Фрикционная предохранительная муфта

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи момента вращения ограниченной величины. Цель изобретения - уменьшение динамических нагрузок за счет демпфирования колебаний элементов муфты. Соосные ведущая 1 и ведомая 2 полумуфты связаны между собой фрикционным диском 3. Нажимной диск 4 установлен свободно относительно полумуфты 1 и связан посредством косозубого зубчатого зацепления с шестернями 5, жестко сидящими на валах 6, установленных в промежуточном элементе 7 посредством несамотормозящегося резьбового соединения. На концах валов 6 установлены регулируемые упоры 8, взаимодействующие с опорным элементом 10. Усилие силового замыкания осуществляется пружинами сжатия 11, расположенными между нажимным диском 4 и опорным элементом 10. При вращении по часовой стрелке на нажимной диск 4 действует за счет косозубого зацепления распорная сила, уменьшающая силу трения фрикционных пар и повышающая точность срабатывания муфты. При вращении против часовой стрелки шестерни 5, поворачиваясь вокруг своих осей, отходят вправо посредством резьбы, в результате чего опорный элемент 10 под действием пружин 11 перемещается вправо, что уменьшает усилия пружин 11. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (51)4 F 16 D 7/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕ1ЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4141467/25-27 (22) 30; 10.86 (46) 30 ° 10. 89. Бюл. и 40 (75). М.П.Шишкарев (53) 621.825.5 (088.8) (56) Есипенко Я.И. и др. Муфты повышенной точности срабатывания. К.:

Техника, 1972, с.17-19, рис.3.

„„SU„„1518583 д1 (54) ФРИКЦИОННАЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ

МУФТА (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности,к устройствам для передачи момента вращения ограниченной величины. Цель изобретения— уменьшение динамических нагрузок за

1518583

15 счет демпфирования колебаний элементЬв муфты. Соосные ведущая 1 и ведЬмая 2 полумуфты связаны между собЬй фрикционными дисками 3. Нажимной диск 4 установлен свободно относительно полумуфты 1 н связан посредств м косозубого зубчатого зацепления с шестернями 5, жестко сидящими на в лах 6, установленных в промежуточн м элементе 7 посредством несамоторм зящегося резьбового соединения.

Н концах валов 6 установлены регулир емые упоры 8, взаимодействующие с о орным элементом 10. Усилие силовог замыкания осуществляется пружинаИзобретение относится к машиностр ению, в частности к устройствам д я передачи момента вращения огранич нной величины.

Цель изобретения — уменьшение дин мических нагрузок за счет демпфир вания колебаний элементов муфты.

На .фиг.1 изображена кинематическая с ема предлагаемой предохранительной ф икционной муфты; на фиг.2 — разв ртка зубчатого венца нажимного дисК °

Предохранительная фрикцианная м фта содержит сооспые ведущие 1 и в домую 2 полумуфты„ соединенные 35 ф икционными дисками 3, связанными с полумуфтой 2 шлицевым соединением.

Н жимной диск 4 установлен свободно о носительно полумуфты 1 и имеет зубчатый венец с косыми зубьями (фиг.2).

Шестерни 5, находящиеся в зацеплении

1 с зубчатым венцом нажимного диска 4, жестко закреплены на валах 6. Промежуточный элемент (диск) 7 жестко закреплен на полумуфте 1. На свободных кЬнцах валов 6 закреплены концевые упоры 8, осевое положение которых на валах 6 может изменяться при регулнровке. Пружины 9 сжатия-кручения закреплены одним концом на шестернях

5, другим концом — на промежуточном элементе 7. Опорный элемент (диск)

1I3 установлен подвижно в осевом направлении относительно ведущей полум уфты 1. Между элементами 7 и 10 ус- 55 тфновлены ограничители (упоры), которые ограничивают смещение влево диска 1О вместе с шестернями 5 и вами 11 сжатия, расположенными между нажимным диском 4 и опорным элементом 10. При вращении по часовой стрелке на нажимной диск 4 действует за счет косозубого зацепления распорная сила, уменьшающая силу трения фрикционных пар и повышающая точность срабатывания муфты. При вращении против часовой стрелки шестерни 5, поворачиваясь вокруг своих осей, отходят вправо прсредством .резьбы, в результате чего опорный элемент IO под действием пружин 11 перемещается вправо, что уменьшает усилия пружин 11. 2 ил. лами 6 под действием кручения. Указанные ограничители могут быть закреплены либо на элементе 7, либо на элементе 10, либо установлены свободно между этими дисками.

Пружины 11 сжатия, обеспечивающие замыкание фрикционных дисков, размещены между нажимным диском 4 и опорным элементом 10. Эти пружины проходят в отверстиях промежуточного элемента 7. Усилие пружин 11 передается на нажимной диск 4 через диск 12 и шарики 13. Валы 6 сопряжены с промежуточным элементом 7 посредством несамотормозящего резьбового соединения. Резьбовое соединение выполнено на правой резьбе, т.е. направление резьбы совпадает с направлением наклона зубьев зубчатого венца нажимного диска 4. Для исключения заклинивания валов б в промежуточном элементе 7 валы могут иметь левые опоры скольжения (втулки), установленные в корпусе, закрепленном на элементе 7.

Предлагаемая муфта работает следующим образом.

При передаче крутящего момента в направлении по часовой стрелке (при виде справа на фиг.1),нажимной диск 5 под действием момента сил сопротивления со стороны фрикцнонного диска 3 стремится повернуться в противоположном направлении, т.е. против часовой стрелки. Этому препятствуют зацепленные с ним шестерни 5, так как поворот их по часовой стрелке привел бы к перемещению влево, 5 15 что невозможно благодаря упорам 8.

Нажимной диск 4 воспринимает распорную силу, направленную навстречу усилиям пружин 11 и уменьшающую силу трения фрикционных пар за счет наличия угла наклона у зубьев.

При вращении муфты в направлении, против часовой стрелки нажимной диск 4 под действием момента сопротивления поворачивается по часовой стрелке, при этом шестерни 5, поворачиваясь против часовой стрелки, перемещаются благодаря резьбовому соединению валов 6 с промежуточным элементом 7 вправо. Упоры 8 при этом освобождают опорный элемент 10 и последний под действием пружин 11 перемещается вправо, усилия пружин 11 при этом уменьшаются вследствие увеличения их длины.. Кроме того, поворот шестерен 5 сопровождается закручиванием пружин 9, что уменьшает результирующую силу, действующую в резьбовых соединениях. Это объясняется тем, что начальное суммарное усилие пружин 11 превышает начальное суммарное осевое усилие пружин 9, при отходе элемента 10 вправо усилие пружин 11 уменьшается, а усилие пружин

9 увеличивается. В результате уменьшения результирующего усилия в резьбовых соединениях снижается сила трения и облегчается отход вправо шестерен 5.

При снижении перегрузки на ведомой полумуфте 2 соответственно уменьшается и крутящий момент, передаваемый нажимным диском 4. Шестерни 5 с валами 6 перемещаются влево за счет действия пружин 9. Так как возврат шестерен 5 в первоначальное положение, соответствующее показанному на фиг.1, сопровождается их поворотом относительно своих осей, сжатием пружин 11 и поворотом нажимного диска 4 в направлении, противоположном направлению вращения полумуфты 2, нарастание усилия сжатия фрикционных пар происходит более плавно, а пружины 11 являются демпфером крутильных колебаний нажимного диска 4. Вследствие этого снижается коэффициент остаточного момента и уровень динамических нагрузок.

Усилия пружин 11 могут регулироваться (средства регулирования на фиг.1 не показаны). Усилия пружин 9

18583 6

Формула

30

55 также могут регулироваться следующим образом — правые концы валов 6 снабжаются хвостовиками под ключ, вращением одного из валов 6 элемент 10 отводится вправо от промежуточного элемента 7, после чего устанавливается необходимое осевое положение упоров

8 на валах 6, соответствующее новой затяжке пружин 9.

В случае работы муфты в нереверсивном режиме (при ее вращении только в направлении против часовой стрелки) зубчатое зацепление между нажимным диском 4 и шестернями 5 может быть выполнено прямозубым.

Использование изобретения позволяет повысить долговечность муфты. изобретения

Фрикционная предохранительная муфта, содержащая установленные на соединяемых валах ведущую и ведомую полумуфты, соединенные посредством фрикционных дисков, подпружиненных нажимным диском ведущей полумуфты, узел регулирования передаваемого момента и отжимное устройство, включающее центральное зубчатое колесо и входящие с ним в зацепление шестерни, установленные на валах, которые посредством несамотормозящегося резьбового соединения соединены с одним из элементов ведущей полумуфты, о т л и— ч а ю щ а я с я тем, что, с целью уменьшения динамических нагрузок за счет демпфирования колебаний элементов муфты, она снабжена промежуточным элементом, жестко связанным с валом ведущей полумуфты, опорным элементом, установленным на том же валу с возможностью осевого перемещения, и пружинами кручения-сжатия, концы которых закреплены на шестернях и промежуточном элементе, центральное зубчатое колесо жестко связано с нажимным диском, валы шестерен выполнены с концевыми упорами и установлены в промежуточном элементе с возможностью взаимодействия упоров с опорным элементом, зубчатое зацепление колеса и шестерен выполнено косозубым, направление резьбы в резьбовом соединении совпадает с направлением наклона зубьев зубчатого зацепления, а нажимной диск подпружинен относительно опорного элемента.

1518583

Составитель 1Ç.Доможилов

Техред Л. Сердюкова Корректор M,Ïîæî

Редактор Т. Парфенова

Заказ 6588/41

Тираж 721

Подписное

ЯНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

f производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул. Гагарина, 101

Фрикционная предохранительная муфта Фрикционная предохранительная муфта Фрикционная предохранительная муфта Фрикционная предохранительная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности, к устройствам для передачи момента вращения ограниченной величины

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам передачи крутящих моментов ограниченной величины

Изобретение относится к машиностроению ,в частности, к устройствам для передачи крутящего момента ограниченной величины

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи крутящего момента ограниченной величины

Изобретение относится к предохранительным муфтам, предназначенным для предотвращения обусловленных перегрузками поломок рабочих органов различных машин

Изобретение относится к машиностроению ,в частности, к устройствам для передачи крутящего момента ограниченной величины

Изобретение относится к машиностроению и предназначено, в частности , для формирования электрических импульсов при нагреве вращающегося объекта, например фрикционной муфты, до пороговой температуры

Изобретение относится к предохранительным устройствам, в частности к предохранительным муфтам, предназначенным для предотвращения поломок рабочих органов различных машин

Изобретение относится к машиностроению , в частности к устройствам для передачи момента вращения ограниченной величины

Изобретение относится к машиностроению , в частности к устройствам для передачи ограниченных по величине крутящих моментов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к приводам гидропульсационных прессов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в системах приводов различных машин

Муфта // 2195589

Изобретение относится к машиностроению и является средством защиты механических трансмиссий от моментов вращения, превышающих допустимую величину

Изобретение относится к области электротехники, а именно к магнитным муфтам, имеющим взаимодействующие друг с другом роторы с постоянными магнитами и с проводниками, разделенные воздушным зазором

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению, в частности к фрикционным предохранительным муфтам ременных и цепных передач сельскохозяйственных машин, а также может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах точной механики для передачи заданного вращающего момента, а также является средством защиты механической трансмиссии от моментов вращения, превышающих допустимую величину

Изобретение относится к предохранительным муфтам
Наверх