Установка для испытаний материалов на контактную выносливость

 

Изобретение относится к устройствам для испытания прочностных свойств и износостойкости материалов при контактных нагрузках. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей путем испытаний на контактную прочность как при переменной, так и при циклической нагрузке с различными коэффициентами асимметрии и большими частотами, и повышение производительности. Установка для испытаний материалов на контактную выносливость содержит три параллельных вала, на которых крепятся контробразцы 5 и 6 и образец 7 материала, а опоры 8 и 9 крайних валов 3 и 4 выполнены в виде эксцентрично расположенных подшипников с зубчатыми венцами 10 и 11, входящими в зацепление друг с другом и с шестерней 12 валопровода 13, к одному концу которого прикреплен пульсатор 42, а к другому - нагрузочное устройство 37 с тормозом 39. При повороте опор 8 и 9 за счет эксцентриситета контробразцы 5 и 6 прижимаются к образцу 7 материала и создают давление на контакте. Задавая валопроводу 13 различные формы движения, можно задавать различные условия нагружения. 2 з.п. ф-лы, 15 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5l)5 G 0l N 3/56

ГЦ Я43;

E. Б:;ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСК0МУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4443383/25-28

:(22) 16.05.88 (46) 15.01.90. Бюл. h"- 2 (71) Хмельницкий технологический институт бытового обслуживания и Институт проблем прочности АН УССР (72) С.Г.Костогрыз, В.В.Ковалевский, B Г.Каплун, Б.А.Ляшенко, Ю.И.Шалапко и Ю.З.Пивоваров (53) 620.178.16(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

11- 706744, кл. С 01 И 3/56, 1977. (54) УСТАНОВКА ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ МАТЕРНАЛОВ НА КОНТАКТНУЮ ВЫНОСЛИВОСТЬ (57) Изобретение относится.к устройствам для испытания прочностных свойств и износостойкости материалов при контактных нагрузках. Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем испытаний на кон— тактную прочность как при переменной, так и при циклической нагрузке с раз„„SU„1536264 А 1

2 личными коэффициентами асимметрии и большими частотами и повьппение производительности. Установка для испытаний материалов на контактную выносливость содержит три параллельных вала, на которых крепятся контрабразцы 5 и

6 и образец 7 материала, а опоры 8 и

9 крайних валов 3 и 4 выполнены: в виде эксцентрична расположенных подшипников с зубчатыми венцами 10 и ll входящими в зацепление друг с другом и с шестерней 12 валопровода 13, к одному концу которого прикреплен пульсатор

42, а к другому — нагрузочнае устройство 37 с тормозом 39. При повороте опор 8 и 9 за счет эксцентриситета контробразцы 5 и 6 прижимаются к образцу 7 материала и создают давлений на контакте. Задавая валопроводу 13 различные формы движения, можно задавать различные условия нагружения.

2 з.п. ф-лы, 15 ил.

1536264

Изобретение относится к устройствам для исследования прочностных свойств н износостойкости материалов при контактных нагрузках и может быть использовано для испытаний материалов в условиях сложного. контактного нагру>кения.

Целью изобретения является расширение функциональных фоэмсэжностей пулем испытаний на контактну|о прочность как при переменной, так и при циклической нагрузке с различными коэффициентами асимметрии и большими частотами, и повышение производитель- 15 ности при исследованиях материалов на износостойкость и прочность.

Иа фиг. 1 изображена кинематическая схема установки для испытания ма.териялов на контактную выносливость; на 20 фиг,2 — узел установки, состоящий из трех параллельных валов с эксцентричными опорами подшипников валов; на фиг.3 — разрез А-я. на фиг„2; на " фиг.4 — вид В на фиг.2; на фиг.5-10 — 25 схемы нагружения испытуемого образца, которые можно реализовать на установке; на фиг.11 — 15, — графики режимов нагружения, которые могут быть реализованы на установке. 30

Установка для испытаний на кон-. ( тактную выносливocть содержит корпус

1, три параллельных Бала 2-4 на крайних укрепляются контробразцы 5 и

6, а на среднем — образец 7 материала. Опоры 8 и 9 выполнены в виде эксцентрично расположенных подшипников с зубчатыми венцами 10 и 11, которые образуют защепление друг с другом и с шестерней 12 валопровода 13.

