюш,им в контролируемых технологических средах, например в устройствах вакуумных напылительных установок

Изобретение относится к машиностроению и м.б

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам скольжения, и может быть использовано в узлах трения машин и механизмов

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к радиальным опорам скольжения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах трудномонтируемых и недемонтируемых узлов машин, а также в опорах, работающих в условиях повьш1енных перекосов валов и осей

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве опорных узлов валов с торцовой подачей смазки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в скоростных высоконагруженных устройствах, центробежных компрессорах, насосах, турбинах и других устройствах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высокоскоростных высоконагруженных устройствах: центробежных компрессорах, насосах, турбинах и других устройствах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах валов, эксплуатирующихся в условиях высоких радиальных нагрузок

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях быстроходных компрессоров, газовых и паровых турбин насосов и других роторных машин

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипниковым узлам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорных подшипниках скольжения с разрезной конструкцией вкладыша для турбореагентов тепловых электростанций

Изобретение относится к области механики и может быть использовано в турбоагрегатах тепловых электростанций

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно может использоваться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в прокатных станах
Наверх