Пружинная муфта сцепления

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссии транспортного средства. Цель изобретения - повышение надежности путем обеспечения плавного включения и исключения реверсирования вращения ведомой полумуфты. Муфта содержит ведущую полумуфту (П) 1 и ведомую П 2. Соединительный элемент в виде пружины 9 охватывает П 2, закреплен на П 1 и на управляющем диске 4. П 1 и 2 связаны между собой механизмом свободного хода 11, направление свободного хода которого противоположно направлению навивки пружины 9. При вращении П 1 крутящий момент передается через пружину 9, диск 4 на П 2. При увеличении крутящего момента пружина 9 охватывает П 2 и передается полная мощность. При вращении ведомой П 2 в противоположном направлении механизм свободного хода 11 заклинивается, происходит блокировка ведомой П 2. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

Щ)у У 16 Р 11/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Г !

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР! (21 ) 4408393/3! -27 (22) 11,04.88 (46) 15.05.90. Бюл. У 18 (71) Киевский автомобильно-дорожный институт им, 60-летия Великой Ок тябрьской социалистической революции (72) В.H.Îïàðèö, М .И.Хрисанов и А.В.Торопчин (53). 621.825.5(088.8) (56 ) Поляк ов В . С ., Бар 6аш И.Д.

Муфты. Машгиз, 1960, с. 176-177, фиг. 115,,.SU„„1564433 A 1

2 (54) ПРУЖИННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к машино- строению и может быть использовано в трансмиссии транспортного средства. Цель изобретения — повышение надежности путем обеспечения плавного включения и исключения реверсирования вращения ведомой полумуфты. Муфта содержит ведущую полумуфту (П) I и ведомую П 2. Соединительный элемент в виде пружины 9 охватывает на П 1 и на управля1564433 ющем диске 4. If 1 и 2 связаны между собой иеханнзмом свобод1гого хода 11, направление свободного хода которого противоположно направлению навивки пружины 9. При вращении Il крутящий момент передается через пружину

9, диск 4 на П 2. При увеличении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссии транспортного средства.

Цель изобретения — повышение надежности путем обеспечения плавного включения и исключения реверсирования вращения ведомой полумуфты, На фиг. Iизображена муфта,,разрез; на фиг. 2 — вариант конструкции упорного звена; на фнг. 3 — вид А на фиг. 2.

Муфта (фиг. 1) содержит ведущую полумуфту 1, .соосно расположенную с ведомой полумуфтой 2. Ведомая полумуфта 2 установлена на ведомом шлицевом валу 3, контактируя торцом с управляющим диском 4, установленным с возможностью свободного вращения на подшипнике 5, базирующимся на втулке 6, установленной на валу 3 °

Втулка 6 с помощью рычагов 7 пере.мещаетсй под действием пружины 8, прижимая управляющий диск 1 к смежному торцу ведомой полумуфты 2, зона контакта которых выполнена в виде фрикциона. На наружной поверхности ведущей полумуфты 1 и управляющего диска 4 установлено упpyroе звено, выполненное в виде биметаллической винтовой пружины 9, внешний слой которой представляет собой плоскую винтовую пружину, а внутренний ", концентрические выступы переменного (клиновидного) сечения.

Пружина 9 одним концом соединена с ведущей полумуфтой 1, а другим с управляющим диском 4, при этом средней частью охватывает ведомую полу" муфту 2.

Наружные поверхности ведущей 1 и ведомой 2 полумуфт имеют впадины аналогичной формы и расположения, как и у выступов пружины 9.

Ведущая полумуфта 1 жестко соединена с маховиком 10 транспортного средства и содержит механизм блоки" крутящего момента пружина 9,охватывает П 2 и передается полная мощность. 11ри вращении ведомой П 2 в противоположном направлении механизм свободного хода 11 заклинивается, происходит блокировка ведомой П 2.

3 ил. ровки 11 разнонаправленного вращения полумуфт.

В качестве механизма блокировки

i1 применяют механизм свободного хода, направление свободного хода которого противоположно, Механизм свободного хода 11 закреплен наружной своей обоймой в ведущую муфту 1, а внутренней обоИ" мой установлен на ведомом валу 3.

- 11уфтп работает следующим обра- . зом.