Параллельные Балы 3 и 4 через карданные шарниры 4 и 15 связаны с валами 16 и 17 раз„а очной коробки 18, В. л 19 раздаточнр оробки 18 муфтой

20 соединен с э ек р дви .ателе 21 45

Валы 16 и 17 кинематически связаны зубчатыми колесами 22-24 с вялом 19„ который с помощью карданного шарнира

25, соединенного с промежуточным BG лом 26, который пропущен в трубе 27 корпуса 1 ниже уровня плОСКОсти рас положения параллельных валов 2-4, кинематически связаны с валом ? посредством шестерен 28-30. Конец вала 2 муфтой 31 соединен с вялом генерато55 ра 32.

Валопровоц 13 через муфту 33 свя-

3 ан с допОлнительным валоп1)ОБОДОМ

34, который через муфту 35 связан с ведомым валом 36 нагрузочного устройства 37, выполненного в виде четырехступенчатого червячного редуктора с электродвигателем 38. На валу 36 установлен дисковый тормоз 39.

Другой конец валопровода 13 при помощи муфты 40 соединен с ведомым валом 41 пульсатора 42, который содержит ведущий вал 43, соединенный муфтой 44 с электродвигателем 45, а также кривошип 46 переменного радиу-. са, шатун 47 и коромысло 48, образующие шарнирный четырехзвенный механизм.

Установка работает следующим образом.

При включении электродвигателя 38 ведомый вал 36 редуктора закручивает валопроводы 13 и 34 относительно ведомого вала 41 пульсатора 42. Электродвигатель 45 пульсатора 42 в это время выключен. При закручивании валопровода 13 поворачивается на некоторый угол шестерня 12, которая поворачивает зубчатый венец 10 опоры 9 и соответственно венец 11 опоры 8. За счет эксцентриситета валы 3 и 4 в

\ опорах 8 и 9 прижимяэот контробразцы 5 н 6 к образцу материала 7 при повороте опор 8 и 9. Когда давление прижатия достигнет требуемого значения, электродвигатель 38 выключают и тормозом 39 фиксируют ведомый вал 36.

Так создается постоянная или переменная нагрузка на образец ?.. Для создания циклической составляющей усилия контактного давления на образец

7 включают электродвигатель 45, который приводит в движение кривошип 46 пульсатора 42, выходной вал 41 пульсатора 42 при этом совершает возвратно-вращательное движение, закручивая или раскручивая валопровод 13, который через шестерню 12 задает возвратно-вращательное движение зубчатым венцом 10 и 11, которые создают циклическую нагрузку на образец 7. Час" тоту нагрузки можно регулировать частотой вращения электродвигателя 45, а амплитуду — путем изменения радиуса кривошипа 46.

При включении электродвигателя 21 приводится во вращение сменные шестерни 22-24 раздаточной коробки 18 и соответственно валы !9, 16 и 17.

Шестерни 22-24 подбирают в зависимости от -. îãî,,какое соотношение скоростей вращения образца 7 и контробраз1536264 зоне контакта: цов 5 и 6 необходимо для испытаний.

С валов 19, 16 и 17 вращательное движение передается через карданные шарниры 25, 15 и 14 валам 26, 3 и 4 соответственно. С вала 26 через шестерни 28-30 вращетельное движение передается валу 2 образца 7. Для обеспечения испытаний при переменном проскальзывании поверхности образца 7 относительно поверхности контробразцов

5 и 6 в зоне контакта угловая скорость образца 7 должна быть переменной, это достигается тем, что шестерни 28-30 выполняются с эксцентричными зубчатыми венцами относительно осей вращения с равным для всех осей эксцентриситетом и расположением эксцентриситетов в одной фазе.

К шестерне 12 можно подсоединить 20 еще один узел для испытания материала, аналогичный основному и работаю— щему аналогичным образом.

Установка позволяет реализовать различные схемы нагружения при испы- 25 таниях на контактную выносливость, в том числе и предусмотренные стандартной методикой испытаний.

