Способ определения совместимости моторных масел

 

Изобретение относится к исследованию масел, в частности к определению совместимости моторных масел, и может быть использовано в соответствующем производстве. Цель - повышение чувствительности и снижение трудоемкости определения. Для этого сначала готовят смесь исходных масел в объемном соотношении 1:1. Параллельно наносят каждое исходные масла (в идентичных условиях) на поверхность датчика, нагретого до 250-350°С, и выдерживают слой масла до образования твердой лаковой пленки. О совместимости масел судят по количеству отложений лака, полученных от смеси исходных масел с учетом наибольшего количества отложений лака, полученного от одного из исходных масел, т.е. Q смеси≤Q<SB POS="POST">I</SB> индивидуального масла. Способ позволяет почти в 300 раз снизить время определения, повысить его чувствительность за счет приближения условий испытаний к реальным. 2 табл.

СОЮЗ С(."ВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК ()9) (11) А1 (51)4 G 01 N 33/30

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4338520/23-04 (22) 07,12.87 (46) 30.11,89. Бюл. N"- 44 (71) Государственный научно-исследовательский институт по химмотологии при Госстандарте (72) M.И,Федоров, M.В.Трипунов и В,А.Золотов (53) 621.891,2(088.8) (56) Метод определения совместимости авиационных масел и масел с присадками, утвержденный Государственной междуведомственной комиссией по испытанию топлив, масел, смазок и специальных жидкостей при Госстандарте решением ) 23/1-22 от 01.02.78.

Федеральный стандарт США. Метод

3403,1, ТМ В 791 В, 1969. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОВМЕСТИМОСТИ МОТОРНЫХ МАСЕЛ (57) Изобретение относится к исследованию масел, в частности к определеИзобретение относится к исследованию масел, в частности к определению совместимости моторных масел, и может быть использовано при производстве товарных и разработке новых образцов масел в нефтеперерабатывающей промьппленности.

Цель изобретения — повьппение чувствительности и снижение трудоемкости определения совместимости масел.

Способ реализуют следующим образом»

Нагревают датчик, выполненный в виде усеченного конуса из металличес2 нию совместимости моторных масел, и может быть использовано в соответствующем производстве. Цель изобретения — повышение чувствительности и снижение трудоемкости определения.

Для этого сначала готовят смесь исходных масел в объемном соотношении

1:1. Параллельно наносят каждое из исходных масел (в идентичных условиях) на поверхность датчика, нагретого до 250-350 С, и выдерживают слой масла до образования твердой лаковой пленки. О совместимости масел судят по количеству отложений лака, полученных от смеси исходных масел с учетом наибольшего количества отложений лака, полученного от одного из исходных масел, т,е. Q смеси 4 С, индивидуального масла, Способ позволяет почти в 300 раз снизить время определения, повысить его чувствительность за счет приближения условий испытаний к реальным. 2 табл. кого сплава, рабочей поверхностью с секторами которого является большее основание конуса. Коническую часть датчика со стороны меньшего основания устанавливают в нагреватель, представляющий собой цилиндр, на внешней образующей которого по; всей высоте намотана спираль накаливания, а во внутренней части цилиндра имеется посадочное гнездо в форме конуса для установки датчика, температура которого контролируется термопарой, включенной в цепь показывающего прибора (например> милливольт)525577 метр тина )1-4205) . Параллельно с нагревом поверхности датчика при помощи мешалки составляют смесь испытуемых масел в объемном соотношении 1:1. 3атем исходпыс: масла и их смесь отбирают в трехканальный дозатор. При дос Ièæåíèï даrчHêîM заданной температуры (250--350 0) с помощью дозатора на датчик наносят 0,2 см смеси з и каждого из исходных масел, образующих тонкий слой толщиной 90110 мкм (при известной площади датчика, вычисляемлп по формуле

v где ) - толщина слоя, v — ьбъ- 5

i(+r ем масла, г — радиус поверхности датчика), Затем датчик с нанесенной пробой термостатируют при свободном доступе кислорода воздуха до образо— вания лаковой пленки на всех секторах поверхности датчика, после чего производят оценку совместимости образцов масел.

О совместимости масел судят по количеству отложений лака, полученному от смеси и от каждого из исходных масел, для чего сравнивают интенсивность окраски поверхности датчика со стандартной шкалой.

Совместимыми считаются масла, если соблюдается неравенство

ГДе О кОличестВО ОтлОжений лака

° СМ полученное от смеси исходных масел, балл;

О, — наибольшее количество отложений лака, полученное от

ОднОГО из исхОдных Macел 40 балл, Исследованию на совместимость подвергают стандартные масла, взятые в

Объемных соотношениях 1:1. Результаты представлены в табл,1, где указа- 45 ны режимные параметры и полученные результаты, Проведены исследования по оценке чувствительности предлагаемого и известного.способов. Анализу подвергают стандартные смазочные композиции в режимах сравниваемых способов, Результаты оценки приведены в табл.2, При определении совместимости моторных масел необходимо соблюдение следующих условий

Q Q, + 46

0см 7 Q + Мв

I где о — среднеквадратичное отклонение „

Из табл,2 видно, что при определении совместимости масел по предлагаемому способу выполняются все неравенства, тогда как по известному зти неравенства не выполняются.

Пример для масел О, и О ; Оз и О .

По предлагаемому способу 6? > 59,4

48 с 54,2

По известному способу 40 10 48 "

1() 43.10 ) 41 10

Отсюда следует, что предлагаемый способ превосходит по чувствительности известньп . Трудозатраты по предлагаемому способу в, 3 раза ниже.

Формула изобретения

Способ определения совместимости моторных масел путем их смешения в объемном соотношении 1:l термостатирования и последующей оценки, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения чувствительности и снижения трудоемкости определения, исходные масла и их смеси в идентичных условиях одновременно наносят на нагретую до 250-350 С поверхность датчика и выдерживают до образования твердой лаковой пленки и о совместимости масел судят при соответствии количества отложений неравенству где Q Ä - количество отложений лака, полученное от смеси исходных масел, балл;

Q,. — наибольшее количество отложений лака, полученное от одного иэ исходных масел, б алл.

1525577

Т а б л и и а1

Отложения лака, балл

Испытуемый обраяеи

Режим испытаний

Оп> нка сов— местимости

o(ip3япов

Темпера- Время тура> l с

Толщина слоя ( мкм от смеси от исхолных масел

О, 40.

0, 0, 100

95l l0

М-12В«РК+Б-ЗВ

М- 16ИХП-3« Б-ЗВ

М-16ИХП-3+ИВ АС3п-108

М-16ИХИ-3+М-17В«РК

350 300

375 330

300 380

275 430

62 45

64 48

48 48

47 48

47

47

48

Несовместимы

Несовместимы

Совместимы

Гс вместимы

Таблиц а 2

Марка масел предлагаемому

Т известие му

Условное обозначеОбъем осадка, см

Величина, балл

«ие

0,004 -0,0002

0,0035 -0,0002

45+4,0

47 2,8

0

Z б? 3,2

4813>0

0,0040 -0,0002

0,0041«0,0002

О ем

03 б4 -2>б

48+4, 5

О, 0039 0,0002

0,004!« 0,0002

Осм

48 3,5 0,0043+0>0002

Осм

47+ 3,5

0,0043+0,0002 () см

А н-Масла несовместимы.

Ф«

"с-Масла совместимы

Составитель Л,Иванова

Редактор Ю.Петрушко Техред M.Ходанич Корректор О, Кундрик

Подписное

Тираж 513

Заказ 1008

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СГ., l Т СГСР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат Патент, r.Óæãîðîä, ул. Гагари а, >t »

Г ииа 101

М-12В РК

Б-ЗВ

M-12ВаРК+Б-ЗВ (1:1), н

М-16ИХП-3

М-16ИХ!1-3+

Б-ЗВ(1:1),н

ДВ-АСЗп-10В

М-16ИХП-3+

+ДВ-АСЗп-lOB, с

М-12Â РК+

+М-1б;Лп-З(1:1),с

Величина оценки совместимости по способу

Способ определения совместимости моторных масел Способ определения совместимости моторных масел Способ определения совместимости моторных масел 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к определению термической стабильности смазочного масла

Изобретение относится к исследованию смазочных материалов , в частности, к оценке моющих свойств моторных масел

Изобретение относится к нефтехимии , в частности к оценке качества отработанных нефтепродуктов (НП)

Изобретение относится к исследованию эксплуатационных свойств масел и может найти применение при разработке новых сортов масел в машиностроении

Изобретение относится к диагностированию двигателей внутреннего сгорания и позволяет расширить функциональные возможности устройства

Изобретение относится к исследованию эксплуатационных свойств масел , в частности к определению склонности масла к образованию высокотемпературных отложений, и может найти применение при разработке новых сортов масел

Изобретение относится к физико-химической механике трения и может быть использовано для оценки и прогнозирования триботехнических свойств смазочных материалов на стадии лабораторных испытаний

Изобретение относится к области исследования смазочных материалов, используемых при обработке давлением

Изобретение относится к технике оценки качества жидких смазочных материалов, в частности к определению их смазывающей способности

Изобретение относится к области исследования смазочных масел, в частности к способу оценки энергосберегающих свойств моторных масел, и может применяться при разработке новых моторных масел для оценки их энергосберегающих свойств, а также использоваться при подборе масел к двигателю

Изобретение относится к анализу смазочных масел с щелочными присадками, а именно к определению кондиционности масел
Наверх