Устройство для контроля за обучением телеграфистов

 

Изобретение относится к техническим средствам обучения. Цель изобретения - повышение эффективности путем одновременного контроля за группой обучаемых. Устройство содержит абонентские комплекты 1 и 2, каждый из которых состоит из телеграфного аппарата 11, блока анализа 12 передачи и счетчика 13 правильных ответов, табло 3 "Конец передачи", счетчик 4 числа знаков, датчик 5 кодовых комбинаций, дешифратор 6, блок предъявления 7 учебной информации, формирователь 8 коротких импульсов, элемент задержки 9 и метроном 10. При отработке всего текста телеграммы, в устройстве задержанный и пропущенный ответы фиксируются как неправильные. Эффективность устройства повышается за счет обеспечения постоянного контроля за каждым обучаемым в группе, что важно на начальном этапе обучения, т.к. сразу же позволяет выявить телеграфистов, успешно усваивающих программу или допускающих значительное число ошибок при передаче телеграмм. Устройство по п.п. 2 - 4 ф-лы отличается выполнением блока анализа 12, датчика 5 и его блока изменения скорости предъявления кодовых комбинаций. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (51) 5 С 09 В 7/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

1

1111

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГННТ СССР

К А BTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4184773/24-09 (22) 20,01.87 (46) 30.01.90. Бюл. и 4 (72) Н.И.Кудряшов и В.С.Попенко (53) 681.136 ° 54 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

11 1119057, кл. G 09 В 7/00, 1983. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗА ОБУЧЕНИЕМ ТЕЛЕГРАФИСТОВ (57) Изобретение относится к техническим средствам обучения. Цель изобретения - повышение эффективности путем одновременного контроля за группой обучаемых. Устр-во содержит абонентские комплекты 1 и 2, каждый из которых состоит из телеграфного аппарата 11, блока 12 анализа передачи

:и счетчика 13 правильных ответов, табло 3 "Конец передачи", счетчик 4

„„SU„„1539818 А 1

2 числа знаков, датчик 5 кодовых комбинаций, дешифратор б, блок 7 предъявления учебной информации, формирователь 8 коротких импульсов, эл-т 9 задержки и метроном 10. При отработке всего текста телеграммы задержанный и пропущенный ответы фиксируются как неправильные. Эффективность устр-ва повышается эа счет обеспечения постоянного контроля за каждым обучаемым в группе, что важно на начальном этапе обучения, т. к. сразу же позволяет выявить телеграфистов, успешно усваивающих программу или допускающих значительное число ошибок при передаче телеграмм. Устр-во по п.n,2 - 4 ф-лы а отличается выполнением блока 12 анализа, датчика з и его блока изменения скорости предьявления кодовых комбинаций. 3 з.п. Ф-лы, 5 ил. С.

1539818

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано для обучения работе на телеграфных аппаратах.

Цель изобретения - повышение эффективности путем одновременного контроля за группой обучаемых.

На фиг.1 изображена структурная электрическая схема предлагаемого 10 устройства; на фиг.2 - структурная .электрическая схема блока анализа передачи; на фиг.3 - структурная электрическая схема датчика кодовых комбинаций; на фиг.4 - структурная электрическая схема блока изменения скорости предъявления кодовых комби, наций; на фиг.5 - временная диаграмма работы устройства.

Устройство для контроля за обуче- 20 нием телеграфистов содержит абонентский комплект 1, дополнительные абонентские комплекты 2, табло 3 "Конец передачи", счетчик 4 числа знаков, датчик 5 кодовых комбинаций, дешифра- 25 тор 6, блок 7 предъявления учебной информации, формирователь 8 коротких импульсов, элемент 9 задержки и метроном 10.

Каждый абонентский комплект содер- 30 жит телеграфный аппарат 11, блок 12 анализа передачи и счетчик 13 правильных ответов.

Блок анализа передачи содержит первый и второй узлы 14 и 15 элементов И, узел 16 элементов ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ, ИЛИ-НЕ, первый, второй и третий эле, менты И 17, 18 и 19, формирователь 20 коротких импульсов, первый и второй элементы 21 и 22 задержки, одновибра- 40 тор 23, инвертор 24 и регистр 25.