На фиг.5 -10 обозначено: F — усилие прижатия контртел к образцу; 3р ч1 1 2 Vз окружные скорости образ- ца и контртел соответственно; V, V, V — угловые скорости образца и контр3 тел соответственно; Р— постоянная составляющая усилия прижатия; Р—. 35 переменная составляющая усилия прижатия.

Установка при таких схемах работает следующим образом.

l. Испытание на контактную вынос- 4р ливость при фракционном качении (фиг.5). При этом разъединяют валы

16 и 17 раздаточной коробки с валами контртел 3 и 4 (фиг.l) и приводят во вращение образец 7 двигателем 21 че- 45 реэ валы 19 25, 26 и систему шестерен 28-30 (фиг.4) под действием силы прижатия контртел к образцу F Контртела 5 и 6 приводятся во вращение за счет фрикционных сил в зонах контак- 50 та, à V„>p V и V„>i V).

2. Испытание при чистом качении (фиг.6), когда от раздаточной коробки вращение передается на валы образца и контртел, а сменные зубчатые колеса 22-24 раздаточной коробки подобраны таким образом, что Ч, .= 7 = V .

3; Испытание при качении с постоянным скольжением (фиг.7) когда от

6 раздаточной коробки вращение передается на валы образца и контртел, а сменные зубчатые колеса 22-24 раздаточной коробки подобраны таким образом, что обеспечивается требуемое соотношение окружных скоростей испытуемого образца и контртел, при котором имеет место постоянное скольжение в

Ч,- V, Ч,-Ч, Л= — — const г

Заменой шестерни достигаются различные значения скольжения A . 4. Испытания при качении с переменным скольжением осуществпяют аналогично схеме (фиг.7), однако при этом шестерни 28-30 (фиг.4) выполня1от эксцентричными по отношению к их осям вращения с расположением эксцентрисистентной в одной фазе.

5. Испытания при качении с тяговым моментом (фиг.8). При такой схеме испытаний от раздаточной коробки 18 приводится во вращение только контртела 5 и 6 с равными угловыми скоростями, а вал 2, на котором посажен испытуемый образец 7 (фиг.l), отсоеди— няется от вала 19 раздаточной коробки. Вместо генератора 32 устанавливается электродвигатель переменного тока, который приводит во вращение образец 7.

6. Испытания при качении с тормозным моментом (фиг.9). От раздаточной коробки 18 приводятся в движение контртела 5 и 6, а к валу 2 образца 7 прикладывается тормозной момент, создаваемый генератором 32 (фиг.l). Изменяя нагрузку на г .ераторе, устанавливают требуем:.=-. по условиям испытания тормозной момент М

7. Испытания при пульсирующем контакте (фиг.10) достигаются за счет того, что при невращающихся образце 7 и контртелах 5 и 6 и работе пульсатора 42 за счет периодического возвратно-вращательного движения зубчатых венцов 10 и 11 (фиг.l) осуществляется периодическое прижатие контактирующих тел по гармоническому закону.

При этом циклическая составляющая силы прижатия F может быть изменена путем изменения радиуса кривошипа 46 и она накладывается на постоянную составляющую нагрузки F„. При невращающихся образце и контртелах и действии сжимающей пульсирующей нагруз1536264 ке в зоне контакта имеет место деформация образца и контртел, в результате чего имеют место относительные микроперемещения контактирующих тел и создаются таким образом условия для

5 фреттинга. Таким образом, установка позволяет проводить испытания также на фреттинг-усталость в условиях контактного нагружения.

Рассмотренные схемы испытаний мо". гут быть реализованы как при стацио1 нарном режиме нагружения, так и при нес тационарном режиме. Схемы испыта,ний (фиг.5-9) могут быть осуществле15, ны на предлагаемой установке как при ,стационарном режиме изменения кон" .тактных напряжений (фиг.ll, в этом случае редуктором 37 (фиг.1) создается только постоянная нагрузка), так и при нестационарном режиме (фиг.12), когда нагрузка, задаваемая редуктором ! 37 изменяется по какому-то закону за счет изменения скорости вращения вала электродвигателя 38. Возможно осуще- 25 ствить на предлагаемой установке ре, жим нагружения при всех рассмотренных схемах испытаний, когда постоянная нагрузка, создаваемая редуктором

37, модулируется периодическими коле- 3<1 баниями за счет пульсатора 42. При этом импульсы контактных напряжений (фиг.13) оказываются модулированными по амплитуде, Возможно также осуществить и их частотнук1 модуляцию за

35 счет управления частотой вращения электродвигателей ?1 и 45.

