Способ контроля качества газодинамических подшипниковых узлов

 

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для контроля собранных газодинамических подшипниковых узлов. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей путем определения скорости посадки ротора. Качество газодинамических подшипниковых узлов определяют по скорости вращения опоры на выбеге в момент возникновения сухого трения. Этот момент находят по скачкообразному увеличению амплитуды вибрации узла. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) (S1) S С 01 М 1 3/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21 ) 44071 75/31-27 (22) 08,04.88 (46) 23.07.90. Бюл. № 27 (71) Каунасский политехнический институт им. Антанаса Снечкуса (72) И.П. Воболис и К.M. Рагульскис (53) 658.652.012.7(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 642646, кл. С 01 М 13/04, 1979. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ГАЗО ДЩНАМИЧЕСКИХ ПОДЧИПНИКОВИХ УЗЛОВ (57) Изобретение относится к прибороИзобретение относится к приборостроению и может быть использовано для контроля собранных газодинамических подиипниковых узлов °

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем определения скорости посадки ротора.

На фиг. 1 представлена функциональная схема устройства для осуществления способа, на фиг. 2 — зависимости момента трения в подшипняковом узле от времени; на фиг ° 3— диаграмма изменения уровня возбуждаемых вибраций во времени.

Способ реализуется следующим образом.

Ротор 1 подшипникового узла 2 приводится во вращение до оборотов, при которых образуется газодинамический смазочный слой.

При вращении ротора 1 на высоких оборотах (в случае газодинамического смазочного слоя) возникающий момент сопротивления вращению, а также

2 строению и может быть использовано для контроля собранных газодинамических подшипниковых узлов. Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем определения скорости посадки ротора. Качество газодинамических подшипниковых узлов определяют по скорости вращения опоры на выбеге в момент возникновения сухого трения. Этот момент находят по скачкообразному увеличению амплитуды вибрации узла. 3 ил. уровень возбуждаемых высокочастотных вибраций являются низкими.

При уменьшении скорости вращения ротора 1 достигается момент когда происходит посадка ротора. В этом случае происходит контакт трущихся поверхностей гаэодит(амических подшипников 3, возрастает момент сопротивления вращению, а также резко изменяется уровень возбуждаемых высокочастотных вибраций (высокочастотные вибрации наилучшим образом .характеризуют контакт поверхностей). Амплитуду вибрации измеряют вибродатчиком 4 и измерительным блоком 5.

Газодинамические подшипники от этого момента работают в режиме сухого трения.

Как известно, чем короче этот ре,жим движения, тем более высокими являются надежность и долговечность таких подшипников.

Длительность этого режима (интервал времени t,tz) зависит от угло1580206

10 где I — момент инерции ротора;

4J — угловая скорость вращения;

М вЂ” момент силы сухого трения.

Интегрируя уравнение движения ротора, находим

I =-Mã1t + С, По начальным данным, считая при

= О (начало момента отчета времени) Ю = и)„ получаем С, = 14) .

Поэтому

Ild т о

В момент остановки ротора .t и= О.

Подставляя это значение, получаем

Т„„-М =О, откуда

Мтр

LV э

o I 2

Так как момент силы сухого трения М рр для одного типа газодинамических подшипников является практивой скорости вращения ротора 1 в момент посадки. Для определения скорости посадки ротора 1 измеряют интервал времени от момента возрастания

5 амплитуды высокочастотных вибраций

1 до момента полного их исчезновения

1 у °

Уравнение вращательного движения ротора 1 в этом интервале времени можно представить в виде

d(d

I — = -M тр чески одинаковым, поэтому, измеряя интервал времени от момента t до по указанной расчетной формуле, далее определяют скорость посадки ротора 1

Таким образом, способ позволяет расширить функциональные возможности контроля.

Формула изобретения

Способ контроля качества газодинамических подшипниковых узлов, включающий непрерывное изменение момента сопротивления вращению и определение на выбеге ротора параметров возбуждаемых высокочастотных вибраций, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей споаоба, определяют величину момента сопротивления вращению и параметры возбуждения высокочастотных колебаний при посадке ротора и фиксируют длительность периода от резкого повышения уровня вибраций до их исчезновения, а затем по расчетной формуле м 1о Т М э где 1„1, — скорость посадки ротора;

М вЂ” момент силы сухого тРения, I — момент инерции ротора;

t — время до начала посадки ротора, определяют скорость посадки ротора и, сравнивая ее с эталонной, определяют ,качество подшипникового узла.

1 В0206

Составитель Т. Хромова

Техред Л.Сердюкова Корректор М. Шароши

Редактор Н. Лазаренко

Тираж 437

Заказ 2005

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открьгтиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, И-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул, Гагарина, 101

Способ контроля качества газодинамических подшипниковых узлов Способ контроля качества газодинамических подшипниковых узлов Способ контроля качества газодинамических подшипниковых узлов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам, в частности к стенду для испытания подшипников скольжения, например, строительных и дорожных машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для диагностирования подшипниковых узлов в сборе с ротором в составе механизма, например подшипников шпинделей в составе шпиндельного барабана хлопкоуборочной машины

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при определении динамической составляющей осевой гидравлической силы, действует на рабочее колесо гидроагрегата

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для контроля действия нагрузочной машины при испытании подшипников

Изобретение относится к подшипниковой промышленности, в частности к технике, контролирующей работу подшипника качения

Изобретение относится к испытательной технике

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при испытаниях деталей и узлов трения машин, в частности зубчатых муфт, работающих в условиях перекоса осей

Изобретение относится к испытаниям машин и двигателей, а именно к устройствам для контроля системы смазки подшипниковых узлов

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для контроля шарикоподшипников электродвигателя

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для определения радиального зазора в подшипниках роторов

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для контроля готовых изделий с целью определения качества изготовления путем анализа вибрационных характеристик подшипника

Изобретение относится к измерительной технике и может быть, преимущественно, использовано для диагностирования поверхностей качения колец подшипников в узлах в процессе эксплуатации и ремонта машин и механизмов

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно подшипников качения авиационных газотурбинных двигателей (ГТД)

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть использовано для исследования и испытания подшипников качения

Изобретение относится к виброакустической диагностике турбомашин, преимущественно межвальных подшипников качения двухвальных авиационных газотурбинных двигателей

Изобретение относится к подшипниковой промышленности и предназначено для использования при реализации контроля шарикоподшипников в процессе их изготовления и при осуществлении диагностики в процессе их эксплуатации

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении и используется для контроля и прогнозирования состояния подшипников качения в условиях, когда известен вид износа

Изобретение относится к энергетическим и транспортным машинам и механизмам

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх