Судно

 

Изобретение относится к судам для лесосплавных работ. Цель изобретения - повышение эффективности работы судна путем улучшения его маневренных качеств. Судно содержит водоизмещающий корпус 1, силовую установку 2 с движителем в виде гребного винта 3, а также рулевое 4 и буксирное устройства. Судно снабжено дополнительным средством управления, включающим установленное в диаметральной плоскости судна опорно-поворотное устройство 5 и связанную с ним раму 6, на которой смонтировано буксирное устройство. При этом опорно-поворотное устройство 5 связано с корпусом 1 судна, а рама 6 выполнена составной, причем ее длина в транспортном положении не превышает длину корпуса 1 судна. 2 з.п. ф-лы, 10 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СО!.!!ИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

ÄÄSUÄÄ 1585262 А 1 (51)5 В 65 G 69/20

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ! (2I) 4411824/23-11 (22) 18.04.88 (46) 15.08.90. Бюл. № 30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ.

ПРИ ГКНТ СССР (71) Сыктывкарский опытный судомеханический завод (72) В. А. Гончаров, А. В. Екишев и Ф, Г. Куковицкий (53) 634.378.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 183617, кл. В 63 В 21/56, 1964. (54) СУДНО (57) Изобретение относится к судам для лесоспла вных работ. Цель изобретения повышение эффективности работы судна путем улучшения его маневренных качеств.

Судно содержит водоизмещяющий корпус I, силовую установку 2 с движителем в виде гребного винта 3, а также рулевое 4 и буксирное устройства. Судно снабжено дополнительным средством управления, включающим установленное в диаметральной плоскости судна опорно-поворотное устройство 5 и связанную с ним раму 6, на которой смонтировано буксирное устройство. Прн этом опорно-поворотное устройство 5 связано с корпусом 1 судна, а рама 6 выполнена составной, причем зе длина в транспортном положении не превышает длину корпуса 1 судна.

2 з. п. ф-лы, !О ил.

1585262

Изобретение относится к судостроению, в частности к судам для лесосплавных работ.

Цель изобретения — повышение эффективности использования судна для лесосплавных работ, путем улучшения его маневренных качеств.

На фиг. 1 изображено предлагаемое судно для лесосплавных работ с буксирным устройством в виде грузозахватного органа, фид сбоку; на фиг. 2 — то же, в плане; на фиг. 3 — судно с буксирным устройством

Й виде лебедок и направляющих, вид сбоку; иа фиг. 4 — то же, вид в плане; на фиг. 5— схема крепления судна к задней головке плота через распорны"; на фиг. 6— то же, «в растяжку»; на фиг. 7 — схема разме щения конечных выключателей относител ьно продольной оси корпуса судна Х; на фиг. 8 — схема выполнения судном маневра при транспортировке пучка (штриховой линией показано положение судна и пучка при выполнении поворота); на фиг. 9 — то же, при буксировке секции плота (штриховой линией показано положение судна при повороте влево и вправо); на фиг. 10 предлагаемое судно при размещении рубки на корпусе судна, общий вид сбоку.

Предлагаемое судно включает водоизмещающий корпус 1 с носовыми и кормовыми обводами, силовую установку 2, движйтель, выполненный в виде гребного винта 3, соединенного валопроводом с силовой установкой 2, средство управления в виде руля 4, буксирное устройство. Судно снабжено дополнительным средством управления, выполненным в виде опорно-поворотного устройства 5 и рамы 6, на которой размещено буксирное устройство. Опорно-поворотное устройство 5 установлено в ДП судна в районе мидельшпангоута, соединено с корпусом

1 и рамой 6 и может быть конструктивно выполнено аналогично опорно-поворотному устройству экскаватора.

Длина рамы 6 в транспортном положении не превышает длины корпуса 1 судна.

Рама 6 выполняется составной: из средней части с длиной не более длины корпуса 1 судна и одной или двух Г-образных носовой и кормовой приставок 7 и 8, шарнирно соединенных со средней частью и в рабочем положении выходящих за пределы корпуса 1.

Это обеспечивает свободный поворот корпуса 1 при выполнении маневров судном, пришвартованным к плавучему объекту, не задевая буксирных тросов и транспортируем ы х о 6ъе кто в.

Буксирное устройство (фиг. 1 — 2) может быть выполнено в виде грузозахватного органа, например в виде зажима 9 для бревна, закрепленного на конце носовой приставки 7. Буксирное устройство может быть выполнено в виде одной лебедки 10 или лебедок 10 и 11 и направляющих 12 для

55 троса 13. Направляющие 12 размещены на концах Г-образных приставок 7 и 8 рамы 6.

Размещение направляющих 12 по концам изгиба Г-образных приставок позволяет понизить высоту приложения силы к буксирному тросу от упора винта и обеспечить лучшую остойчивость судна при работе (фиг. 3, 4, 6 и 9).

Для обеспечения дистанционного управления маневрами судна с буксира-плотовода судно снабжено конечными выключателями

ВК1 — ВК6, установленными на палубе судна на одинаковом расстоянии от центра вращения, и упором 14, закрепленным на средней части рамы 6 с возможностью взаимодействия с конечными выключателями ВК1 — ВК6. При этом выключатели ВК1 и ВК6 расположены около продольной оси Х корпуса 1 под углом +-5 С от оси Х. ВК2 и ВК5 расположены под углом - -90 от оси Х, а ВКЗ и ВК4 под углом около +175 от оси Х. Знаком Хо на чертежах обозначено направление продольной оси рамы 6.

При необходимости число конечных выключателей может быть увеличено.

На чертежах приняты обозначения: Р— величина упора винта; Pi — продольная составляющая Р; Р— поперечная составляющая P, P — угол между тросовыми растяжками и задней головкой плота, равный 30 .

На фиг. 5 и 6 обозначены тросовые растяжки 15, бруствер 16, плот 17, левый и правый лежни 18 и 19 плота; распорка 20, шарнирная связь 21 распорки с плотом 17, например цепная.

На фиг. 8 показано использование судна на лесосплавном рейде, где позицией 22 обозначен пучок. Грузозахватный орган для пучка выполнен, например, в виде рычага 23 с зацепами для захвата пучка 22. Рычаг 23 закреплен шарнирно вместо носовой приставки 7. Позицией 24 обозначен гидроцилиндр управления рычагом 23, позицией 25 — рубка с пультом управления. Рубка преимущественно расположена на корпусе 1 судна, но может быть расположена и на раме 6.

Длина тросовых растяжек 15 (фиг. 6) при креплении судна к задней головке плота в растяжку выбирается из расчета исключения перехлестывания ветвей и обеспечения натяжных растяжек !5 при неустойчивом положении рамы 6, когда она стремится встать перпендикулярно головке плота.

Предлагаемое судно может работать как в режиме радиоуправления с буксираплотовода, так и в ручном режиме управления из штатной рубки 25.

Позицией 26 обозначена система управления. Она состоит из приемной радиостанции с обратной связью и исполнительных механизмов, предназначенных для исполнения сигналов, получаемых с управляющего поста буксира-плотовода (не показаны). Позицией 27 обозначено предлагаемое судно, 1585262

50 позицией 28 — секция плота, позицией 29— привод опорно-поворотного устройства, Предлагаемое судно используется следующим образом.

Сопровождение плотов с дистанционным управлением, при котором одновременно использованы оба варианта буксирного устройства.

Судно крепят к задней головке плота или через распорный элемент (фиг. 5) или в растяжку (фиг. 6) .

В первом случае судно предварительно соединяют зажимом 9 с распоркой 21, второй конец которой шарнирно соединен с задней головкой плота. Судно наваливается на плот, затем по концам бруствера 16 закрепляются тросовые растяжки 15, вторые концы которых закреплены на барабанах лебедок 10 и 11. Работая в ручном режиме, судно ставится перпендикулярно к задней головке плота и натяжением лебедок !О и 11 растяжек 15 жестко фиксируется через раму 6 относительно плота 17. При этом продольные оси рамы 6 и корпуса 1 (Хп к Х) совпадают и направлены в одну сторону (фиг. 5 и 7).

Управление хвостовой частью проводится следующим образом.

С управляющего поста буксира-плотовода подается кодированный сигнал на приемную радиостанцию (не показано) системы 26 управления судна. С получением скгнала исполнительный механизм включает силовую установку 2, и гребной винт 3 приводится во вращение. При необходимости совершения маневра, например поворота задней части плота 17 влево, с буксира подается соответствующий кодированный сигнал. Включается привод 29 устройства 5. При этом происходит поворот корпуса 1 судна относительно рамы 6 против часовой стрелки (фиг. 7) до срабатывания конечного выключателя ВК2, который при воздействии на него упора 14 отключает привод поворота опорно-поворотного устройства 5. При этом нос судна поворачивается относительно рамы

6 на 90 влево и сила T увлекает плот влево, перпендикулярно продольной оси плота 17. Таким же образом происходит отработка поворота хвостовой части плота вправо. В этом случае поворот корпуса происходит до срабатывания конечного выключателя ВК5 (фиr. 5) .

При необходимости создания дополнительной тяги, с.поста управления буксира подается кодированный сигнал на включение силовой установки и поворот корпуса 1 на угол -|-5 до срабатывания конечного выключателя BKI или ВК6. В этом случае судно создает дополнительную тягу. В случае необходимости торможения плота подается соответствующий кодированный сигнал, включается привод 29 опорно-поворотного устройства, и последнее с корпусом 1 поворачивается на угол +-175 дс срабать!ва5

35 нкя одного из конечных выкл.очателей ВК3 клк ВК4. Нра этом продольный оси рамы 6 и корпуса 1 (Хп и Х) направлены в противоположные стороны (на фиг. 5 положение корпуса 1 показано штриховой линией) .

В этом случае сила Р создает тормозящее усилие, направленное вдоль плота в направлении, противоположном его движению.

При креплении судна в растяжку (фиг. 6) на гибких связях 15 в исходном положении корпус 1 с рамой 6 ориентируется napaëлельно задней головке плота 17 (на фиг. 6 сплошная линия), т. е. направление продольных осей Хп и Х совпадает и ориентировано справа налево (по чертежу). Длина растяжек 15 не позволяет раме 6 поворачиваться, т. е. менять положение нос — корма.

Таким образом происходит фиксация судна относительно задней головки плота. Порядок проведения маневров аналогичен описанному. Подача соответствующего кодированного сигнала иа срабатывание исполнительного механизма ведется с буксира. В этом случае для обеспечения поворота хвостовой части плота влево с оттяжкой поворот корпуса 1 судна производится до срабатывания конечного выключателя ВК! . Сила Р прилагается к плоту через распяжки 5 под углом t) — 30 . При этом сила Р> тянет плот влево, а Р. притормаживает его, натягивая ветви pàñòÿæåê 15. Для приложения всей тяги Р судна влево корпус судна поворачива.тся до срабатывания конечного выключателя БК6. т. е. под углом — +5 относите. ьно рамы 6, и фчксируется в этом положе и ..:. Судно под действием силы Р плавно наваливается правым бортом на плот и фиксируется на правой растяжке !5 к правым бортом паралле.пьно задней головке плота (пс7оженке у борта штриховой линией).

Для поворота вправо с оттяжкой подается коман,"а на поворот корпуса на угол — - !,5 до .срабатывания конечного выкл.o«a7eля ВК3. Действие сил аналогично огксаннсму в варианте — влево с оттяжкой, только в другую сторону.

Для пркложения всей тяги Р судна вправо корпус судна поворачивается до срабать вания конечного выключателя ВК4, т. е. на угол - 75 от исходного положения к фиксируется. В этом случае под действием силы Р корпус судна плавно наваливается на заднюю головку плота 17 левым бортом и фиксируется левой растяжкой 15.

Для обеспечения торможения плота с буксира подается кодированный сигнал на систему управления 26 судна для совершения поворота до срабатывания конечного выключателя ВК ". В этом случае сила Р в равной степени натягивает тросы растяжек

15, действуя вдоль оск плота 17 в сторону, прстквспсложн ю движению плота.

Фор.чула изобретения

При работе судна на сопровождение плотов при совершении всех описанных маневров сохраняется максимальный упор движителя, так как направление упора не изменяется относительно корпуса судна. Маневр проводится путем поворота корпуса 1 судна относительно рамы 6 и поэтому упор всегда направлен вдоль продольной оси корпуса. Кроме того, сокращается время маневра и повышается его точность за счет фиксированных положений корпуса относительно рамы 6.

Использование предлагаемого судна с вариантом буксирного устройства в виде грузозахватного органа.

После окончания плотового сплава судно может быть использовано на лесосплавном рейде, B свободном плавании управление маневрами судна производится основным средством управления — рулем 4. При этом приставка 7 или приставки 7 и 8 находятся в поднятом положении (фиг. 1 — 4). На лесосплавном рейде для транспортировки пучков судно подходит к пучку 22, и если он оказывается с борта судна или под углом к нему, оператор с пульта управления производит поворот рамы 6 опорно-поворотным устройством 5 для установки рамы 6 вдоль оси учка 22. Затем включается гндроцилиндр 24., и грузозахватный орган в виде рычага 23 с зацепами опускается на пучок и фиксируется на нем. Затем корпус 1 поворачивается опорно-поворотным устройством 5 до совпадения продольных осеи рамы 6 и корпуса 1 (Хп и Х) носом к пучку, и производится транспортировка пучка путем толкания, маневрируя рулем 4. При необходимости проведения резкого маневра с пучком, например разворота его почти на месте, оператор включает привод 29 опорно-поворотного устройства на поворот влево или вправо, определяя визуально необходимый угол псворота корпуса. Пучок разворачивается в нужном направлении относительно судна (фиг. 8, положение штриховой линией) . При этом составляющая силы тяги F iсудна обеспечивает быстрое совершение маневра. Затем корпус 1 возвращается в исходное положение, и производится дальнейшая транспортировк:-: пучка к месту назначения или установка

его в плот.

Использование предлагаемого судна с вариантом буксирного устройства в виде одной лебедки и направляющих для троса, При использовании судна 27 для букси— ровки секций плота (фиг. 7) заднюю Г-образную приставку 8 опускают. Буксирный трос 13 пропускают через направляющую 12 и фиксируют на буксирном объекте (секции плота) . Из рубки 25 оператор управляет движением судна 27 и объекта буксировки. 11ри

35 р0

50 совершении маневра из рубки 25 включают привод 29 опорно-поворотного устройства 5, и корпус 1 поворачивается на необходимый угол а относительно рамы 6 (фиг. 9, положение судна показано штрихованными линиями). Угол поворота определяется визуально.

При этом часть силы тяги Р в виде составляюШей Р используется на совершение маневра. Г-образная форма приставки 8 позволяет уменьшить продольный дифферент судна, создаваемый тягой, так как точка приложения усилия опущена.

Помимо описанных операций судно можно использовать для транспортировки несамоходных барж путем буксировки или толкания.

1. Судно, содержащее корпус с винтомоторным комплексом и дополнительным средством управления, выполненным в виде поворотной в горизонтальной плоскости приводной рамы, длина которой не превышает в транспортном положении длину корпуса и на которой установлено буксирное устройство, включающее в себя две консоли, каждая из которых выполнена по крайней мере из двух шарнирно соединенных между собой частей, отличаюи,ееся тем, что, с целью повышения эффективности работы, оно снабжено конечными выключателями, расположенными на корпусе по окружности, центр которой совпадает с геометрической осью поворота упом"-.Т-:óòoé рамы, на которой установлен; пор с возможностью его поочередного. взаимодействия с вышеуказанными ко»е яыми выключателями, при этом два выключателя расположены симметрично отно сительно диаметральной плоскости судна в плоскости, перпендикулярной последней и проходящей через указанную ось поворота ра-" мы, а остальные выключатели расположены попарно cHMìåòðê÷ío относительно диаметральной плоскости судна соответственно в носовой и кормовой частях корпуса в плоскостях, проходящих через ось поворота рамы и образующих между собой острый угол, причем продольные оси упомянутых консолей расположены в одной плоскости, проходящей через ось поворота рамы.

2. Судно по п. 1, отличающееся тем, что буксирное устройство выполнено по крайней мере с одной лебедкой и двумя направляющими для троса, установленными соответственно í-к,онцах первой и второй консолей.

3. Судно по п. 1, отличаюи(ееся тем., что буксирное устройство выполнено с грузозахватньил органом, закрепленным на конце одной из консолей.

1585262

1585262!

585262

1585262 р б

Соста вител ь О. Васильева

Редактор Т. Парфенова Техред А. Кравчук

Заказ 2300 Ти раж . 549 Подписное

ВНИИП(! Государственного комитета но изобретениям и открыл ням при ГКНТ СССР ! !3035, Москва, УК--35, Раушская наб., д. 4!5

Производственно-издательский комбинат «Патент», ". Ужгород, ул. Гагарина. !01

Судно Судно Судно Судно Судно Судно Судно Судно 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано для разогрева жидкого топлива, поступающего на тепловые электростанции в железнодорожных цистернах

Изобретение относится к вспомогательным операциям при разгрузочных работах и может быть использовано для восстановления сыпучести смерзшихся, например, в железнодорожных вагонах или других емкостях различных материалов, таких как уголь, руда, песок и пр

Изобретение относится к транспортированию и разгрузке загустевших жидкостей, например нефти и нефтепродуктов, и может быть использовано для опорожнения железнодорожных цистерн и других транспортных емкостей

Изобретение относится к области техники для перекачки жидких сред из емкостей

Изобретение относится к энергетическому хозяйству и может быть использовано для разогрева и слива вязких нефтепродуктов из железнодорожных цистерн

Изобретение относится к транспорту и может использоваться, например, при сливе мазута из железнодорожных цистерн

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к сооружениям, предназначенным для отогрева смерзшегося или загустевшего груза в вагонах перед их разгрузкой

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям, используемым для сплава леса

Изобретение относится к конструкции цистерн для транспортировки вязких типа мазута нефтепродуктов

Изобретение относится к технологии выполнения погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожном транспорте в зимнее время

Изобретение относится к разгрузке транспортных средств, преимущественно железнодорожных полувагонов со смерзшимся углем

Изобретение относится к транспорту и лесной промышленности

Изобретение относится к области погрузочно-разгрузочной техники и может быть применено при разгрузке из емкостей жидкостей, вязкость которых существенно зависит от температуры

Изобретение относится к механизации и интенсификации выгрузки смерзшихся или слежавшихся грузов из транспортных средств

Изобретение относится к лесной промышленности и может быть использовано при выгрузке древесины на лесных складах

Изобретение относится к лесной промышленности и может быть использовано при изготовлении многорядных плоских сплоточных единиц
Наверх