Схема испытаний прн пульсирующем контакте фиг.10 может быть осуще-. ствлена как при стационарном режиме нагружения, когда * =: const и Ь

2 rv С( сonst (фиг.14); . "к и при нестационарном режиме, когда Ь :Ф сопят (фиг. 15), в том числе, когда

=-Ь (с) представляет собой нестацио".

t нарный случайный процесс с накладываемой на него регулярной периодической составляющей А . Такой режим нагру7 е( жения чаще всего встречается на практике. Для его реализации необходимо в систему управления электродвигате-. лем ввести микропроцессор, который осуществлял бы управление электродвигателем по заданной случайной функ-.... ции.

Формула изобретения

1. Установка для испытаний материалов на контактную выносливость, содержащая корпус, установленные в нем на опорах в одной плоскости три параллельных вала, средний из которых предназначен для размещения образца материала, .а два крайних — для нажимных контробразцов, привод вращения валов и нагружающее устройство, отличающаяся тем;что, с целью расширения функциональных возможностей путем испытаний на контактную прочность как при переменной, так и при циклической нагрузке с различными коэффициентами асимметрии и большими частотами, и повышения производительности, она снабжена пуль". сатором, выполненным в виде четырехзвенного шарнирно-рычажного механизма с перемен-..-ым радиусом кривошипа, и валопроводом с шестерней, соединен" ным одним концом с ведомым валом пуль" сатора, а другим — с нагружающим устройством, а опоры крайних валов выполнены в виде эксцентрично расположенных подшипников с зубчатыми венцами, входящими в зацепление друг с другом на оси среднего зала и с шестерней на валопроводе.

2. Установка по п.1, о т л и ч а .ю щ а я с я тем, что она снабжена тормозом, связанным с нагружающим устройством;.

3, Установка по п.1, о т л и ч аю щ а я с я тем, что она снабжена установленными в корпусе аналогично основным тремя дополнительными валами с опорами, выполненными и установленными аналогично основным.

1536264

1536264

1536264

1536264

Составитель Н. Елисеев

Редактор Т.Лаэоренко Техред М.Ходанич Корректор О.Ципле

Заказ 103 Тираж 496 Подписное

8HHHIIH Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Установка для испытаний материалов на контактную выносливость Установка для испытаний материалов на контактную выносливость Установка для испытаний материалов на контактную выносливость Установка для испытаний материалов на контактную выносливость Установка для испытаний материалов на контактную выносливость Установка для испытаний материалов на контактную выносливость Установка для испытаний материалов на контактную выносливость Установка для испытаний материалов на контактную выносливость 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам определения смазывающих свойств смазочных материалов, применяемых для различных пар трения

Изобретение относится к испытательной технике, может быть использовано для испытания луба или волокна лубяных культур на износ

Изобретение относится к машиностроению, в частности к технологии приработки и тренировки передач зацепления, и может быть использовано для достижения их оптимальных эксплуатационных показателей при работе в тяжелых режимах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при испытаниях материалов на износ в деталях машин

Изобретение относится к испытаниям материалов на износ и применяется для оценки фрикционной усталости материала

Изобретение относится к абразивной обработке материалов и может быть использовано для контроля степени шаржирования материала после обработки абразивным инструментом

Изобретение относится к испытаниям материалов на износ

Изобретение относится к обработке материалов давлением и может быть использовано для определения коэффициента контактного трения для различных видов обработки давлением, волочения, прокатки, экструзии и т.п

Изобретение относится к устройствам для испытания текстильных материалов на истирание, является усовершенствованием устройства по авт.св.N 648879 и позволяет повысить надежность и точность за счет имитации влияния швов

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх