Устройство для управления скоростью вращения электродвигателя постоянного тока

 

С целью повышения точности управления в устройство введены задающий генератор, реверсивный счетчик, блок управления, два компаратора, блок уставок, сумматор по модулю два, фильтр низкой частоты, эмиттерный повторитель и цифроаналоговый преобразователь. Блок управления содержит первый и второй делители импульсов, входы которых являются первым и вторым входами блока, распределитель импульсов, два формирователя импульс-импульс, RS-триггер, два ключа, элемент ИЛИ, элемент ИЛИ - НЕ и формирователь короткого импульса.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

Л0 156459О (51)5 В 05 В 19/18

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPblTHRM

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 3862374/24-24 (22) 04.03.85 (46) 15,05.90, Бюл, 1Ф 18 (71) Новополоцкий политехнический институт им, Ленинского комсомола Белоруссии (72) В.Д,Сибирцев и А.С.Вершинин (53) 62-52 (088.8) (56) Ланцов А.Л. и др. Цифровые устройства на комплементарных МДП интегральных ьякросхемах. М,: Радио и связь, 1983, с. 272.

Гутников В,С. Интегральная электроника в измерительных устройствах.

Л,: Энергия, 1980, с, 348.

Петросян К.А,, Атоян P.Â. Специальные схемы цифровых устройств, Библиотека по автоматике, вып. 57, И,: Энергия, 1979. с. 67, Авторское свидетельство СССР

Ф 898580, кл. Н 02 Р 5/06, 1979.

Авторское свидетельство СССР

N 615532, кл, С 11 В 15/46, 1977. (54)(57) 1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

СКОРОСТЫО ВРАЩЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

ПОСТОЯННОГО ТОКА, содержащее источник . питания, подключенный выходом к входу исполнительного блока, соединенному с датчиком скорости вращения, выход которого соединен с входом частотного дискриминатора, операционный усилитель с тремя резисторами, выход операционного усилителя подключен к управляющему входу исполнительного блока, аттенюатор подключен к источнику питания, выход частотного дискриьынатора через первый резистор соединен с инвертирующ м входом операционного усилителя, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что, с целью повышения точности управления, введены задающий гене2 ратор, реверсивьый счетчик, блок yI1равления, два компарагора, блок уставок, сумматор по модулю два, фильтр низкой частоты, эм ттерньй повторитель и цифроаналоговый преобразователь, выход которого соединен с первыми входами компараторов и через второй резистор — с инвертируыю лм входом операционного усилителя, задающий генератор соединен с первым входом бло" ка управления и первым входом сумматора по модулю два, вторые входы блока управления и сумматора по модулю два соединены между собой и с выходом датчика скорости, первый и второй вы-. ходы блока управления соединены с первым и вторым вхсдаьи реверсивного счетчика, выход которого соединен с входом цифроаналогового преобразователя, вход блока уставок подключен к выходу источ ыка питания, выходы блока уставок соединены с вторыми входаI ми перв о го и второ го к омпар ат оров соответственно, выходы которых соединены соответственно с третьим и четвер- . тым входами блока управления, выход сумматора по модулю два через последовательно соединенные фильтр низкой частоты, эмиттерньй повторитель и третий резистор соединен с инвертирующим входом операционного усилителя, выход аттенюатора подключен к неинвертирующему входу операционного усилителя.

2. Устройство по,п. 1, о т л и ч аю щ е е с я тем, что блок управления содержит первый и второй делители импульсов, входы которых являются первым и вторым входами блока, распределитель импульсов, два формирователя импульс-импульс, BS-триггер, два клю1564590 вым входом элемента ИЛИ, выход второго формирователя импульс-импульс соединен с Г>-входом RS-триггера и с вторым входом элемента ИЛИ, третий вход которого соединен с выходом элемента ИЛИ НЕ, первый и второй vxoды которого подключены к выходам первого и второго ключей соответственно, первые входы которых являются третьим и четвертым входами блока соответственно, прямой выход триггера соединен с вторым входом первого ключа, а инверсный выход подключен к второму входу второго ключа и является вторым выходом блока.

