Гидромеханическая передача транспортного средства

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к бесступенчатым передачам транспортных средств. Цель изобретения - повышение топливной экономичности путем обеспечения оптимального режима работы двигателя. Гидромеханическая передача содержит ведущий вал 1, один конец которого соединен с коленчатым валом двигателя, а другой - с дифференциальным механизмом 2, который состоит из шестерен 3, 4, установленных на ведущем валу 1 и ведомом валу 5. В шестернях 3 и 4 установлен крестовидный вал 6 с закрепленными на нем шестернями 7 и 8. Насосы 11, 12 гидравлически связаны с гидроцилиндрами 15, 16, которые посредством Т-образного шарнирного штока 17 взаимодействуют с регулятором 18. Регулятор 18 содержит цилиндр 28, кривошипно-шатунный механизм 29 с поршнем 30 и замкнутый контур 31 с краном 32. На ведомом валу 5 установлен компенсатор 34 нагрузки, который содержит подпружиненный диск 35, конусные втулки 36, 37, шлицевую муфту 38, которая рычагами 39 связана с пружинами 40 диска 35. Концы втулки 37 упираются в подшипник 41, который с обоймой 42 перемещается в направляющих 43. На обойме 42 закреплен рычаг 44, связывающий ее с клапаном 27 гидроцилиндра 15. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1579800 А 1 (51) 5 В 60 К 17/16

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСНОМЪ(СВИДЕТЕЛЬСТВУ биг 7

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

Il0 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4263732/25-!1 (22) 18.06.87 (46) 23.07.90. Бюл. № 27 (75) В. Д. Кузьменко (53) 629.113 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 569775, кл. В 60 К 17/16, 1974. (54) ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к бесступенчатым передачам транспортных средств. Цель изобретения — повышение топливной экономичности путем обеспечения оптимального режима работы двигателя. Гидромеханическая передача содержит ведущий вал 1, один конец которого соединен с коленчатым валем двигателя, а другой — с дифференциальным механизмом 2, который состоит из шестерен 3, 4, установленных на ведущем валу 1 и ведомом валу 5. В шестернях 3 и 4 установлен крестовидный вал 6 с закрепленными на нем шестернями 7 и 8.

Насосы 11. 12 гидравлически связаны с гидроцили1 драми 15, 16, которые посредством Т-образного шарнирного штока 17 взаимодействуют с регулятором 18. Регулятор 18 содержит цилиндр 28, кривошипношатунный механизм 29 с поршнем 30 и замкнутый контур 31 с краном 32. На ведомом валу 5 установлен компенсатор 34 нагрузки, который содержит подпружиненный диск 35, конусные втулки 36, 37, шлицевую муфту 38, которая рычагами 39 связана с пружинами 40 диска 35. Концы втулки 37 упираются в подшипник 41, который с обоймой 42 перемещается в направляющих 43. На обойме 42 закреплен рычаг 44, связывающий ее с клапаном 27 гидроцилиндра 15. з.п. ф-лы, 4 ил.

1579800

Изобретение относится к машиностроению, в частности к бесступенчатым коробкам передач транспортных средств.

Цель изобретения — повышение топливной экономичности путем обеспечения оптимального режима работы двигателя.

На фиг. 1 изображена гидромеханическая передача; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4 — узел на фиг. 1.

Механическая передача содержит ведущий вал 1 (фиг. 1), один конец которого

, соединен с коленчатым валом двигателя (не показан), а другой конец связан с дифференциальным механизмом 2, который состоит из комбинированных шестерен 3 и 4 (с кони ческими и прямыми зубьями), насаженных на ведущий вал 1 и ведомый вал 5. В шестернях 3 и 4 установлен промежуточный ,крестовидный вал 6 с посаженными двумя

,шестернями 7 и дополнительной шестерней 8 с двумя прорезями, установленной перпен;дикулярно шестерням 7. Прямыми зубьями шестерни 3 и 4 связаны с шестернями 9 и 10, которые посажены на валы гидравлических насосов !1 и !2, связанных посредством трубопроводов 13 и 14 с гидроцилиндрами 15 и 16. Гидроцилиндры 15 и 16 посредством Т-образного шарнирного штока 17 связаны с регулятором 18 и имеют в корпусах калиброванные отверстия 19 и 20, внутри которых размещены поршни

21 и 22 со штоками 23 и 24, подпружиненные пружинами 25 и 26. Корпус гидроцилиндра 15 снабжен клапаном 27. Регулятор 18 содержит цилиндр 28, расположенный в нем кривошипно-шатунный механизм 29 с поршнем 30 и маслянный замкнутый контур, образованный трубопроводом 31 с установленным в нем краном 32. Посредством крана 32 регулятор !

