Устройство дистанционной передачи угла поворота задающего вала

 

Изобретение относится к области электротехники и автоматики и может быть использовано для дистанционной передачи угловых перемещений в следящих системах двустороннего действия с силомоментным очувствлением на базе вентильных электродвигателей. Целью изобретения является повышение точности отражения нагрузочных моментов на валу оператора и уменьшение углов рассогласования между задающим и исполнительным валами. Устройство содержит соединенную с задающим валом синхронную машину 1 оператора, снабженную первым датчиком положения 2 ротора оператора, сравнивающий элемент 3, второй датчик положения 4 на исполнительном валу исполнительной синхронной машины, сумматор 6, управляемый ключ 7, задатчик 8, полупроводниковый коммутатор 9 с управляющим и коммутирующим входами. К выходам коммутатора 9 параллельно встречно подключены соответствующие обмотки статоров синхронных машин. Данное устройство обеспечивает практически постоянное отношение моментов на задающем и исполнительном валах и уменьшенное значение максимального рассогласования валов. 3 ил.

СОЮЗ аеЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11>

OllH0AHHE ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Евl& Jl1 Д j Q +

Фиг.!

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (2 1) 3849253/24-07 (22) 01. 02. 85 (46) 30,06.90. Бюл. К- 24 (7 1) Белорусский государственный университет им. В.И.Ленина (72) Д.Ц.Димитров, В.С.Матюхина, А.С.Михалев и И.М.Чушенков (53) 621. 313. 17 (088.8) (56) Андреенко С;М., Ворошилов М.С..

Проектирование приводов манипуляторов. Л.: Машиностроение, 1975, с. 18-21.

Авторское свидетельство СССР

В 1257690, кл. Н 02 К 29/06, 1984. (54) УСТРОЙСТВО ДИСТАНЦИОННОЙ ПЕРЕДА-

ЧИ УГЛА ПОВОРОТА ЗАДАЮЩЕГО ВАЛА (57) Изобретение относится к области

, электротехники и автоматики и может быть использовано для дистанционной передачи угловых перемещений в сле. дяцих системах двустороннего дей-"

:ствия с силомоментййм очувствлением, (51)5 (08 С 19/38 Н 02 К 29/06

2 на базе вентильных электродвигателей.

Целью изобретения является повышение точности отражения нагрузочных моментов на валу оператора и уменьшение углов рассогласования между задающим и исполнительным валами.

Устр-во содержит соединенную с задающим валом синхронную машину 1 оператора, снабженную первым датчиком 2 положения ротора оператора, сравйиваюций элемент 3, второй датчик .4 положения на исполнительном валу исполнительной синхронной машины, сумматор 6> управляемый ключ 7, задатчик 8, полупроводниковый коммутатор. 9 с управляющим и коммутирующпм входами.

К выходам коммутатора 9 параллельно 9 встречно подключены соответствующие обмотки статоров синхронных машин.

Данное устр-во обеспечивает практически постоянное отношение моментов

Ю \ на задаюцем и исполнительном валах и уменьшенное значение максимального рассогласования валов. 3 к .

1575222

Изобретение относится K электро-! технике и автоматике и может быть !использовано для дистанционной пере1 . дачи угловых перемещений в следящих с с. 5 сйс темах двус торонне r о цейс твия с си-! ломоментным очувствлением на базе .вентильных электродвигателей.

Цель изобретения — повышение точ-! ! ности отражения нагрузочных моментов! на валу оператора и уменьшение углов, ! рассогласования между задающим и исполнительным валами.

На фиг; 1 изображена функциональ« ная схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 — векторные диаграммы магнитных полей, поясняющие работу устройства; на фиг. 3 — зависимость вращающего момента двигателя нагрузки от угла рассогласования.

На фиг. 1 — 3 приняты следую1 щие условные обозначения.

a(> и a углы поворота задающего и исйолнительного валов соответственУ !25

d© — угол рассогласования валов . - угол между векторами магнит-1 ных полей ротора и статора двигателя! нагрузки;

a(угол рассогласования валов, при котором вращающий момент двигателя нагрузки максимален

Ф з H Ф H OÑçH @с е р магнитных потоков роторов и статоров задающего и исполнительного двигателей соответственно;

M и J1, — нагрузочные моменты

a II u на задающем и исполнительном валах соответственно.

Устройство содержит соединенную с задающим валом синхронную машину 1

40 оператора, снабженную первым датчи-. ком 2 положения ротора машины оператора, сравнивающий элемент 3, второй датчик положения на нагрузочном валу исполнительной синхронной машины 5,: "5 сумматор б,управляемый ключ 7, задат-, чик 8 и полупроводниковый коммутатор 9 с управляющим и коммутирующим входами. К выходам коммутатора 9 па- раллельно и встречно подключены со- 50 ответствующие обмотки статоров синхронных машин 1 и 5.

Устройство работает следующим об- разом.

В режиме покоя валов оператора и нагрузки под действием нагрузочных момеНтов Мдд и М.„между валами имеет место некоторое рассргласование

Д<, которое выявляется сравнивающим элементом 3 по сигналам датчиков 2 и 4 положений роторов. Это рассогласование поступает на управляющий величиной тока вход полупроводникового коммутатора 9, задавая, например, глубину модуляции фазных напряжений в обмотках синхронных машин 1 и 5, т.е. величину магнитных потоков cb и Ф „ статоров (фиг..2).

Взаимное расположение магнитных потоков для упрощения показано при расположении осей обеих машин вдоль прямой АА и совпадении начал отсчета датчиков 2 и.4 положений (при этом Ф и Ф будут направлены встречно). Поток Ф поля ротора задающего двигателя всегда перпендику-. лярен потоку Ф с поля его статора, а при этом угол между потоками Ф ур.и

Ж „ ротора и статора исполнительного! двигателя равен сР= 900 + До(. (1)

Вращающие моменты на валах обоих двигателей равны

M..g - =К, Дс ;

И „= К ассовda(, (2) где К и К вЂ” коэффициенты.. опре2 ) деляемые конструкцией двигателей.

Отношение моментов равно

Ма К7 ас(n — -" — -

К Л (сова

К (3)

К cos éa(Отношение моментов в ограниченном диапазоне их изменения практически постоянно вследствие слабого изменения cos йо от Do(при малых рассогласованиях.

На AHr 3 показана зависимость ,момента двигателя нагрузки от угла при изменении pro от — 90 до

90 (кривая 3), Кривая 10 показывает зависимость вращающего момента от

da(при максимальном напряжении на обмотках, а прямая 11 - сигнал на вьг" ходе сравнивающего элемента 3 (выполненного, например, на операционном усилителе), Рабочая область de( рассогласований ограничена значения ми -а,„ и a при которых вращающий момент йа валу исполнительного двигателя мак .имален. Прямая 11 показывает и зависимость момента на задающем двигателе .от йо . Видно, что существует. область dg, где

S 15 отношение и (определяемая по формуле (3)) практически. постоянно, причем эта область достаточно велика.

Увеличивая крутизну прямой 11, можно повьппать точность отражения нагрузочного момента на валу оператора.

Кроме того, максимальное рассогласование исполнительного и задающего валов не будет превьппать сто(„„ т.е. точность по сравнению.с известным,устройством существенно вьппе.

Если момент И„ нагрузки в силу каких-либо причий возрастет, то уве-:. личится и д (, что, согласно .(2), ! приведет к увеличению M . При уменьшении И „ (по той же причине) M уменьшится.

I ! Сумматор 6, управляемый ключ 7 и задатчик 8 служат для инвертирования магнитных полей статоров двигателей за счет добавления по сигналу датчика 2 положения сигнала, соответствующего углу 180 о. Как известно, в син,хронной машине повороту ротора на о 180 соответствует поворот магнитного потока статора на 180, (при роторе с одной парой полюсов) . Поэтому при изменении знака обоих на„ грузочных моментов, йЫ уменьшится до нуля и изменит знак, при этом изменится сигнал на выходе задатчика Й и на втором входе сумматора 6 появится сигнал, соответствующий новому состоянию задатчика 8. (Оо или 180О, в зависимости от предыдущего знака dc(). При этом поля статоров двигателей инвертируются, а. дальше работа устройства осуществляется описанным вьппе способом . В реальном устройстве инверсия знаков статорных полей будет осуществляться, например, при изменении направления перемещения в вязкой среде.

Реализация введенных блоков не вызывает затруднений. Например, сумматор 6 может быть выполнен на операционном усилителе, управляемый ключ 7и задатчик 8 — на операционной усилителе с разомкнутой обратной связью, на выходе которого включают

75222

6 последовательно диод и делитель напряжения на резисторах для формирования=. напряжения, соответствующего 180 о

При использовании цифровых датчиков положения сравнивающий элемент 3 и сумматор 6 выполняют на комбинационных сумматорах, управляемый ключ 7в виде логических схем И на каждом разряде второго входа сумматора,, первые входы которых соединены с выходом цифрового компаратора, а на вто. рые подаются "0" и " 1" для получения: кода 180

Формула из обретения

Устройство дистанционной передачи

:угла поворота задающего вала, содерmagee укрепленную на задающем валу

2О синхронную малину с первым датчиком положения, исполнительную синхронную малину с вторым датчиком положения, полупроводниковый коммутатор, к выходу которого подключень> парал25,лельно соединенные одноименные сек ции обмоток якоря синхронных машин, сравнивающий элемент, к входам которого подключены выходы датчиков положения ротора, а выход соединен с

З0 входом управления величиной тока полупроводникового коммутатора, сумма тор, один из входов которого подключен к выходу первого датчика положения, а выход связан с коммутирующим входом полупроводникового коммутато35ра, отличающееся тем, что, с целью повышения точности отражения нагрузочных моментов на ва-, лу оператора и уменьшения углов рас= согласования задающего и исполни4О тельного валов, оно снабжено задатчи.ком сигнала, соответствующего углу поворота вала на 180 эл. град.и управляемым ключом, управляющий вход которого связан с выходом сравнивающего элемента, один из контактов ключа соединен с выходом задатчика, второй контакт — с вторым входом сумматора, .а одноименные секции обмоток якорей синхронных малин соединены между собой встречно.

1575222

Фиг.2

Составитель А.Санталов Редактор А.Ревин Техред, Л.Сердюкова;: Корректор А.Обручар

Заказ 1787 btpaa 445 : . Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Устройство дистанционной передачи угла поворота задающего вала Устройство дистанционной передачи угла поворота задающего вала Устройство дистанционной передачи угла поворота задающего вала Устройство дистанционной передачи угла поворота задающего вала 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах с вентильными электродвигателями

Изобретение относится к электрическим машинам

Изобретение относится к электрическим машинам с бесконтактной коммутацией

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при разработке реверсивных бесконтактных тахогенераторов постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в прецизионных электроприводах с неограниченным углом поворота

Изобретение относится к электротехнике, а именно к эл

Изобретение относится к электротехнике, в частности к бесконтактным вентильным электродвигателям

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в прецизионных моментных электроприводах с неограниченным углом поворота ротора

Изобретение относится к автоматике, вычислительной технике и может быть использовано в преобразователях угла в код

Изобретение относится к области электротехники и автоматики и может быть использовано для дистанционной передачи угловых перемещений в следящих системах двустороннего действия с вентильными электродвигателями и силомоментным очувствлением
Наверх