Зубчатая муфта а.п.попова

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения валов судовых установок. Цель изобретения - увеличение срока службы и нагрузочной и компенсирующей способностей. Муфта содержит обойму 1 с прямыми зубьями и втулку 3, зубья которой могут быть или прямыми, или бочкообразными. Зубья втулки и обоймы, расположенные в двух диаметральных зонах, смещены в осевом направлении на величину, определяемую математической зависимостью. Смещение зубьев обеспечивает равномерное распределение усилий между зубьями при работе с перекосами, что приводит к повышению срока службы. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ. СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) дц Г 16 Р 3/18

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4441519/31-27 (22) 15, 06. 88 (46) 23.08„90. Бюл. N 31 (71) Николаевский кораблестроительный институт им„ С.О.Макарова (72) А.П.Попов (53) 621.825.5(088.8) (56) Попов А.П. Зубчатые муфты в судовых агрегатах. — Л.: Судостроение, 1985, с. 36 (54) ЗУБЧАТАЯ МУФТА А.П.ПОПОВА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано дл ля соединения валов судовых устано2 вок. Цель изобретения — увеличение срока службы и нагрузочной и компенсирующей способностей. Муфта содержит обойму 1 с прямыми зубьями и втулку

3, зубья которой могут быть или прямыми или бочкообразными. Зубья втулУ ки и обоймы, расположенные в двух диаметральных зонах, смещены в осевом направлении на величину, определяемую математической зависимостью.

Смещение зубьев обеспечивает равномерное распределение усилий между зубьями при работе с перекосами, что приводит к повышению срока службы.

2 з.п„ф-лы, 8 ил. 1587243

Изобретение относится к машинос роению, в частности к судовому шиностроению.

Цель изобретения — увеличение сро5 а службы нагруэочной и компенсируюп1ей способностей„

На фиг. 1 изображена зубчатая муфта, общий вид; на фиг, 2 — сечение

М -А на фиг 1; на фиг. 3 — схема по- 10 ( ожения нагруженных зубьев втулки тносительно зубьев обоймы при переосе осей; на фиг. 4 — кривые расределения нормальных боковых зазоов и усилий между зубьями при переосе осей стандартной зубчатой муфы; на фиг. 5 — кривые распределеия нормальных боковых зазоров и силий между зубьями при перекосе сей предлагаемой зубчатой муфты; на иг. 6 — схема расположения зубьев а развороте длительного цилиндра тулки; на фиг 7 — то же, для обой) зубчатой муфты; на фиг. 8 — функональная зависимость максимальной макс агрузки (Р ) от коэффициента К.

Зубчатая муфта состоит из обоймы ,1 с приемными зубьями 2 и втулки 3 с бочкообразными. (или прямыми) зубьями 4. Ось 5 втулки 3 перекошена на угол 4 относительно оси 6 обоймы 1.

На фиг. 2 показано сечение А-А, которое изображает бочкообразный эуб 4 втулки 3, находящейся в среднем не,нагруженном положении по отношению к прямым зубьям 2 и 7 обоймы 1.

Зубья 4 втулки 3 и зубья 2 обоймы 1 смещены в осевом направлении в двух

:зонах их венцов, расположенных диаметрально противоположно с углом охвата каждой из них равным Т(/2. Оси симметрии данных зон смещения обоймы и втулки находятся во взаимно перпендикулярных плоскостях. Причем для пря,.мых зубьев обоймы 1 и втулки 3 величина осевого смещения зубьев 2 и 4 определяется иэ выражения Х = КЬ, а для бочкообразных зчбьев 4 втулки 3 иэ выражения Х = 2KR у,, где Х вЂ” величина смещения зубьев;

К вЂ” коэффициент, принятый (1/2;

Ь вЂ” длина прямых зубьев; — угол перекоса осей;

R — радиус бочкообразности зубьев втулки.

Положение нагруженных зубьев (пря- 55 мых) втулки 3 относительно зубьев обоймы 1 изображено на фиг. 3, где показано распределение зазоров между парами зубьев 8 и 9, 10 и 11, 12 и.