8 связан с Т-образным шарнирным штоком 17, который в свою очередь, шарнирно связан со штоками 23 и 24 гидроцилиндров, а посредством шестерни 33 через шестерню 8 — с дифференциальным механизмом 2.

На ведомом валу 5 установлен компенсатор 34 нагрузки, который содержит подпружиненный диск 35, конусные втулки 36 и 37, взаимодействующие между собой «,;àêлонной поверхностью и располженные на шлицевой поверхности разъемного ведомого вала 5. Внутри втулки 37 (фиг. 2) расположена шлицевая муфта 38, которая рычагами 39 (фиг. 3) связана с пружинами

40 диска 35. Концы втулки 37 упираются в подшипник 41, размещенный в обойме 42, имеющей выступы. Подшипник 41, с обоймой 42 перемещаются по направляющим 43. На обойме 42 закреплен рычаг 44, который связывает ее с клапаном 27 гидроцили ндра 15. Насос 1 через трубопровод 45 и подшипник 46 скольжения связан с внутренним каналом 47, выполненным в

?5

4 ведущем валу 1 и промежуточном валу 6, что обеспечивает подачу смазки к подшипнику 48 скольжения и коническим шестерням 7. Внутренняя обойма подшипника 41 взаимодействует с пружиной 49 возврата.

Механическая передача работает следующим образом.

Ведущий вал 1 приводит во вращение комбинированную шестерню 3, которая, находясь в зацеплении с промежуточными шестернями 7, передает им вращение. Шестерни 7 при этом, перекатываясь по зубьям комбинированной шестерни 4, вращают промежуточный крестовидный вал 6, который через жестко закрепленную на нем дополнительную шестерню 8 и находящуюся с ней в зацеплении шестерню 33 передает вращение кри вошипно-шатунному меха низму 29 регулятора 18. Кривошипно-шатунный механизм 29 приводит в движение поршень 30, который вытесняет жидкость из поршневой части цилиндра в надпоршневую через открытый кран 32, позволяя двигателю увеличивать обороты. При этом комбинированная шестерня 3 передает вращение шестерне 9, связанной с насосом 11, который подает жидкость по трубопроводу 13 к гидроцилиндру 15, по трубопроводу 45 и по каналу 47 для смазки подшипников крестовидного вала 6 и внутренних трущихся поверхностей шестерен 7.

При небольшом давлении жидкость вытекает из калиброванного отверстия 19 гидроцилиндра l 5. При увеличении частоты вращения двигателя увеличивается давление жидкости в гидроцилиндре 15. Поршень 21 перемещается до определенного калиброванного отверстия (обеспечившего слив жидкости и удержания поршня). Это приводит к перемещению штока 23 и связанного с ним

Т-образного шарнирного штока 17, который частично перекрывает кран 32 регулятора 18, уменьшая тем самым ход поршня

30 и вращение шестерни 33, а также шестерни 8 дифференциального механизма, 2, позволяя передать часть вращения от вала 1 и комбинированной шестерни 3 через шестерни 7 на комбинированную шестерню 4 ведомого вала 5. Комбинированная шестерня 4 приводит во вращение шестерню 10 насоса 12, который по трубопроводу 14 подает жидкость в гидроцилиндр 16 . При малом давлении жидкость вытекает из калиброванного отверстия, а при большем, вследствие увеличения оборотов двигателя, перемещает поршень 22, шток 24 и Т-образный шток 17, прикрывая частично кран 32.

Этот процесс осуществляется до достижения оборотов колес транспортного средства, равных оборотам двигателя.

При возникновении повышенной нагрузки на разъемный ведомый вал 5 (фиг. 2) пружина 40 диска 35 под усилием рычагов 39 сжимается, а коническая втулка 36, вра1579800

Формула изобретения

Фиг.2 щаясь относительно конической втулки 37, перемещает ее вдоль вала 5, которая в свою очередь, перемешает подшипник 41, который, сжимая пружину 49, воздействует на обойму 42, перемещая ее по направляющим 43 корпуса. Обойма 42 воздействует на рычаг 44, который открывает клапан 27, позволяя вытекать жидкости, снижая давление в гидроцилиндре 15, вследствие чего поршень 21 под воздействием пружины 25 возвращается до отверстия 19, обеспечивающего необходимое давление для остановки поршня. Поршень.21 через шток

23 и Т-образный шток 17 открывает кран

32, позволяя возобновить движение жидкости в трубопроводе 31 регулятора, приводя в движение поршень 30, который через кривошипно-шатунный механизм 29 воздействует на шестерню 33 и шестерню 8 дифференциального механизма 2, позволяя увеличить обороты двигателя.

При движении транспортного средства по уклону на двигатель воздействуют самой механической передачей, в которой происходят аналогичные описанному процессы.

Пружины 40, разжимаясь вследствие изменения направления усилия, позволяют компенсатору 34 нагрузки воздействовать на гидроцилиндр 15 посредством регулятора 18 и дифференциального механизма 2, т. е. позволяют повысить обороты двигателя, который тормозит транспортное средство.

1. Гидромеханическая передача транспортного средства, содержащая ведущий вал связанный с. двигателем, ведомый вал, связанный с движителями, трехзвенный дифференциальный механизм, первое звено которого соединено с ведущим валом, второе — с ведомым, а третье — с элементом управления, гидравлический замкнутый контур, состоящий из двух гидронасосов, гидродвигателя, трубопроводов, клапана и гидробака, отличающаяся тем, что, с целью повышения топливной экономичности путем обеспечения оптимального режима работы двигателя, она снабжена Т-образным штоком, кривошипно-шатунным механизмом, в корпусе которого установлен вал со штоком и с поршнем, образующим подпоршневую и надпоршневую полости, гидравлически связанные между собой краном, установленным между упомянутыми полостями, двумя гидроцилиндра ми, в корпусе которых выполнены отверстия, установлен клапан и размещены подпружиненные поршни со штоками, шарнирно связанными с Т-образным штоком, выполненным с возможностью взаимодействия с краном, при этом гидроцилиндры гидравлически связаны с гидронасосами, кинематически соединенными с ведущим и ведомым валами, а дифференциальный механизм включает в себя промежуточный крестовидный вал, подвижно

20 установленный в первом и втором звене, на котором жестко закреплены три шестерни, две из которых установлены парал лельно между собой и кинематически связаны с первым и вторым звеном дифференциального механизма, а третья, установленная перпендикулярно двум другим — с валом кривошипно-шатунного механизма.

2. Передача по и. 1, отличающаяся тем, что она снабжена компенсатором нагрузки, установленным на выходном валу и

30 включающим в себя подпружиненный диск, две конусообразные втулки, муфту, рычаг, направляющие, обойму с установленной в ней подшипником, подпружиненном в осевом направлении, тягу, кинематически связанную с клапаном и обоймой. выполненной с возможностью осевого перемещения по направляющей, при этом внутри одной нз конусных втулок, выполненных разъемными, размещена муфта, связанная посредством рычагов и пружин с установленным на

40 ведомом валу диском, причем одна из втулок выполнена с возможностью взаимодействия с упомянутым подшипником.

1579800

Составитель А. Барыков

Редактор А. Шандор Техред А. Кравчук Корректор О. Ципле

Тираж 419 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям н открытиям при ГКНТ СССР! !3035, Москва, 7К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Г1роизводственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Гидромеханическая передача транспортного средства Гидромеханическая передача транспортного средства Гидромеханическая передача транспортного средства Гидромеханическая передача транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к дифференциальным передачам, устанавливаемым в ведущих мостах транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях полноприводных транспортных средств для дифференциального распределения (или трансформации и распределения) мощностного потока между их ведущими мостами

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к дифференциальным устройствам

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях колесных машин

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях колесных машин

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях колесных машин

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях автомобилей и тракторов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции блокируемых дифференциалов для грузовых автомобилей

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к приводам для передачи крутящего момента валами с перекрещивающимися или пересекающимися осями спаренных ведущих мостов

Изобретение относится к дифференциалам транспортных средств с механизмами автоматической блокировки и реверса ведущих колес одной оси для движения задним ходом, предназначенным для использования в колесных транспортных средствах в основном для движения по бездорожью (скользкая дорога, песчаная и т.п.)

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано для блокировки межколесных и межосевых дифференциалов

Изобретение относится к колесным транспортным средствам и касается ведущего моста с блокируемым дифференциальным механизмом

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению
Наверх