Датчик кодовых комбинаций содержит первый и второй элементы 26 и 27 задержки, регистр 28 сдвига, блок 29 элементов И, генератор 30 тактовых 45 импульсов, блок 31 изменения скорости предъявления кодовых комбинаций и генератор 32 псевдослучайной последовательности.

Блок изменения скорости предъявле- 50 ния кодовых комбинаций содержит делитель 33 на пять, делитель 34 на три, первый, второй, третий и четвертый делители 35, 36, 37 и 38 на два и переключатель 39.

Устройство работает следующим образом.

Преподаватель перед отработкой (контролем) упражнения по счетчику 4 устанавливает емкость телеграммы (длинная 500 знаков или короткая 100 знаков), на датчике 5 - скорость предъявления знаков, проводит инструктаж и по готовности обучаемых включает питание. Регистр 25, счетчики 13 и 4 устанавливаются в исходное состояние, запускается датчик 5..

На выходе генератора 32 появляется псевдослучайная последовательность (ПСП) импульсов (фиг ° 5 а), на первом и втором выходах генератора 30 - последовательность тактовых импульсов (фиг.5 б) высокой и низкой частоты соответственно. При отсутствии единичного потенциала на разрешающих входах (наличии нулевого) элементов

26 и 27 импульсы ПСП с выхода генератора 32 проходят через элемент 26 на информационный вход регистра 28., а тактовые импульсы с первого выхода генератора 30 через элемент 27 - на второй (сдвиговый) вход регистра 28, обеспечивая запись в последнем псевдослучайной последовательности.

Одновременно импульсы с второго выхода генератора 30 поступают в блок

3 1, в котором в зависимости от поло" жения переключателя 39 формируются импульсы соответствующей длительности, обеспечивающей скорость предъявления знаков от 30 до 240 ударов в минуту (градации 30, 60, 90, 120, 180 и

240).

При появлении импульса на выходе блока 31 (фиг.5в) подача информационных (ПСП) и сдвиговых (тактовых) импульсов в регистр 28 прекращается.

На первом - пятом выходах регистра 28 фиксируется случайная кодовая комбинация потенциалов "1" и "0" (фиг ° 5r), которые прикладываются к первому входу блока 29 элементов И. Одновременно импульс с выхода блока 31 подается на вторые входы блока 29 элементов И, обеспечивая появление на их выходах единичных и нулевых потенциалов, которые прикладываются к входам дешифратора 6, осуществляя высвечивание соответствующего знака (буквы, цифры) на табло блока 7 предъявления учебной информации, и к групповым входам блоков абонентских комплектов 1 и 2 (к первым входам узла 15 элементов И), подготавливая цепи для анализа ответа.

Импульс с первого выхода датчика подается на вход формирователя 8, 1S

r 53 обеспечивая появление на его выходе короткого импульса (фиг.5д), который через элемент 9 (время задержки которого равно среднему времени реакции

5 обучаемых) поступает на вход метронома 10, звуком оповещая обучаемых о предъявлении на табло блока 7 знака, и вход счетчика 4, зафиксировав предъявление знака. f0

Каждый обучаемый на своем телеграфном аппарате 2 воспроизводит по метроному 10, но не позже, чем окончится предъявление, с помощью клавиатуры знак (фиг.5е), высвеченный на табло блока 7. При этом стартовая (нулевая) посылка вызывает появление на выходе инвертора 24 единичного потенциала, который запускает одновибратор 23, длительность импульса 20 на выходе которого равна 6 (где длительность элементарной посылки, формируемой передатчиком телеграфного аппарата). Единичный потенциал с выхода одновибратора 23 (фиг.5ж) при- 25 кладывается к выходу формирователя 20 и второму входу элемента И 18> обеспечивая прохождение тактовых импульсов с второго выхода датчика 5 (с первого выхода генератора 30) на вто- 30 рой (сдциговый) вход регистра 25 (фиг.5з) и запись в последний кодовой комбинации знака.