При начале вращения ведущей полумуфты 1 это вращение через упругое звено 9 передается к управляющему диску 4, который фрикционно связан с ведомой полумуфтой 2 ° Вследствие этого от ведомой полумуфты 2 через шлицы вращение передается на вал 3.

По мере роста нагрузки на валу 3 происходит контактный "захват" пружиной ведомой полумуфты 2, При разрыве контакта между управляющим диском 4 и смежным торцом ведомой полумуфты 2 (разрыв контакта осуществляют за счет отвода втулки 6 с помощью рычагов 7) выступы пружины 9 отходят от поверхности впа40 дна ведомой полумуфты 2, в результате чего прекращает вращаться ведомая полумуфта, При возникновении разнонаправленного вращения полумуфт (в случае движения транспортного средства под уклон„ т.е. при обратном потоке

1 мощностн) происходит блокировка ве дущей и ведомой полумуфт с помощью механизма 11 свободного хода.

50 В муфте обеспечивается разделение потока мощности на основной и вспомогательный и осуществлена установка управляющего диска 4 во вспомогательном потоке.

55 Силовой поток мощности при прямом ходе передается от вала двигателя через маховик 10, ведущую полумуфту 1, пружину 9, которая при рабо5 чем ходе взаимодействует с ведомой полумуфтой 2, связанной через шпицы с ведомым валом 3 и далее с трансмиссией. Силовой поток мощности прн обратном ходе передается от ведомого вала 3 через шлицевое соединение диску механизма ll свободного хода,. а далее полумуфте 1 и далее на двигатель, работающий в режиме торможения.

Вспомогательный поток мощности осуществляет"я в период включения муфты через маховик 10, полумуфту I, пружину 9, управляющий диск 4, замыкаемый на ведомую полумуфту 2 и через нее на влл 3 ° Вспомогательный поток мощности обеспечивает через управляющий диск 4 начальное усилие натяжения упругого звена 9, чем и создается его прижатие к ведомой полумуфте 2 и соответствующий вращающий момент.

С целью выравнивания контактных давлений между выступами пружины 9 (по виткам) и соответствующими впадинами ведомой полумуфты угол клина

1564433 6 уменьшают ступенчато от наиболее наг руже нного в итка к менее наг руженному пропорционально изменению нагрузки в витке.

Формула изобретения

Пружинная муфта сцепления, содержащая соосно расположенные ведущую и ведомую полумуфты, приводной управляющий элемент, винтовую пружину, охватывающую ведомую полумуфту и связанную одним концом с ведущей полумуфтой, а другим — с управляющик элементом, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повьппения надежности путем плавного включения и исключения реверсирования вращения ведомой полумуфты, она снабжена

2Q механизмом блокировки, выполненным в виде соединенного с полумуфтами мехлнизмл. свободного хода, направление свободного хода которого совпадает с направлением нлвивки пружи25 ны, а управляющий элемент выполнен в виде диска, фрикционно связанного с ведомой п алую уфтой.

1564433

Составитель Т ° Орлова

Техред И. Ходанич . Коррек тор И, Иуска

Редактор М. Недолуженко

Заказ 115) Тираж 538 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Иосква,. Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Пружинная муфта сцепления Пружинная муфта сцепления Пружинная муфта сцепления Пружинная муфта сцепления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , в частности к устройствам для передачи вращения

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для соединения или разобщения валов различных конструкций

Изобретение относится к машиностроению и м.б

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в устройствах, где необходима периодическая остановка отдельных узлов и механизмов при непрерывной работе других механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может применяться для преобразования возвратно-вращательного движения в периодически вращательное

Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к муфтам. Пружинная муфта содержит ведущую и ведомые полумуфты, которые могут перемещаться по шлицам валов. Имеются амортизирующие прокладки по плоскостям зацепления. Полумуфты соединены винтовой пружиной. Концы винтовой пружины закреплены в прорезях муфт на торцевых фланцах. При вращении вала пружина имеет возможность скручиваться и перемещать ведомую полумуфту, приводя полумуфты в состояние зацепления. Возможность перемещения концов пружин в указанных прорезях и наличие амортизаторов делает зацепление более плавным. Достигается продление срока работоспособности. 2 ил.
Наверх