Блок 9 управления имеет входы 1720, выходы 21 и 22, и содержит первый 23 и второй 24 делители импуль сов, распределитель 25 импульсов, первый 26 и второй 27 формирователи импульс — импульс, RS-триггер 28, первый 29 и второй 30 ключи, элемент

ИЛИ 31, элемент HJIN-HE 32, формирователь 33 короткого импульса. ча, элемент ИЛИ, элемент ИЛИ-НЕ и формирователь короткого импульса, выход которого является первым выходом блока, а вход подключен к выходу эле- 5 мента ИЗИ, выходы первого и,второго делителей импульсов соединены с первыми входами соответственно первого и второго формирователей импульс — импульс, вторые входы которых соединены с первым и вторым входами распределителя импульсов соответственно, вход которого покдлючен к входу первого делителя импульсов, выход первого формирователя. импульс-импульс соединен с R-входом RS-триггера и перИзобретение относится к электротехнике и может быть использовано . в автоматизированных системах к которым предъявляются требования высокой точности поддержания скорости. 25

Целью изобретения является повышение точности управления, На фиг. 1 приведена структурная схема устройства для управления ско- . ростью вращения электродвигателя; на фиг. 2 — структурная схема блока управления; на фиг, 3 — принципиальная схема формирователя импульс-импульс; на фиг, 4 — принципиальная схема фор,мирователя короткого импульса.

Устройство содержит исполнительный блок l с электродвигателем 1 и усилителем мощности 1, операционный усилитель 2 с резистораьы 2 -2д, дискрими- 0 натор 3, датчик 4 скорости, аттенюатор

5, источник 6 питания, блок 7 уставок, задающий генератор 8, блок 9 управления, реверсивный счетчик 10, цифроаналоговый преобразователь 11, пер- 45 вью 12 и второй 13 компараторы, сумматор 14 по модулю два, фильтр 15 низкой частоты и эмиттерный повторитель !6, Каждый из формирователей импульсимпульс 26 и 27 содержит два D-триггера 34 и 35 и элемент ИЛИ-НЕ 36.

Формирователь 33 короткого импульса содержит три логических инвертора

37-39 и элемент И-HE 40, Формирователи 26 и 27 (1) импульсимпульс, также, как и формирователь

33 (2, 3) короткого импульса, являются известными элементами импульсной техники.

Датчик 4 скорости и частотный дискриминатор 3 замыкают основной контур авторегулирования скорости вращения электродвигателя 1 . Датчик 4 скорости, задающий генератор 8, блок 9 управления, реверсивжлй счетчик 10 и цифроаналоговый преобразователь 11 . образует корректирующий контур, а датчик 4 скорости, задающий генератор 8, сумматор 14 по модули два, фильтр 15 низкой частоты и эмиттерный повторитель 16 — второй корректирующий контур обратной связи, При этом первый корректирующий контур имеет местную обратную связь через компараторы 12 и 13, иа входы которых подаются постоянные напряжения с блока 7 уставок.

Устройство работает следующим образомм,.

При включении источника 6 питания на выходе операционного усилителя 2 устанавливается максимальное напряжение и начинается разгон электродвигателя 1, так как на неинвертирующий вход операционного усилителя 2 подается постоянное напряжение от аттеню15645 атора 5, а на инвертирующем входе устанавливается пою»женное .напряжение вследствие низкой частоты следования импульсов датчика 4 скорости

5 и соответствующего действия корректи. рующих контуров обратной связи, В основном контуре регулирования на выходе частотного дискриминатора

3 от каждого прямоугольного импульса датчика 4 скорости формируется импульс с экспоненциально расту»»дм и убывающим фронтаья, В результате сравнения этих импульсов напряжений, поступающих через резистор 2, на ин- 15 вертирующий вход операционного усилителя 2, с напряжением, поступающим с выхода аттенюатора 5 на неинвертирующий вход операционного усилителя 2, последний вырабатывает напряжение для управления электродвигателем 1

1 в котором имеет место фаза разгона (когда электродвигатель 11 подключен к источнику 6 питания) и фаза динамического торможения (когда электродвигатель 1 отключен от источника 6 питания), Такое широтно-импульсное управление позволяет более динамично и эффектив-. но управлять электродвигателем 11.

ЗС

В первом корректирующем контуре блок 9 управления сравнивает часто" ту следования импульсов датыка 4 скорости с частотой следования импульсов задающего генератора 8 и формиру-: 35 ет счетные импульсы для реверсивного счетчика 10 и сигнал направления счета, импульсы задающего генератора 8 уменьшают содержимое реверсивного счетчика 10, а импульсы датчика ско- 40 рости 4 — увеличивают„Во время разгона электродвигателя 1„частота импульсов дат п»ка 4 скорости меньше частоты импульсов задающего генератора 8, поэтому произвольное число, за- 45 писанное в реверсивный счетчик 10 в момент включения питания, уменьшается и соответственно уменьшается напряжение на выходе цифроаналогового преобразователя 11 до уровня, заданно-5Q го блоком 7 уставок с помощью компа" ратора нижнего уровня, при срабатывании которого в блоке 9 управления запрещается формирование вычитающих, импульсов и разрешается формирование только суммирующих импульсов для реверсивного счетчика 10. В результате счет останавливается и на выходе цифроаналогового преобразователя 11

90 6 удерживает я низкий уровень напряжения, задаваемый блоком 7 уставок, При достижении синхронной скорости вращения и превышении ее частота импульсов датчика 4 скорости становится больше частоты импульсов задающего генератора 8. В результате блок

9 управления формирует импульсы в направлении суммирования для реверсивного счетчика 10, При этом кбдовое состояние последнего растет и соответственно растет напряжение на выходе цифроаналогового преобразователя Il которое через резистор 22 ввздействует на инвертирующий вход операционного усилителя 2. С увеличев"»ем напряжения на инвертирующем входе операционного усилителя 2 в выходном сигнале последнего уменьшается фаза разгона и увеличивается фаза динамического торможения электродвигателя I . В результате при перерегулировании начинает возрастать тормозящее воздейст-.. вие на электродвигатель 1,, При сильном перерегулировании содержимое реверсивного счетчика 10 быстро растет, соответственно растет выходное напряжение цифроаналогового преобразователя 11, На некотором уровне напряжения, задаваемого блоком 7 уставок; срабатывает компаратор 13 верхнего уровня и в блоке 9 управления запрещается формирование импульсов в направлении суммирования, Таким образом, выходное напряжение цифроаналогового преобразователя 11 огра»ычивается на некотором (верхнем) уровне напряжения, Такое двухстороннее ограничение работы цифроаналогового преобразователя 11 вместе с реверсивным счетчиком 10 позволяет исключить возможное переполнение реверсивного счетчика

10 как в прямом, так и в обратном направлении, а следовательно, и воэможность формирования резкого скачка корректирующего напряжения, что повело бы к ухудшению переходного процесса, В результате усиливается затухание переходного процесса и сокращается его длительность, Таким обр аз ом, первый к оррек тирующий контур на стадии разгона также способствует раз гону электр одвиг ателя 1,, но гораздо в меньшей степени по сравнению с основным контуром упр авл е»п»я, Основной контур управления выводит электродвигатель 1, на подсинхронную

1564590

40 скорость и далее благодаря действию первого корректирующего контура электродвигатель 1, входит в синхронизм, При этом реверсивный счетчик 10 через блок 9 управления интегрирует разность частот импульсов от задающего генератора 8 и датчика 4 скорости и через цифроаналоговый преобразователь !

1 и резистор 2 выдает корректирую- 10 щее напряжение на инвертирующий вход операционного усилителя 2, При установлении синхронной скорости частоты следования импульсов датчика 4 скорости задающего генератора

Ф

8 равны, содержимое реверсивного счетчика 10 колеблется на единицу младшего разряда и тем самым на выходе цифроанало гового преобр аз ов ателя 11 поддерживается практически пос- 20 тоянное напряжение, Во втором корректирующем контуре управления во время разгона на выходе эмиттерного повторителя 15 устанавливается некоторое среднее напря- 25 жение, так как частота следования импульсов от задающего генератора 8 больше, чем от датчика 4 скорости, и сдвиг по фазе между ними непрерывно изменяется, 30

При достижении синхронной скорости устанавливается постоянная разность фаз импульсов датчика 4 скорости и задающего генератора 8 и соответствующее значение напРяжения на

I выходе эмиттерного повторителя 16, которое явля етея корректирующим и че-. рез резистор 2 воздействует на ин3 вертирующий вход операционного усилителя 2, При изменении указанной разности фаз соответственно изменяется скважность импульсов на выходе сумматора

14 по модулю два и далее через фильтр

15 низкой частогы величина среднего 45 напряжения на выходе эмиттерного повторителя 16, Если в синхронном режиме разность фаэ рассматриваемых частотных последовательностей Равна нулю (импульсы совпадают по фазе) ) то 50 на выходе эмиттерного повторителя 16 получим минимальное корректирующее напряжение, Если разность фаз рассматриваемых частотных последовательностей Равна 6(импульсы противополож- 55 ны по фазе), то получим максимальное корректирующее напряжение, Номинальная разность фаэ равна 71/2, и уменьшение этой разности фаз вызывает разгоияющее корректирующее воздействие, а увеличение — соответственно тормозящее воздействие.на электродвигатель

1,, Таким образом, второй корректирующий контур отрабатывает разность фаэ сравниваемых импульсных последователь" ностей и тем самым стабилизирует мгно" венную скорость вращения электродви"

Описанные процессы в коррекрирующих контурах протекают одновременно, обеспечивая быстрый разгон электродвигателя 1, и вход его в синхронизм, При этом величина напряжения на неинвертирующем входе операционного усилителя 2 определяет начальные условия работы системы автоподстройки, Величину этого напряжения задаваемого аттенюатором 5, необходимо выбирать так, чтобы посредством основного контура регулирования получить скорость вращения электродвигателя 1 близок к син1 хронной, Это связано с тем, что коэффициентыы передачи (усиления ) основного контура управления и корректирующих контуров резко различаются, а следовательно, при принудительном управлении скоростью вращения электродвигателя 1, необходимо синхронно изменять и величину выходного напряжения аттеыоатора 5, и частоту задающего генератора 8, что не совсем удобно, Поэтому предлагаемое устройство целесообразнее испольэовать для стабилизации скорости вращения электродвигателя

1, постоянного тока.

llo окончании разгона электродвигателя 1, при вращении с синхронной скоростью с помощью основного контура регулирования обеспечивается управление, при котором на каждый импульс дат чик а 4 ск ор ости вы раб атыв ает ся т акже импульсный управляющий сигнал, в состав которого входит фаза динамического торможеж я, что,способствует улучшению динамики управления, так как в результате возникающего в процессе работы дрейфа элементов основного контура регулирования скорость вращения электродвигателя 1 медленно уходит.

С помощью первого корректирующего контура обратной связи отслеживается и ликвидируется разность частот задающего генератора 8 и датчика 4 скорости, чем обеспечивается достижение и постоянство средней синхронной скорости, в результате компенсируется

)О логический сигнап), на первый и второй входы которого подаются импульсы от формирователей 26 и 27. Эти импульсы проходят через схему ИЛИ 31 и с помощью формирователя 33, работающему по спаду импульса, преобразуются в импульсы, поступающие на счетный вход реверсивного счетчика 10 через выход

22 блока, При этом направление счета задается логическим сигналом с инверсного выхода R-триггера 28 через выход

2) блока.

При разгоне электродвигателя 1, когда один из компараторов 12 и 13 вырабатывает запрещающий уровень напряжения (нулевой логический сигнал), элемент ИЛИ-НЕ 32 также вырабатывает запрещающий сигнал (единичный логичес" кий сигнал) для элемента ИЛИ 31 таким образом, что при сигнале компаратора

l2 нижнего уровня в реверсивный счетчик )0 проходят импульсы прямого сче-1 та, а при сигнале компаратора )3 верхнего уровня — соответственно импульсы обратного счета, Предлагаемое устройство для управления скоростью вращения электродвигателя постоянного тока обладает высокой точностью стабилизации мгновенной скорости вращения, широкой полосой захвата и малой длительностью переходного процесса. В устройстве за счет действия корректирующих контуров, в которых корректирующее напряжение формируется цифроййм способом, компенсируется возжкающее влияние дрейфа элементов по основному аналоговому контуру управления, В прототипе скорость вращения электродъигателя по этой причине медленно уходит.

Предлагаемое устройство обладает более совершенными техническими характеристиками и может быть использовано . ° в различных Областях техники, где требуется высокая точность стабилизации мгновенной скорости вращения, например, в приборостроении в цифровых измерителях угла, в радиотехнике в звукоз аписи, звуковоспроизведении и др.

9 156459 влияние дрейфа элементов основного контура регулирования.

С помощью второго корректрирующего контура обратной связи обеспечивается постоянство мгновенной скорости вращения тем, что формируемое сумматором 14 по модулю два, фильтром 15 низкой частоты и эмиттерным повторителем 16 напряжение противодействует изменению сдвига фаз,между импульсами задающего генератора 8 и датчика

4 скорости, поддерживая этот сдвиг постоянным.

Блок 9 управления работает следующим образом.

Распределитель 25 импульсов вырабатывает две последовательности несовпацаюпгих импульсов, каждая из которых подается на вторые входы формировате- 20 лей импульс-импульс 26 и 37, на первые входы которых подаются импульсы с выходов делителей 23 и 24 импульсов.

Таким образом, импульсы постоянной частоты задающего генератора 8, пос- 25 тупающие на вход )7 блока, после их прохождения через делитель 23 импульсов и формирователь 26 никогда не сов- падают по времени с импульсами изменяюидхся при разгоне электродвигателя ! частоты датчика 4 скорости после их прохождения по входу 18 блока через делитель 24 импульсов и формирователь

27, чем исключается неопределенность состояния &Б-триггера 28 при возможном совпадении во времени сравниваемых импульсов.

При синхронной скорости RS-триггер 28 синхронно переключается в единичное и нулевое состояния, открывая один н эак40 рывая другой из ключей 29 и 30 при разрешающих. уровнях на их первых входах, соединенные через входы 19 и 20 блока с выходами компараторов 12 и .1 3, Под разрешающим уровнем В даннОм случае следует пони 45 мать единичный логический уровень напряжения. В результате обеспечивается инвЕрсное состояние входов элемента ИЛИ-НЕ 32 и на третьем входе элемента ИЗЫ 3) появляется разрешающий уровень (нулевой

1564590

1564590

Корректор В. Кабаций

Заказ 1159

Тирам 670

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Редактор Е. Копча

Составитель А.Исправникова

Техред М. Ходанич

Устройство для управления скоростью вращения электродвигателя постоянного тока Устройство для управления скоростью вращения электродвигателя постоянного тока Устройство для управления скоростью вращения электродвигателя постоянного тока Устройство для управления скоростью вращения электродвигателя постоянного тока Устройство для управления скоростью вращения электродвигателя постоянного тока Устройство для управления скоростью вращения электродвигателя постоянного тока Устройство для управления скоростью вращения электродвигателя постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике автоматического управления и регулирования электропривода постоянного тока и предназначено для точной обработки рабочим органом заданного перемещения в течение заданного времени

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано в системах программного управления электроприводом

Изобретение относится к автоматическому управлению производственными процессами и может быть использовано в цифровых системах автоматического управления позиционированием различных перемещающихся объектов

Изобретение относится к автоматическому управлению производственными процессами и может быть использовано в цифровых системах автоматического управления позиционированием различных перемещающихся объектов

Изобретение относится к автоматике и может использоваться для управления следящими электропривода .ми радиотелескопов при программном сопровождении низколетящих космических объектов

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано в системах , числового программного управления станками и графических устройств вйода-вывода вычислительных машин

Изобретение относится к автоматическому управлению шaxтны ш подъемными машинами и может быть использовано в цифроаналоговых и цифровых системах автоматического управления в качестве устройства задания скорости движения в функц 5и пути

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано в системах числового программного управления станками и другим оборудованием

Изобретение относится к программному управлению станками, в частности к системам числового программного управления

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано в магистрально-модульных системах программного управления

Изобретение относится к экструзионной установке с синхронизированными приводными агрегатами, а также к способу синхронизации приводов

Изобретение относится к области станкостроения и может быть использовано на станках с числовым программным управлением для поддержания в процессе обработки мощности резания или крутящего момента на инструменте в заданных пределах
Наверх