13, 14 и 15.

На фиг„ 4 изображено распределение нормальных боковых зазоров — кривая 16 и усилий - кривые 17 и 18 между зубьями при перекосе осей стандартной зубчатой муфты. На фиг. 5 изображено распределение нормальных боковых зазоров — кривая 19 и усилий — кривая 20 между зубьями при перекосе осей предлагаемой зубчатоЯ муфты. На развертке делительного цилиндра втулки 3 (фиг, 6) показано расположение секторов смещенных и несмещенных зубьев 21-24 и исходной оси 25 симметрии„ На развертке делительногс цилиндра обоймы 1 (фиг. 7) показано расположение секторов сме- щенных и несмещенных зубьев 26-29 и исходной оси 30 симметрии, При нагружении в условиях перекоса осей втулки стандартной зубчатой муфты вращательным моментом ее зубья, находящиеся в среднем ненагруженном положении относительно зубьев обоймы, сблизятся с последними. Первой в начальный помент времени войдет в контакт пара эубьев 8 и 9 (фиг. ) характеризуемая углом поворота = 0 (фиг. 4), а между остальными парами зубьев 10 и 11,, 12 и 13, 14 и 15 наблюдаются зазоры соответственно С, С и С, определяемые по формуле

С = (1 соя )

bv

У (1) при углах поворота = р, где q erg (cp, причем у =7 /2 (фиг, 3), У 3

Сопряженная пара зубьев 8 и 9 находится в плоскости, отстоящей от р плоскости перекоса осей на угол 1/2 +

+o(g где a(— угол зацепления.

В следующий момент. времени, т.е. после того, когда полностью выбран зазор между парой зубьев 8 и 9, эта пара начинает передавать вращательный момент от втулки к обойме.

Когда вследствие нагружения дефор,мация сопряженной пары зубьев 8 и 9 достигнет сначала величины С, пои том С и т.д, (фиг. 3), поочередно начинают входить в зацепление и передавать вращательный момент сопряженные пары зубьев 10 и 11, 12 и 13 и т.д., что характеризует в целом работу зубчатой муфты (фиг. 4),Б этом случае количество пар зубьев, участ1587243 вующих в передаче вращательного момента при перекосе осей, зависит от величины этого момента, угла переко са осей и других параметров зубчатой муфты. На фиг. 4 кривая 17 распределения усилий между зубьями характеризует участие всех зубьев в передаче вращательного момента, а кривая l8 — части из них в пределах дуги .охвата с параметрическим углом у.

Из анализа работы зубчатой муфты при перекосе осей, рассмотрения фиг 3 и 4, формулы (1) очевидно, что для выравнивания неравномерности распределения усилий между зубьями необходимо стремиться к уменьшению величин зазоров С,, С,. и т.д., Ч 7 которое способствует перераспределению усилий с максимально нагруженной пары зубьев 8 и 9 на менее нагруженные пары зубьев tO и tl 12 и 13 и т.д.

В предлагаемой зубчатой муфте зубья 8, 10, l2 и 14 втулки 3 смещены в осевом направлении относительно зубьев 9, 11, 13 и 15 обоймы на величину Х. При этом между парой зубьев 8 и 9 при смещении зуба 8 относительно зуба 9 на величину Х возникает зазор аЬ = Л S, при выборе которого остальные пары зубьев сбли зятся друг с другом (фиг, 3) на величину S, где а — толщина зуба; Ь длина зуба. Тогда распределение зазоров между зубьями в отличие от формулы (l) имеет вид

Х = К

Х=2К К, С /= (-- — HS) (1 — cosg) . (2)

Ьу

Из прямоугольного треугольника аЬс (фиг, 3) определяют аЬ = Ьс йщ.

Полагая при малых углах перекоса

tg Q,у, получают 4S = А при аЬ = d S и Ъ С = Х. Величину смещения зубьев Х выражают через длину зубьев в виде Х = КЬ.

