Сверхзвуковое осесимметричное профилированное сопло аэродинамической трубы

 

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамики и может быть использовано в конструкциях гиперзвуковых аэродинамических труб. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик путем расширения диапазона чисел М и повышение качества потока на выходе из сопла. Для этого отношение длин отсеков составляет L2/L1=(0,63 0,02)(D/d*)0,6 , где L1 - длина сменного отсека 1; L2 - длина стационарного отсека 2; D - диаметр выходного сечения; d* - диаметр критического сечения сопла. 3 ил.

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике и может быть использовано в конструкциях гиперзвуковых аэродинамических труб. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик путем расширения диапазона чисел М и повышения качества потока на выходе из сопла. На фиг. 1 приведена конструкция сверхзвукового профилированного сопла; на фиг. 2 и 3 результаты экспериментальных исследований течений газа в этом сопле со сменными отсеками на числа Мi=4, 5, 6, 8 и 9. Сопло состоит из сменного отсека 1 и стационарного (постоянного) отсека 2. Сменный отсек 1 представляет собой разгонный участок сопла. Он состоит из сужающейся и расширяющейся частей, обеспечивающих разгон потока до заданного значения числа Мо. Постоянный отсек 2 - это выравнивающий участок сопла. Для конкретной аэродинамической трубы полная длина сопла L, диаметры входного Dвх и выходного D сечений сопла считаются заданными. Диаметр d* критического сечения при заданном диаметре выходного сечения зависит от значения числа М на выходе из сопла и определяется расчетным путем. Для сопла, представленного на фиг. 1, полная длина L=1028 мм, Dвх=80 мм, D= 150 мм, d* =12,8 мм. Контур сужающейся части сопла задавался в виде сопряжения двух дуг окружностей, связывающих входное и критическое сечения сопла. Контур расширяющегося участка сопла рассчитывался численно на ЭВМ. Зная полную длину сопла L, диаметр выходного D и критического d* сечений, легко найти длины сменной L1 и постоянной L2 его частей, используя предложенную зависимость L2/L1=(0,63 0,02)x(D/d* )0,6. Так как L1+L2=L, то из этих двух соотношений следует, что L1=L[(1+(L2/L1)]-1, L2=(L2/L1) [1+(L2/L1)]-1L. Для сопла на число Мо=7 соотношение L2/L1=2,78, тогда длина L1=272 мм, а L2=756 мм. Для профилированного сопла на число Мо=7 изготовлены и испытаны сменные отсеки на числа Mi= 4, 5, 6, 8 и 9. Для сменного отсека на число M=M1, большее или меньшее, чем Mo, длина и форма внутреннего контура расширяющейся части находились в результате численного расчета из условия реализации однородного потока газа в области постоянного отсека сопла. Эта задача решалась при использовании того же расчетного метода, с помощью которого находился контур сверхзвуковой (расширяющейся) части исходного сопла. Равенство длин всех сменных отсеков достигается соответствующим изменением длины сужающейся части сопла. Укажем, что постоянный отсек сопла имел технологический разъем 3. При работе предлагаемого сверхзвукового профилированного сопла в контуре аэродинамической трубы изменение числа М на выходе из сопла достигается за счет замены сменных отсеков, имеющих диаметры критических сечений, большие или меньшие диаметра критического сечения d* исходного сопла. Предложенная конструкция профилированного сопла со сменным отсеком позволяет расширить диапазон его работы от М=Мо-3 до М=Мо+2, т.е. М=5. При этом оно обеспечивает реализацию в указанном диапазоне высокого качества потока с величиной неравномерности M/M<1%. Об этом свидетельствуют результаты экспериментального исследования полей течения в профилированном сопле на число Мо=7, приведенные на фиг. 2 и 3. В верхней части фиг. 2 показаны расчетные и экспериментальные распределения чисел М по оси х сопла (отсчет х ведется от выходного сечения сопла). В нижней части фиг. 2 показаны контуры сменных отсеков на числа М=4, 7 и 9 и контур постоянного отсека сопла. На фиг. 3 приведены поперечные поля чисел М в выходном сечении сопла. Справа от каждой экспериментальной зависимости М(у) указаны значения давления Ро и температуры То торможения потока, при которых проводились испытания.

Формула изобретения

СВЕРХЗВУКОВОЕ ОСЕСИММЕТРИЧНОЕ ПРОФИЛИРОВАННОЕ СОПЛО АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ТРУБЫ, содержащее установленные последовательно сменный и стационарный отсеки, образующие своими внутренними поверхностями контур сопла, отличающееся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик путем расширения диапазона чисел М и повышения качества потока на выходе из сопла, отношение длин отсеков составляет = (0,63 0,02)(D/d*)0,6, где L1 - длина сменного отсека; L2 - длина стационарного отсека; D - диаметр выходного сечения; d* - диаметр критического сечения сопла.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 15.12.2005

Извещение опубликовано: 20.11.2006        БИ: 32/2006




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике и может быть использовано при исследованиях аэроупругости и устойчивости динамически подобных моделей летательных аппаратов в аэродинамических трубах в условиях, приближающихся к условиям свободного полета

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике и может использоваться при исследованиях аэроупругости, устойчивости и динамической прочности летательных аппаратов, проводимых на динамически подобных моделях в аэродинамических трубах малых скоростей в условиях, приближающихся к условиям свободного полета

Изобретение относится к области экспериментальной аэродинамики и может быть использовано при разработ-

Изобретение относится к испытательной технике

Изобретение относится к области аэродинамических испытаний и предназначено для использования в аэродинамических трубах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в авиационной промышленности при проведении наземных испытаний объектов авиационной техники, подвергающихся обледенению в естественных условиях эксплуатации

Изобретение относится к способам воспроизведения аэродинамического теплового воздействия на головную часть (обтекатель) ракеты в наземных условиях и может быть использовано при наземных испытаниях элементов летательных аппаратов

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике и может быть использовано в отраслях промышленности, занимающихся проектированием и созданием транспортных средств различного назначения

Изобретение относится к средствам физического моделирования, в частности к устройствам для моделирования направляющего пути наземного транспорта в аэродинамических трубных экспериментах

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике и может быть использовано в конструкциях подвесных устройств

Изобретение относится к аэродинамике и может быть использовано в конструкциях аэродинамических установок

Изобретение относится к экспериментальной аэродинамике, в частности к устройствам для подвески моделей летательных аппаратов в аэродинамической трубе
Наверх