Кодовая комбинация с выхода теле-. графного аппарата, поступившая íà пер- вый вход регистра 25, обеспечивает появление на его первом - пятом выходах элементарных посылок (единичных и нулевых потенциалов) знака, которые прикладываются к первым входам соот- 40 ветствующих элементов узла 14 элемен" тов И, при этом стартовая посылка вытесняется из регистра 25 шестым тактовым импульсом.

По окончании единичного потенциала с выхода одновибратора 23 задний его фронт вызывает появление на выходе формирователя 20 импульса (фиг.5и), который поступает на вторые входы элементов И узлов 14 и 15 и производит считывание информации с их выходов на входы соответствующих элементов ИСКЛЮЧАЛ/ ЕЕ ИЛИ-НЕ узла 16, Одновременно этот импульс поступает на элемент 21, время задержки которого равно сумме времени срабатывания элементов узлов 14, 16 и элемента И 17.

Если знак, воспроизведенный оператором, соответствует знаку, высвечен 18 6 ному на табло (1лока 7, то на об . .. входах каждого из элементов узла 1f: потенциалы также одинаковы (или 1", или 0"). На выходах элементов узла

16 — единичные потенциалы, которые прикладываются к входам элемента И 17.

Единичный потенциал с выхода элемента И 17 подается на второй вход элемента И 19. Одновременно с выхода элемента 21 задержки на первый вход элемента И 19 подается единичный потенциал, обеспечивающий появление на

его выходе импульса (фиг.5к), который поступает в счетчик 13 и фиксирует правильный ответ.

Если обучаемый допускает ошибку, т.е. воспроизводит не тот знак, который был высвечен на табло блока 7, то на входах одного или нескольких: элементов ИСКЛЮЦАЮЩЕЕ ИЛИ-НЕ узла 16 потенциалы разные (на одном входе "1", на другом "0").

При поступлении импульса с выхода формирователя 20 на вторые входы первого и второго узлов 14 и 15 элементов И с выходов элементов узла 16 к входам элемента И 17 прилагаются один или несколько нулевых потенциалов. На выходе элемента И 17 появляется нулевой потенциал.

Единичный потенциал, поступающий с выхода элемента 21, подается на вход элемента 22 задержки и на первый вход элемента 19, но на вход счетчика

13 не проходит, так как одновременно с выхода элемента И t7 поступает на второй вход элемента И 19 нулевой потенциал, т.е. неправильный ответ счетчик 13 не фиксирует.

Задержанный импульс с выхода элемента 22 поступает на третий вход регистра 25 и возвращает его в исходное состояние, По окончании поступления единичного потенциала с выхода блока 31 высвечивание знака на табло блока 7 прекращается, на вторые (разрешающие) входы элементов 26 и 27 поступает нулевой потенциал, который обеспечивает прохождение информационных и тактовых импульсов с выходов генераторов 32 и 30 соответственно на первый и второй входы ре истра 28 и запись псевдослучайной последовательности импульсов в последнем, т.е. осуществляется предъявление следующего знака.

Работа элементов устройства аналогична описанному выше.

1,3 1Р,1 ет5

К и

13

15 и последоватег ьно соединенные формирователь коротких импульсов, элемент задержки, счетчик числа знаков и табло "Конец передачи", при этом выход элемента задержки подключен к входу метронома, первые входы абонентского комплекта и дополнительных абонентских комплектов подключены к второму выходу датчика кодовых комбинаций, первый выход которого соединен с входом формирователя коротких импульсов, а групповые выходы датчика кодовых комбинаций подключены к.соответствующим вторым входам абонентского комплекта и дополнительных абонентских комплектов, 1. Устройство для контроля за обучением телеграфистов, содержащее абонентский комплект, датчик кодовых 4О комбинаций, групповые выходы которого соединены с соответствующими входами дешифратора, выходы которого подключены к соответствующим входам блока предъявления учебной информации, при 45 этом абонентский комплект содержит счетчик, блок анализа передачи и телеграфный аппарат, выход которого соединен с первым входом блока анализа передачи, выход которого:подключен к входу счетчика, второй и третий входы блока анализа передачи являются соответственно первым и вторым входами абонентского комплекта, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности путем одновременного контроля за группой обучаемых, в него введены дополнительные абонентские комплекты, метроном -! л I >к< чч<нй и пропущенным отве1 ы

:t! .: i и уt ) 1 (л к Э к н(. и ра виль ные °

ll. < лг отработки всего текста тел гп; ммн на выходе счетчика 4 появляе сл.импульс переполнения, который вы лючает датчик 5 и включает транспарант "Конец передачи", предупреждаю щий операторов об окончании передач телеграммы, а преподавателя о необх димости снятия результатов контроля по каждому обучаемому со счетчиков абонентских комплектов 1 и 2.

Использование изобретения в клас сах для обучения телеграфистов по сравнению с прототипом повышает эффективность устройства за счет обеспечения постоянного контроля за каждым обучаемым в группе, что особенно важно на начальном этапе обучения, так как сразу же позволяет выявить телеграфистов, успешно. усваивающих программу или допускающих значительное число ошибок при передаче телеграмм.

Своевременное выявление слабоуспеваю- 25 щих операторов дает возможность применять индивидуальные средства и методы, позволяющие выявить причины ошибок и в течение короткого времени устранить их, т.е. ликвидировать от- ЗО ставание. Все это сокращает сроки подготовки телеграфистов и экономит время преподавателя, которое раньше тратилось им для проверки телеграмм.

Формула изобретения

2. Устройство по и.1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что блок анализа передачи содержит инвертор, одновибратор, три элемента И, два узла элементов И, узел элементов ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ-НЕ, два элемента задержки, формирователь коротких импульсов и регистр, первый вход которого соединен с входом инвертора, выход которого соединен с вторым входом второго элемента И и с входом формирователя коротких импульсов, выход которого подключен к первым входам первого и второго узлов элементов И и к входу первого элемента задержки, выход которого соединен с первым входом третьего элемента И и с входом второго элемента задержки, выход которого соединен с третьим входом регистра, выходы которого подключены к соответствующим входам первого узла элементов

И, выходы которого соединены с первы,ми соответствующими входами узла элементов ИСКЛЮЧАЮЦЕЕ ИЛИ-НЕ, выходы ! которого соединены с соответствующими входами первого элемента И, выход которого подключен к второму входу третьего элемента И, выход второго элемента И соединен с вторым входом

I регистра,, выходы второго узла элементов И подключены к соответствующим вторым входам узла элементов ИСКЛЮЧА0ЦЕЕ ИЛИ-НЕ, при этом первый вход регистра и первый вход второго элемента И являются соответственно первым и вторым входами блока анализа передачи, групповыми входами которого являются вторые входы второго узла элементов И, а выход третьего элемента И является выходом блока анализа передачи.

15398

3. Устройство по п,1, о т л и ч а ющ е е с я тем, чтодатчик кодовых комбинаций содержит блок изменения скорости предъявления кодовых комбинаций, два элемента запрета, регистр сдвига, блок элементов И, генератор псевдослучайной последовательности и генератор тактовых импульсов, первый выход которого соединен с первым входом второго элемента запрета и с входом генератора псевдослучайной последовательности, выход которого подключен к первому входу первого элемента запрета, второй вход которого подключен к второму входу второго элемента запрета, к выходу блока изменения скорости предъявления кодовых комбинаций и к первому входу блока элементов И, вто- 20 рые входы которого подключены к вы-ходам регистра сдвига, первый и второй входы которого подключены к выходам соответственно первого и второго элементов запрета, второй .выход гене- 25 ратора тактовых импульсов соединен с входом блока изменения скорости предъявления кодовых комбинаций, выход которого является первым выходом датчика кодовых комбинаций, вторым, gp выходом которого является первый вы18 1О ход генератора тактовых импульсов, причем выходы блока элементов И являются групповыми выходами датчика кодовых комбинаций. !

4. Устройство по п.3, о т л ич а ю щ е е с я тем, что блок изменения скорости предъявления кодовых комбинаций содержит четыре делителя на два, делитель на три, переключатель и делитель на пять, выход которого соединен с первым входом переключателя, с входом первого делителя на два и с входом делителя на три, выход которого соединен с входом второго делителя на два и с третьим входом переключателя, второй вход которого подключен к выходу первого делителя на два и к входу второго делителя на два, выход которого соединен с входом четвертого делителя на два и с четвертым входом переклю" чателя, пятый вход которого подключен к выходу третьего делителя на два, выход четвертого делителя на два соединен с шестым входом переключателя, выход которого является выходом блока изменения скорости предъявления кодовых комбинаций, входом которого является вход делителя на пять.

1539818

Фиа Ч

8 5 521

Составитель 0.Геллер

Редактор И,Рыбченко Техред М,Моргентал Корректор Т.Малец

Заказ 222

Тираж 379

Подписное

ВНИ!ПН1 Г. r.-.",èð тленного комитета но изобретениям и открьггиям при ГКНТ СССР

1 I 1035, Мос ква, Ж--З 1, Раушская наб,, д. 4/5

1! !

1р ц.зн«нстяенн i-издатель<: .нй к мФннат Патент, г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Устройство для контроля за обучением телеграфистов Устройство для контроля за обучением телеграфистов Устройство для контроля за обучением телеграфистов Устройство для контроля за обучением телеграфистов Устройство для контроля за обучением телеграфистов Устройство для контроля за обучением телеграфистов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, а именно к средствам программированного обучения и контроля знаний, предназначенным для автоматизации процесса обучения и контроля на различных этапах работы с материалом в учебных заведениях любого типа

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к техническим средствам обучения, и может быть использовано при организации программированного обучения в учебных занятиях различного уровня и профиля для проверки, а также закрепления знаний учащихся по различным дисциплинам

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано в различных сферах обучения

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано в лекционных, практических и контрольных занятиях при проверке знаний обучаемых по тем курсам, где ответ может быть сформулирован достаточно кратко и конкретно в виде формул или небольшого количества слов, при проверке профессиональной пригодности

Изобретение относится к техническим средствам для контроля знаний

Изобретение относится к средствам автоматики и вычислительной техники, в частности к техническим средствам обучения и игрового моделирования, и может быть использовано для проведения учебных, исследовательских или тестирующих деловых игр в учебных заведениях, в исследовательских и проектных организациях

Изобретение относится к учебным устройствам и является усовершенствованием устройства по авт

Изобретение относится к устройствам автоматики

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, а именно к средствам программированного обучения и контроля знаний, предназначенным для автоматизации процесса обучения и контроля

Изобретение относится к средствам контроля и обучения при ориентировании на местности и позволяет значительно повысить удобство в пользовании, например в учебно-тренировочных занятиях при ориентировании на местности

Изобретение относится к электронным обучающим машинам

Изобретение относится к области обучения и контроля за знаниями учащихся, в частности предназначено для выборочного программированного контроля или тестирования

Изобретение относится к области технических средств обучения и может использоваться для обучения правил дорожного движения, тактики военного искусства, различным дисциплинам, переподготовки специалистов разных отраслей народного хозяйства

Изобретение относится к области технических средств обучения и может использоваться для обучения правил дорожного движения, тактики военного искусства, различным дисциплинам, переподготовки специалистов разных отраслей народного хозяйства

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения методикам поиска неисправностей по электрическим схемам систем электрооборудования автомобилей

Изобретение относится к областям представления связанных массивов информации и может использоваться для диалогового (интерактивного, игрового) обучения, самообучения и развлечения
Изобретение относится к области образовательных систем и может применяться в народном образовании как самостоятельно, так и в сочетании с традиционными образовательными методиками

Изобретение относится к спортивным тренажерам для одиночного или группового проведения обучения, и/или тренировок, и/или экзаменов по судейству непосредственно на спортивной площадке без участия игроков с использованием средств электроники

Изобретение относится к обучающе-контролирующим учебным устройствам
Наверх