Двухпоточная коробка передач

 

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных машин. Цель - упрощение конструкции. Коробка передач содержит первичный вал 2, соосно расположенный с ним выходной вал 5, на котором установлены переключающие муфты 7,8 и включаемые ими зубчатые колеса 9, 10, 11, зацепленные с зубчатыми колесами, жестко закрепленными на двух промежуточных валах 12, 13. Первичный вал имеет фланец, с двух сторон от которого установлены зубчатые колеса 3,4, зацепленные с зубчатыми колесами промежуточных валов. Крутящий момент от фланца к зубчатым колесам 3,4 передается посредством самоустанавливающегося пальца. При этом между зубчатыми колесами 3,4 установлен пружинный элемент. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19> SU (Ill (su 4 в 60 к 17/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2l) 4379770/22-11 (») 19.О2,88 (46) 15. 11,89. Бюл. V 42 (75) Л.А.Румянцев(53) 629.113-585.1 (088.8) 7f

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (56) Авторское. свидетельство- СССР и 1196288, . . в 6о к 17/о8. (54) ДВУХПОТОЧНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к трансмиссиям транспортных машин. Цельупроцение конструкции. Коробка передач содержит первичный вал 2, соосно расположенный с ним выходной вал

5, на котором установлены переключающие муфты 7, 8 и включаемые ими зубчатые колеса 9, 10, 11, зацепленные с зубчатыми колесами, жестко закрепленными на двух промежуточных валах 12, 13. Первичный вал имеет фланец, с двух сторон от которого . установлены зубчатые колеса 3, 4, зацепленные с зубчатыми колесами промежуточных валов. Крутящий момент от фланца к зубчатым колесам

3, 4 передается посредством самоустанавливающегося пальца. При этом между зубчатыми колесами 3, 4 установлен пружинный элемент. 1 э.п. ф-лы, 2 ил.

15221620

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных машин.

Цель изобретения - упрощение конструкции.

На фиг. 1 представлена конструктивная схема двухпоточной коробки передач; на фиг. 2 — зубчатые колеса, установленные на первичном валу, разрез.

Коробка передач (фиг, 1) содержит картер l, через который проходит первичный вал 2, на котором установлены с возможностью поворота одинаковые по диаметру зубчатые колеса 3.и 4. Соос- 15 но с первичным валом 2 расположен выходной вал 5, на конце которого имеется фланец 6, На выходном валу закреплены переключающие зубчатые муфты 7 и 8 и установленные с возможностью вращения зубчатые колеса 9, 10 и 11.

Симметрично выходному валу 5 установлены два промежуточных вала 12 и

13. На промежуточном валу 12 закреплены зубчатые колеса 14-l7. Зубчатое колесо 14 зацеплено с зубчатым нолесом 3. Зубчатые колеса 15, 16 и 17 зацеплены соответственно с колесами

9, 10 и 11. Зубчатые колеса 18-21 жестко закреплены на промежуточном валу 13 и имеют зацепления соответственно с зубчатыми колесами 4-11.

Первичный вал 2 имеет расположен,ный между зубчатыми колесами 3 и 4 фланец 22 (фиг. 2). 35

На фланце 22 и зубчатых колесах

3 и 4 имеются соосно расположенные отверстия, в которые с небольшими зазорами вставлен палец 23. Палец 23 на кон- 0 цах имеет бочкообразные поверхности

24, а в средней части бочкообразную поверхность 25, находящуюся в отверстии фланца 22. Между бочкообразными поверхностями 2» и 25 палец 23 имеет поверхность 26 меньшего диаметра. Палец 23 выполнен, например, из упругого материала (стали), а бочкообразные поверхности 24 и 25 имеют повышенную твердость, Для предотвращения выскакивания пальца 23 и создания некоторого осевого под>натил зубчатых колес 3 и » к фланцу 22 установлены имеющие осевое пружинение кольца 27, фиксируемые на первичном валу 2, например, с помощью стопорного кольца 28. При этом наружный диаметр кольца 27 больше радиуса до оси пальца 23.

При переводе зубчатой муфты 7 влево выходной вал 5 жестко соединяег.-..л с первичным валом 2, т,е. включается прлмал передача, Если зубчатая.>луфта 7 перемещается вправо или из своего нейтрального положения переводится в осевом направлении зубчатая муфта 8, то включается одна in понижающих ступеней.

Цля обеспечения возможности поочередного использования каждого из рядов зубчатых колес 21, 11, 17 или 20, 10, 16 или l9, 9, 15 без проявления циркуляции паразитной мощности в других рядах необходимо, чтобы межзубцовые зазоры в указанных рядах возрастали пропорционально увеличению диметра зубчатых колес на промежуточном валу. Так>л>л образом, в ряду зубчатых колес 21 11, 17 суммарный межзубцовый зазор берегся за исходный, так как он является самым малым.

На зубчатом колесе 3 жестко установлен упругий штырь 29, свободно проходящий через широкий паз 30 в фланце 22. Противоположный от колеса

3 конец 31 упругого штыря 29 вставлен в отверстие колеса 4, штырь 29 обеспечивает взаимное положение зубчатых колес 3 и 4 при их сборке с первичным валом 2.

Если включить одну из понижающих ступеней, например, путем перевода вправо зубчатой муфты 8 и подвести к первичному валу 2 крутящий момент, то вал 2 начинает поворачиваться.

Зубчатые зацепления всех зубчатых колес коробки передач изготавливаются с определенными отклонениями, а угловое расположение зубчатых колес на промежуточных валах не может быть выполнено строго одинаковым. Поэтому суммарные зазоры в зубчатых зацеплениях всех работающих на каждом из промежуточных валов зубчатых колес различны.

При повороте первичного вала одно из зубчатых колес (например, 3) быстрее выбирает все зазоры в связанных с ним зубчатых зацеплениях и приостанавливается, пока зубчатое колесо 4 не выберет всех зазоров в своей цепи зубчатых зацеплений.

Так как вал 2 продолжает вращение, то палец 23, ра" îòàë >ñàê рычаг, начинает поворачивать зубчатое колесо

4 относительно вала 2 в направлении его вращения до выбора всех зазоров

1. Двухпоточнал коробка передач, содержацал первичный вал, соединенный зубчатым зацеплением с двумл симметрично расположенными промежуточными валами, установленный соосно с первичным валом выходной вал с соединяемыми с ним с помощью муфт зубчатыми колесами, каждое из которых зацеплено с зубчатыми колесами, установленными на разных промежуточных валах, о т л и ч а ю ц а я с л тем, что, с целью упрощенил конструкции, на первичном валу выполнен фланец, с цвух сторон от которого установлены зубчатые колеса, соединенные с фланцем посредством свободно установленного пальца, проходлцего через фланец, а концы этого пальца имеют опоры на упомянутых зубчатых колесах, при этом между зубчатыми колесами установлен упругий элемент для взаимной угловой ориентации зубчатых колес.

2. Коробка передач по и. 1, о т л и ч а ю ц а л с л тем, что палец выполнен из упругого материала и имеет по крали и в средней части бочкообразные поверхности, контактирующие с фланцем и зубчатыми колесами первичного вала.

15216 в зубчатых зацепленилх, связанных с— зубчатым колесом 4. При этом палец

23 будет повернут на некоторый .угол относительно плоскости чертежа (фиг. 2) и произойдет упругая деформа- ция штыря 29.

После выбора всех зазоров в зубчатых зацепленилх крутлщий момент от фланца 22 на зубчатые колеса 3 и 4 передаетсл через бочкообразные поверхности пальца 23. Каждое из колес

3 и 4 будет нагружено крутлцим моментом, приблизительно равным половине крутлцего момента на первичном валу

2. Следовательно, будут практически одинаково нагружены крутящими моментами промежуточные валы 12 и 13, т.е. будет осуществллтьсл двухпоточная передача моцности к выходному валу 5. 2О

Благодарл бочкообразным поверхностлм 24 и 25 в точках контакта пальца

23 с зубчатыми колесами 3 и 4 и по фланцу 22 не возникают значительные контактные напрлжейил, разрушающие эти детали °

Упругие свойства пальца 23 и меньший диаметр поверхности 26 позволлют пальцу 23 при работе упруго деформироватьсл вдоль своей оси, что прецотвращает его поломки при передаче крутящего момента на зубчатые колеса

3 и 4, особенно если в подводимом к первичному валу крутящем моменте имеются гармонические составллющие, что характерно длл применяемых на транспортных машинах двигателях внутреннего сгорания.

Если в коробке передач выключить зубчатую муфту 8 или снять крутлщий момент на первичном валу 2, то дефор" мированный ранее упругий штырь 29 повернет зубчатые колеса 3 и 4 в исходное положение, показанное на фиг. 2, При движении транспортной машины на прямой передаче в переходных режимах благодарл упругому штырю 29 предотврацаетсл возможность цикличес20 6 кого выбора межзубцовых зазоров в контуре, состолцем из зубчатых колес

3, 14, 17, 11, 21, 18 и 4, и появления в нем циркуллции паразитной мощнасти.

Благодарл возможности обработки отверстий поп установку пальца 23 в зубчатых колесах 3, » и на фланце

22 совместно и пружинным свойствам пальца 23 может быть одновременно установлено несколько пальцев 23.

Это позволяет разгрузить бочкообразные опорные поверхности 24 и 25, что повышает долговечность коробки передач. формула и з о б р е т е н и л

15216?О

Составитель С.Белоусько

Редактор Л.Веселовская Техред Л.Сердюкова Корректор T,Ìàëåö ,. Заказ 6792/17 Тираж 528 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д ° 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент, г.ужгород, ул.Гагарина 191

Двухпоточная коробка передач Двухпоточная коробка передач Двухпоточная коробка передач Двухпоточная коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к ступенчатым, переключаемым под нагрузкой коробкам передач, используемым на таких транспортных средствах как тракторы и аналогичные самоходные машины

Изобретение относится к транспортному машиностроению , в частности, к коробкам передач тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению , в частности, к коробкам передач, используемым, например, в тракторах и аналогичных самоходных машинах

Изобретение относится к автотракторостроению и может быть использовано в трансмиссиях дорожных и строительных машин, преимущественно тракторов

Изобретение относится к самоходным машинам и предназначено преимущественно в качестве узла для гидромеханических трансмиссий тракторов и их модификаций

Изобретение относится к железнодорожному транспорту ,в частности, к тяговому приводу локомотива

Изобретение относится к машиностроению ,в частности, к коробкам передач транспортных средств, и может быть использовано в механизме управления коробкой передач трактора

Изобретение относится к автомобильному и тракторному машиностроению, а также может применяться для транспортных средств, работающих с активными дополнительными агрегатами

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх