Электропривод постоянного тока

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в маломощных электроприводах с регулируемой скоростью вращения. Цель изобретения - расширение диапазона регулирования скорости. Для этого в электропривод введены дополнительный компаратор 7, два элемента ИЛИ 8 и 9, одновибратор 10 и второй задатчик 11, задающий верхний предел изменения скорости. Введение дополнительного компаратора 7 позволяет управлять силовым ключом 2 с использованием информации о токе в обмотке двигателя во время подключения двигателя к источнику питания. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

36 А1

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (191 . (11) (51) 5 Н 02 P 5/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬС ГВУ

1 (21) 4395387/24-07 (22) 23. 03 ° 88 (46) 07.03.90. Бюл. У 9 (72) Г. Г. Федоров (53) 621.316.718.5(088.8) (56) Патент Японии Р 53-12045, кл. Н 02 P 5/06, опублик. 1978.

Авторское свидетельство СССР

Р 959246, кл. Н 02 P 5/06, опублик.

1982.

1 (54) ЗЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано

2 в маломощных электроприводах с регулируемой скоростью вращения. Цель изобретения — расширение диапазона регулирования скорости. Для этого в электропривод введены дополнительный компаратор 7, два элемента ИЛИ 8 и 9, одновибратор 10 и второй эадатчик 11, .задающий верхний предел изменения скорости. Введение дополнительного компаратора 7 позволяет управлять силовым ключом 2 с использованием информации о токе в обмотке двигателя во время подключения двигателя к источнику питания. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

1548836

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в . устройствах автоматики и приборостроения для регулирования скорости вращения электродвигателей постоянного тока малой мощности с постоянным магнитом или для двигателей, имеющих электромагнит с независимым возбуждением, !

О

Целью изобретения является расши- . рение диапазона регулирования скорости.

На фиг. 1 представлена блок-схема электропривода; на фиг, 2 — временные 15 диаграммы, поясняющие его работу, Электропривод постоянного тока содержит электродвигатель 1, силовой ключ 2, включенный последовательно между обмоткой электродвигателя и первой клеммой 3 источника питания, основной компаратор 4, первый вход которого связан с точкой соединения силового ключа 2 и электродвигателя 1, а второй соединен с выходом первого задатчика 5, и двухполюсник 6, дополнительный компаратор 7, два элемента ИЛИ 8 и 9, одновибратор 10 и второй задатчик 11, при этом двухполюсник 6 включен последовательно между обмоткой электродвигателя 1 и второй клеммой 12 источника питания, один вход первого элемента ИЛИ 8 подключен к точке соединения электродвигателя 1 с двухполюсником 6, другой вход— к выходу основного компаратора 4, а

1 выход первого элемента ИЛИ 8 соединен с первым входом дополнительного компаратора 7, второй вход которого соединен с выходом второго задатчика 11,выход дополнительного компаратора 7 соединен непосредственно с входом силового ключа 2 и через одновибратор 10 с одним из входов второго элемента ИЛИ 9, включенного между точкой соединения силового клю" ча 2 с электродвигателем 1 и первым входом основного компаратора.

В частном варианте изобретения основной и дополнительный компараторы могут быть выполнены по схеме тригге50 ра Шмитта с суммированием входных сигналов, Электропривод работает следующим образом.

При подаче питающего напряжения происходит начальное отпирание силового ключа 2 и обеспечиваются запуск двигателя l и одновременное появлени : напряжений на входах компараторов 4 и 7 выше пороговых значений (фиг. 2а, 2в). Компараторы 4 и 7 устанавливаются в возбужденное (неустойчивое) положение, Напряжение с выхода компаратора 7 (фиг. 2б) отпирает силовой ключ 2, обеспечивая постоянное напряжение на обмотке якоря двигателя (фиг. 2в). По мере разгона двигателя ток, протекающий через обмотку якоря и двухполюсник 6, и напряжение на этом двухполюснике уменьшаются (фиг.

2а). При уменьшении напряжения на входе компаратора 7 до заданной величины компаратор переходит в устойчивое положение, при этом происходит запирание силового ключа 2. После запирания ключ 2 в обмотке якоря электродвигателя на время 1 мс возникает импульс ЭДС самоиндукции, за счет которого на это время компенсируется напряжение, вырабатываемое двигателем (фиг. 2в) .

Для предотвращения срабатывания компаратора 4 в момент появления импульса ЭДС самоиндукции в схему введен одновибратор (10), который при срабатывании компаратора 7 запускается (фиг. 2г) и подает блокирующий импульс длительностью, несколько большей 1 мс, через первый вход схемы

ИЛИ 9 на вход компаратора 4, исключая его преждевременное срабатывание.

После этого на обмотке якоря электродвигателя и на входе компаратора 4 через второй вход схемы ИЛИ 9 появляется напряжение, пропорциональное скорости его вращения (фиг. 2в), которое продолжает поддерживать компаратор 4 в возбужденном положении. При вращении двигателя пс инерции происходит его торможение и снижение вырабатываемого им напряжения. При снижении этого напряжения до порога срабатывания компаратор 4 переходит в свое устойчивое" положение (фиг.

2д). Выходное напряжение компаратора 4 через схему ИЛИ 9 подается на вход компаратора 7, переводя его в возбужденное состояние, в результате чего открывается силовой ключ 2 и на двигатель 1 подается напряжение источника питания, а компаратор 4 переходит в возбужденное состояние.

В результате описанных процессов дополнительный компаратор 7 управляется напряжением, изменяющимся пропорционально величине тока, протекаю—

1548836 щего через обмотку якоря электродвигателя, и обратно пропорционально скорости вращения двигателя, При умень" шенин тока и падении напряжения на двухполюснике 6 до величины порога срабатывания дополнительного компаратора 7 компаратор 7 срабатывает, снимая напряжение питания с электродвигателя ° Основной компаратор 4 управля-10 ется напряжением, вырабатываемым электродвигателем 1 после отключения его от источника питания за счет вращения якоря двигателя в поле постоянного магнита. При снижении этого напря- 15 жения до заданной величины основной компаратор 4 срабатывает и переводит компаратор 7 в положение, обеспечивающее подачу питания на электродвигатель. Этот процесс работы повторяется, регулируя скорость вращения электродвигателя и поддерживая ее в заданных пределах (фиг. 2е).

Таким образом построение схемы электропривода постоянного тока с по- 25 лучением информации о скорости вращения как в паузах между подключением двигателя к источнику питания по величине напряжения, вырабатываемого двигателем, работающим во время этих интервалов как генератор, так и при подключении двигателя к источнику питания по величине тока, протекающего через обмотку двигателя позволяет использовать полный вращающий момент двигателя и расширить диапазон регулирования скорости. формула изобретения

1.. Электропривод постоянного тока, содержащий электродвигатель, силовой ключ, включенный последовательно между обмоткой электродвигателя и первой клеммой источника питания, основной компаратор, первый вход которого связан с точкой соединения силового клю" ча и электродвигателя, а второй соединен с выходом первого задатчика и двухполюсник, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона регулирования. скорости, в него введены дополнительный компаратор, два элемента ИЛИ, одновибратор и второй задатчик, при этом двухполюсник включен последовательно между обмоткой электродвигателя и второй клеммой источника питания, один вход первого элемента ИЛИ подключен к точке соединения электродвигателя с двухполюсником, другон вход — к выходу основного компаратора, а выход первого элемента ИЛИ соединен с первым входом дополнительного компаратора, второй вход которого соединен с выходом второго задатчика, а выход дополнительного компаратора соединен непосредственно с входом силового ключа и через одновибратор с одним из входов второго элемента ИЛИ, включенного между точкой соединения силового ключа с электродвигателем и первым входом основного компаратора.

2. Электропривод по и. 1, о т л ич а ю шийся тем, что основной и дополнительный компараторы выполнены по схеме триггера Шмитта, а первый и второй входы каждого компаратора объединены между собой.

1548836 а

Тираж 450

Подписное

ВН1П1ПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР, 113035, Москва, R-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Опт. си

Редактор Н. Лазаренко

Заказ 144

Составитель С. Алексеев

Техред Л.Олийнык Корректор О. Кравцова

Электропривод постоянного тока Электропривод постоянного тока Электропривод постоянного тока Электропривод постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах производственных механизмов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования момента в электроприводе постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах постоянного тока с потенциальным моментом нагрузки

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в регулируемых электроприводах постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при регулировании частоты вращения электродвигателя постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для электроприводов, которые по условиям работы требуют ограничения темпа нарастания тока

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано в системах управления внутрицеховыми безрельсовыми транспортными средствами

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления электроприводами конвейеров

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электроприводу постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение для регулирования скорости электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике, в частности к системам управления реверсивными вентильными электроприводами постоянного тока с раздельным управлением групп вентилей преобразователя, и может быть использовано в металлургической, бумагоделательной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к электротехнике, в частности к позиционным электроприводам постоянного тока, и может быть использовано для автоматизации металлорежущих станков, электромеханических роботов и других механизмов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к системам стабилизации скорости вращения двигателей постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического управления для регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока
Наверх