Колодочный тормоз

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тормозах часто включаемых механизмов. Цель изобретения - повышение надежности путем обеспечения автоматической регулировки. Тормоз имеет компенсатор 9 износа храпового типа, ведущее звено 16 которого кинематически связано с приводным рычагом (ПР) 11. ПР 11 выполнен в виде вала и имеет резьбовое соединение 14 с шарниром 15. Он может быть выполнен составным и иметь резьбовое соединение с шатуном 10. При износе фрикционных накладок изменяется угол поворота шатуна 10 и ведущее звено 16 поворачивает ПР 11, что автоматически компенсирует износ фрикционных накладок. 1 з.п.ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СО!.(ИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„, Я0„„1581924 A 2 (51)5 F 16 D 49 12

ОПИСАНИЕ ИЭОБРЕТЕНИ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (61) 1280230.

1 (21) 4350204/27-27 (22) 28.12.87 (46) 30.07.90. Бюл. № 28 (71) Горьковский автомобильный завод (72) В. Н. Барякин (53) 62.592.112 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № !280230, кл. F 16 D 49/12, 1983. (54) КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тормозах часто включаемых механизмов. Цель изобре2 тения — повышение надежности путем обеспечения автоматической регулировки. Тормоз имеет компенсатор 9 износа храпового типа, ведущее звено 16 которого кинематически связано с приводным рычагом (ПР) 11.

ПР 11 выполнен в виде вала и имеет резьбовое соединение 14 с шарниром 15. Он может быть выполнен составным и иметь резьбовое соединение с шатуном 10. При износе фрикционных накладок изменяется угол поворота шатуна 10 и ведущее звено 16 поворачивает ПР 11, что автоматически компенсирует износ фрикционных накладок. 1 з. п. ф-лы, 3 ил.

1581924

Формула изобретения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тормозах часто включаемых механизмов.

Цель изобретения — повышение надежности путем обеспечения автоматической регул и ров к и.

На фиг. 1 изображен колодочный тормоз, общий вид; на фиг. 2 — кинематическая схема тормоза; на фиг. 3 — то же, вариант исполнения.

Колодочный тормоз содержит установленный на основании 1 тормозной барабан 2, связанные с тормозными рычагами 3 и 4 тормозные колодки 5 с фрикционными накладками 6, электромагнитный привод 7, а также рычажную систему 8 с компенсатором 9 износа, состоящую из шарнирно соединенных между собой шатуна 10 и приводного рычага 1!, причем дальний от привода тормозной рычаг 3 шарнирно соединен с приводным рычагом 11, тормозной рычаг 4 — с шатуном 10, а привод 7 соединен с приводным рычагом 11. Тормоз оснащен силовыми пружинами 12, составляющими пружинный блок

13, соединенный с приводным рычагом 11 и с одним из тормозных рычагов 4. Кроме того, приводной рычаг 11 выполнен в виде вала, имеющего резьбовое соединение 14 с шарниром 15 тормозного рычага 3, и установлен с возможностью поворота вокруг своей оси.

Компенсатор 9 износа выполнен в виде меха-! низма дискретного поворота вала (в данном случае храпового), ведущее звено 16 которого имеет кинематическую связь через винт 17 и упор 18 с осью шарнирного соединения приводного рычага 11 и шатуна 10, при этом ось поворота ведущего звена 16 закреплена на тормозном рычаге 4. Ведомым звеном механизма 9 дискретного поворота является зубчатый диск 19, жестко соединенный с валом 11 и входящий в зацепление с другим зубчатым диском 20, который прижат пружиной к диску 19 и связан с ведущим звеном 16.

Зубчатый диск 20 может вращаться вокруг вала 11 и перемещаться вдоль него, что обеспечивает возможность переводить зацеп ление на очередные зубья диска 19. Ось 21 шарнирного соединения рычага 11 и шатуна

10 взаимодействует с винтом 17 и упором 18.

Тормоз работает следующим образом, При выключенном приводе 7 под воздействием силовых пружин 12 шатун 10 повернут на угол а, при этом тормозные колодки 5 обеспечивают прижатие фрикционных накладок 6 к тормозному барабану 2. Ось 21 шарнирного соединения приводного рычага 11 и шатуна 10, воздействуя на винт 17, устанавливает ведущее звено 16 в такое положение, при котором связанный с ним диск 20 оказывается повернутым относительно диска 19 на угол, недостаточный для перевода зацепления на очередные зубья (первоначально такое состояние обеспечивают регулировкой винта 17).

При включении привода 7 происходит сжатие пружин 12 и поворот шатуна 10 в сторону увеличения угла а, при этом тормозные колодки 5 обеспечивают отвод фрикционных накладок 6 от тормозного барабана 2. Ось 21 шарнирного соединения приводного рычага 11 и шатуна 10, воздействуя на упор 18, устанавливает ведущее звено 16 в такое положение, при котором связанный с ним диск 20 поворачивается относительно диска 19, выбирая зазор между зубьями, но не поворачивает вал 11.

Описанная работа тормоза циклически повторяется до тех пор, пока не произойдет износ фрикционных накладок 6. Тогда при выключенном приводе шатун 1О окажется повернутым на угол. меньше угла а. Ось 21 шарнирного соединения приводного рычага 11 и шатуна 10, воздействуя на винт 17, устанавливает ведущее звено 16 в такое положение, при котором связанный с ним диск 20 окажется повернутым относительно диска 19 на угол, достаточный для зацепления на очередные зубья.

При последующем включении привода 7 ось 21 шарнирного соединения приводного рычага 11 и шатуна 10, воздействя на упор

18, поворачивает ведущее звено 16, связанный с ним диск 20 и зацепленный на очередные зубья диск 19. Так как диск 19 жестко соединен с валом !!, последний поворачивается вокруг своей оси, в том числе в резьбовом соединении 14 с шарниром 15 тормозного рычага 3, а это обеспечивает уменьшение расстояния между шарнирами, соединяющими приводной рычаг 11 с тормозным рычагом 3 и шатуном 10, т. е. автоматически компенсирует износ фрикционных накладок 6

1. Колодочный тормоз по авт. св. № 1280230, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем обеспечения автоматической регулировки зазора, компенсатор износа выполнен в виде механизма дискретного поворота с ведущим звеном, кинематически связанным с приводным рычагом, установленным с возможностью поворота вокруг своей оси.

2. Тормоз по п. 1, отличающийся тем, что шарнир шатуна и приводной рычаг связаны между собой резьбовым соединением.

1581924

Фиг.3 м.

Составитель А. Безуглый едактор М. Петрова Тех д А. К авч

Заказ 2076

Корректор H. Ревская

Тираж 533 Подписное

ВНИИПИ Гос да ственного у р о о комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патен . У нт», r жгород, ул. Гагарина, 101

Колодочный тормоз Колодочный тормоз Колодочный тормоз 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в механизмах с автоматическим поддержанием скорости опускаемого груза

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в машинах различного назначения с часто включаемыми двигателями

Изобретение относится к устройствам для затяжки ленточно-колодочного тормоза и может быть использовано в тормозных устройствах, применяемых в машиностроении

Изобретение относится к устройствам для затяжки ленточно-колодочного тормоза и может быть использовано в тормозных устройствах, применяемых в машиностроении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в ленточно-колодочных тормозах буровых лебедок

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в ленточно-колодочных тормозах буровых лебедок
Наверх