Обучающее устройство

 

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, а именно к средствам программированного обучения и контроля знаний, предназначенным для автоматизации процесса обучения и контроля. Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства путем управления периодами смены учебной информации со стороны обучаемого, а также за счет прекращения проекции неверных ответов в периоды анализа принятого обучаемым решения. Устройство содержит последовательно соединенные тактовый генератор 1, формирователь 5 импульсов (знакоместа), счетчик 6 адресов, триггер 17, элемент И 11, знакогенератор 8, кодопреобразователь 10, смеситель 3 и блок 4 предъявления учетной информации, а также синхрогенератор 2, выход синхроимпульсов которого соединен с триггером 17 и через распределитель 9 с входом знакогенератора 8, другой вход которого подключен к дешифратору 18 и блоку 7 памяти, вход которого через счетчик 15, триггер 14 и одновибратор 13 соединен с переключателем 12. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ.

СОЦИАЛ ИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

„„SU„„1501126 A 1 (so 4 .С 09 В 7/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

К АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

2 чаемого, а также за счет прекращения проекции неверных ответов в пе риоды анализа принятого обучаемым решения. Устройство содержит последовательно соединенные тактовый генератор 1, формирователь 5 импульсов (знакоместа), счетчик 6 адресов, триггер 17, элемент И !1, знакогенератор 8, кодопреобразователь 10, смеситель 3 и блок 4 предъявления учетной информации, а также синхрогенератор 2, выход синхроимпульсов которого соединен с триггером 17 и через распределитель 9 с входом знакогенератора 8, другой вход которого подключен к дешифратору 18 и блоку 7 памяти, вход которого через счетчик 15, триггер 14 и одновибратор 13 соединен с переключателем 12.

1 ил. (2 1) 4387015/24-24 (22) 23.12.87 (46) 15.08.89. Бюл. Р 30 (72) М.Е. Волков (53) 68 1.3.071 (088.8) (56) Устройство, любительский дисплей. — Радио, 1982, Н 5, с. 19-24. (54) .ОБУЧАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО (57) Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, а именно к средствам программированного обучения и контроля знаний, предназначенным для автоматизации процесса обучения и контроля, Целью изобретения является расширение ди- дактических возможностей устройства путем управления периодами смены учебной информации со стороны обуОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

5 150

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, а именно — к средствам программированного обучения и контроля знаний, предназначенным для автоматизации процесса обучения и контроля на различных этапах работы с материалом в учебных заведениях любого типа.

Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства.

На чертеже изображена функциональная схема предлагаемого обучающего устройства.

Устройство содержит тактовый генератор 1, синхрогенератор 2, смеситель 3, блок 4 предъявления учебной информации, формирователь 5 импульсов (знакоместа), счетчик 6 адреса, блок 7 памяти, знакогенератор 8, распределитель 9 импульсов, кодопреобразователь 10, элемент

И 11, переключатель 12, одновибратор 13, триггер 14 (смены полуфрагментов), счетчик 15 фрагментов,триггер 16 (смены полуформата), триггер

17 (отключения четвертьформата),дешифратор l8.

Устройство работает следующим образом.

В исходном состоянии триггер 14 находится в состоянии, при котором с его инверсиого выхода на вход элемента И 11 подается разрешающий потенциал. На выходе элемента И 11 также формируется разрешающий потенциал, который подается на управляющий вход знакогенератора 8. При этом знакогенератор 8 открыт для формирования символов независио от состояния триггера 16 и триггера 17. С выхода счетчика 15 на вход блока 7 поступает адрес первого фрагмента в виде четырех и более старших разрядов (11-14-е разряды параллельного кода).

Вся информация первого учебного кадра (страницы фрагмента убечной программы) выводится на экран блока4, EIa экране высвечивается задание и два ответа на него. Например, в нижней половине экрана появляется вопрос: "Как обнаруживается электрическое поле?". В каждой из четвертей верхней половины экрана высвечивается по ответу: g) по силовому воздействию на заряженные тела;! 126

20

25 Импульс перехода к следующему знакоместу с выхода формирователя

S0

6) по силе, действующей на постоянный магнит.

Вывод информации на экран блока

4 осуществляется следующим образом.

Отпирающий потенциал с управляющего выхода распределителя 9 поступает на управляющий вход формирователя

5 и открывает его. Последовательность тактовых импульсов, поступающая с генератора 1 на вход формирователя 5, начинает управлять его работой. Формирователь 5 отсчитывает шесть тактовых импульсов (пять элементов развертки символа по roризонтали плюс один элемент расстоя" ния между символами) и вырабатывает импульс перехода к следующему знакоместу, при этом с выхода формирователя 5 на вход кодопреобразователя

10 поступает импульс, разрешающий параллельный ввод кода символа со знакогенератора 8.

5 поступает на вход счетчика 6, который срабатывает и на его адресном выходе увеличивается на единицу адрес кода символа. Адрес кода символа во фрагменте в виде десятиразрядного параллельного кода поступает на вход блока 7, С выхода блока

7 код символа в виде семиразрядного параллельного кода поступает на вход знакогенератора 8, на выходе которого появляется пятиразрядный параллельный код пяти элементов разложения символа по горизонтали. Параллельный пятиразрядный код, поступающий на информационный вход кодопреобразователя 10, преобразуется в нем в последовательный код в виде импульсов, синхронных с тактовой частотой, которые поступают на информационный вход смесителя 3. Информация, поступающая с кодопреобразователя 10,объе— диняется в смесителе 3 с синхросмесью, поступающей с выхода синхрогенератора 2. Полученный в смесителе 3 видеосигнал поступает на видеовход телеприемника блока 4. Синхросмесь формируется в синхрогенераторе 2 путем объединения строчных и кадровых импульсов. Строчные и кадровые импульсы образуются в синхрогенераторе 2 путем деления частоты тактовых импульсов, поступающих с выхода генератора 1 на вход синхрогенератора 2.

1501126

15

25

35

Строчный импульс, поступающий с выхода строчных импульсов синхрогенератора 2 на вход формирователя 9, приводит к его срабатыванию. При этом изменяется на единицу адрес строки развертки символа по вертикали. Адрес развертки символа по вертикали в виде трех младших разрядов параллельно кода поступает на о вход знакогенератора 8. На выходе последнего появляется информация в пятиразрядном параллельном коде о пяти элементах в следующей строке развертки символа по вертикали.

Обучаемый изучает вопрос и два возможных ответа к нему. Выбирает один из двух ответов и проверяет свое решение. Для проверки решения обу— чаемый нажимает кнопку переключателя !2. При этом запускается одновибратор 13, на выходе которого формируется импульс. Длительность импульса на выходе одновибратора 13 превышает возможное время нажатия обучаемым на кнопку переключателя 12. С выхода одновибратора 13 импульс поступает на вход триггера 14 и задним фронтом перебрасывает его. На нулевом выходе триггера 14 появляется потенциал запрета работы знакогенератора 8, который поступает на вход элемента 11. Последний открывается для управления. работой знакогенера— тора 8 со стороны триггеров 16 и 17.

Кадровый импульс поступает с выхода кадровых импульсов синхрогене—

1ратора 2 на вход триггера 16 и переводит его в состояние, при котором на его выходе появляется запрешаю- : 40 щий потенциал, который поступает на вход элемента И 11„открывающегося для управления работой знакогенератора 8 со стороны триггера 17.

Счетчик 6 отсчитывает половину строк текста и на его выходе (половины строк текста) появляется импульс, который поступает на вход триггера 16 и перебрасывает его.

На выходе триггера 16 появляется потенциал разрешения непрерывной ра.боты знакогенератора 8 (запрешающий управление работой знакогенератора 8 со стороны триггера 17). При этом вся информация. нижней половины данного фрагмента из блока 7 продолжает поступать на вход телеприемника блока 4, На экран телеприемника блока 4 продолжает проекти6 роваться условие задания. Например, остаются символы, составляющие вопрос: "Как обнаруживается электрическое поле?".

Строчный импульс с выхода строчных импульсов синхрогенератора 2 поступает на вход триггера 17 и переводит его в состояние, при котором на выходе триггера 17 появляется запрещающий потенциал.

В том случае, когда правильный ответ находится в правой верхней половине экрана, на входе дешифратора 18 отсутствует код сигнала левого верхнего ответа. Например, на его вход подаются коды пустых символов, содержащих единицу в девятом или десятом разрядах (или в обоих сразу), и дешифратор 18 на пришедший код не реагирует. На входе триггера 17 сигнал левого верного ответа отсутствует, а на его выходе продолжает, оставаться запрещающий потенциал, который поступает на вход элемента И 11.

При наличии запрещающих.потенциалов на входах элемента И 11 на

его выходе также появляется запрещающий потенциал, который отключает знакогенератор 8 (прекращается вывод символов на вход кодопреабразователя 10). В этом случае в верхней левой части четверти экрана телеприемника блока 4 информация не высвечивается, исчезает неправильный ответ ("По силе, действующей на постоянный магнит").

Счетчик 6 отсчитывает половину знакомест в строке текста и формирует на своем выходе импульс половины знакомест в строке. Этот импульс поступает на вход триггера 17 и перебрасывает его, на выходе триггера 17 появляется разрешающий по1 тенциал, который поступает на вход элемента li 11. На выходе элемента И

11 также возникает разрешающий потенциал, который подается на управляющий вход знакогенератора 8 и открывает его для вывода информации из блока 7 на экран телеприемника блока

4. На правой верхней четверти экрана продолжает высвечиваться текст правильного ответа ("По силовому воздействию на заряженные тела"}.

В том случае, когда правильный ответ находится в левой верхней четверти экрана, на вход дешифратора

i 501126

18 поступает соответствующий код, записанный на первом знакоместе верхней половины строк текста. Например, в девятом и десятом разрядах появляются нули. При этом на выходе дешифратора 18 формируется сигнал левого верного ответа, который поступает на вход триггера 17 и ttepeбрасывает его. На выходе триггера 17 появляется разрешающий потенциал, поступающий на вход элемента И 11.

На выходе элемента И 11 появляется потенциал, разрешающий работу знакогенератора 8. Правильный ответ высвечивается в левой верхней четверти экрана. Счетчик б отсчитывает половину знакомест в строке текста и формирует перебрасывающий импульс.Перебрасывающий импульс (импульс половины знакомест в строке) поступает на вход триггера 17, который пере,. брасывается, и íà его выходе появляется запрещающий потенциал. При наличии запрещающих потенциалов на, входах элемента И 11 на его выходе формируется потенциал, закрывающий знакогенератор 8. Информация, соответствующая неверному ответу, в правой верхней части экрана телеприемника блока 4 не высвечивается.

Для перехода к следующему фрагменту обучаемый вновь нажимает на кнопку переключателя 12. При этом запускается одновибратор 13, на выходе которого формируется импульс.

Последний поступает на вход триггера 14 и перебрасывает его.

Перепад напряжения с единичного выхода триггера 14 поступает на вход счетчика 15, который срабатывает и на его выходе на единицу увеличивает адрес фрагмента, храняще-. гося в блоке 7. Адрес фрагмента в виде старших (11-14 и более) разря-: дов параллельного кода поступает на вход адреса фрагментов блока 7, На вход знакогенератора 8 начинают поступать коды символов, относящиеся к следующему фрагменту.

При срабатывании триггера 14 на ,его нулевом выходе появляется разрешающий потенциал, который поступа.ет на вход элемента И 11. При этом на выходе элемента И 11 также появляется разрешающий потенциал, открывающий знакогенератор 8, который остается открытым независимо от сос тояния триггеров 16 и 17. На экране

55 телеприемника блока 4 высвечивается новый вопрос и два ответа к нему.

Обучаемый обдумывает задание и выбирает один из ответов. Для проверки решения он вновь нажимает на кнопку переключателя 12. На экране блока 4 . пропадает неверный ответ, В дальнейшем процесс неоднократно повторяется.

Использование предлагаемого устройства позволяет обеспечить временной режим при обучении учащегося в соответствии с его индивидуальными возможностями, а также повысить активность и избирательность работы учащегося с изучаемым материалом, способствуя тем самым формированию глубоких и прочных знаний учебной программы.

Формула и з о бр ет ения

Обучающее устройство, содержащее синхрогенератор, вход которого соединен с выходом тактового генератора и тактовым входом формирователя импульсов, выход строчных импульсов— с входом распределителя импульсов,а управляющий выход — с синхровходом смесителя, информационный вход которого подключен к выходу кодопреобразователя, а выход — к входу блока предъявления учебной информации, знакогенератор, выход которого соединен с .информационным входом кодопреобразователя, информационный вход — с выходом блока памяти, а первый управляющий вход — с одним выходом распределителя импульсов, другой выход которого подключен к управляющему входу формирователя импульсов, управляющий выход которого соединен с соответствующим входом кодопреобразователя, а информационный выход — с входом счетчика адреса, первый выход которого подключен к одному адресному входу блока памяти, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены первый, второй и третий триггеры, переключатель, одновибратор, элемент И, дешифратор и счетчик фрагментов, вход которого соединен с единичным выходом первого триггера, а выход— с вторым адресным входом блока памяти, выход которого подключен к входу дешифратора, S-вход третьего г

1501126

Составитель А. Карлов

Редактор Ю. Середа Техред М.Дидык Корректор Н. Король

Заказ 4875/48

Подписное

Тираж 469

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r.ужгород, ул. Гагарина, 101 триггера соединен с выходом дешифратора, выход - с первым входом элемента И, R-вход — с выходом строчных импульсов синхрогенератора а С-вход—

У 5 с вторым выходом счетчика адреса, третий выход которого подключен к

S-входу второго триггера, R-вход которого соединен с выходом кадровых импульсов синхр or енератора, а выходс вторым входом элемента И, выход элемента И подключен к второму управляющему входу знакогенератора, а третий вход — к нулевому выходу триггера, С-вход которого соединен с выходом одновибратора, вход которого подключен к выходу переключателя.

Обучающее устройство Обучающее устройство Обучающее устройство Обучающее устройство Обучающее устройство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к техническим средствам обучения

Изобретение относится к техническим средствам обучения ,в частности, к устройствам для обучения и контроля знаний, и может быть использовано в системах программированного опроса и самоподготовки

Изобретение относится к обучающим устройствам и предназначено для регистрации результатов контроля знаний

Изобретение относится к техническим средствам программированного обучения и может быть использовано как устройство ввода многоэлементных ответов в коммутативной форме

Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано для ввода многоэлементных ответов в обучающие машины

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам автоматизированного контроля знаний обучаемых

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к техническим средствам обучения , и может быть использовано в устройствах отображения учебной информации текстово-графического характера

Изобретение относится к области автоматики и может быть использовано в обучающих устройствах для объективной оценки знаний учащихся и является усовершенствованием устройства по авт.св

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения методикам поиска неисправностей по электрическим схемам систем электрооборудования автомобилей
Изобретение относится к области образовательных систем и может применяться в народном образовании как самостоятельно, так и в сочетании с традиционными образовательными методиками
Изобретение относится к образовательным системам, в частности компьютерному тестированию абитуриентов

Изобретение относится к учебным устройствам и может быть использовано для обучения и контроля знаний и диагностики качества обучения в различных учебных заведениях независимо от формы обучения, в том числе и с применением дистанционных технологий, а также может найти применение в отделах охраны труда и техники безопасности предприятий

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования при изучении электротехнических дисциплин

Изобретение относится к устройствам обучения и предназначено для использования в различных учебных заведениях с использованием очного и дистанционного форм обучения

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к устройствам автоматизированного приема экзаменов, контрольных работ и закрепления знаний обучаемых при изучении нового материала путем ответа на поставленные вопросы, ответы на которые можно проранжировать по степени важности

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для объективной оценки ответов водителей и по знанию правил дорожного движения при сдаче ими зачетов и экзаменов, а также для объективной оценки их умения по выбору оптимального маршрута движения транспортного средства на схеме при предрейсовом инструктаже водителей

Изобретение относится к устройствам для обучения и контроля знаний и может быть использовано в различных учебных заведениях

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для автоматизации учебного процесса
Наверх