С учетом выражения

С = - - (1 — 2К) (1 — со:y), (3)

4 2

Уравнение распределения нормальных боковых зазоров между бочкообразными зубьями втулки и прямыми зубьями обоймы имеет вид ,2

2

С = — - (1 — cos ср) . (4)

Тогда зависимость (3) при использовании выражения (4) имеет вид

С = — — (1 — 2К)(1 — cos cP). (5)

5 Р 2

Коэффициент К, как следует иэ формул (3) и (5), должен быть величиной положительной и, кроме того, меньшей или в крайнем случае равной 1/2. Нетрудно установить, что при К (1/2 между зубьями (фиг. 5, кривая 19) наблюдаются меньшие по величине зазоры, чем при К = 0 (фиг. 4).

При сборке зубчатой муфты следует из положения втулки 3 относительно обоймы 1 в соответствии с фиг. 6 и 7, причем ось 25 симметрии втулки 3 должна совпадать с осью 30 симметрии

20 обоймы 1, что в итоге приводит к резкому снижению неравномерности распределения усилий между зубьями, повышению срока службы, нагрузочной и компенсирующей способностей предла25 гаемой муфты.

Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я

t, Зубчатая муфта, содержащая

30 втулку с наружными зубьями и находящуюся с ней в зацеплении обойму с прямыми зубьями на внутренней поверхности, отличающаяся тем, что с целью увеличения срока службы, нагрузочной и компенсирующей способностей, зубья втулки и зубья обоймы, расположенные в двух диаметрально противоположных зонах с углом охвата каждой из них равным (7/2, смещены в осевом направлении, причем оси

40 симметрии зон смещения обоймы и втулки расположены во взаимно перпендикулярных плоскостях.

2. Муфта по п. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что величина смещения Х при выполнении зубьев втулки

45 прямыми определяется иэ выражения где К вЂ” коэффициент, выбранный из

50 соотношения 0,5 »0;

b — длина зубьев.

3. Муфта по и. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что величина смещения Х при выполнении зубьев втулки бочкообразными определяется из выра жения

1587243 где R - -радиус бочкообразности зубьев втулки; — угол перекоса осей втулки, и обоймы

1587243

158724:3

1 p z

1587243 (F < )„ro е

4г 478 О4 аХ

Rue. 8

Составитель Г.Абрамова

Редактор А.Мотыль Техред H.ÄHäûê Корректор Т,Палий

Заказ 2407 Тираж 539 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Зубчатая муфта а.п.попова Зубчатая муфта а.п.попова Зубчатая муфта а.п.попова Зубчатая муфта а.п.попова Зубчатая муфта а.п.попова Зубчатая муфта а.п.попова Зубчатая муфта а.п.попова 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для соединения валов машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения валов машин и механизмов в условиях радиальных смещений и динамических нагрузок

Изобретение относится к машиностроению , в частности, к устройствам для передачи крутящего момента, и может быть использовано, например, в судовом машиностроении

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для обеспечения настройки зубчатых муфт

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при производстве зубчатых венцов с модифицированными зубьями, преимущественно зубчатых втулок зубчатых муфт

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в приводах машине часто меняющимися режимами

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в силовых приводах при наличии монтажных и эксплуата,ционных погрешностей соединяемых валов

Изобретение относится к области машиностроения и м.б

Изобретение относится к зубчатой муфте, в частности к двойной зубчатой муфте для единиц рельсового подвижного состава

Изобретение относится к устройствам для соединения валов с передачей момента вращения между ведущим и ведомым валами с возможностью их угловых и радиальных смещений

Изобретение относится к машиностроению и предназначено предпочтительно для приводов барабанных мельниц

Изобретение относится к машиностроению, в частности к невыключаемым компенсирующим муфтам, и может быть использовано для соединения валов и других вращающихся элементов машин и механизмов в условиях динамических и реверсивных нагрузок

Изобретение относится к шарнирным устройствам винтовых героторных гидромашин и может быть использовано в винтовых забойных двигателях для бурения нефтяных и газовых скважин и в винтовых насосах для перекачивания жидкости из наклонных и горизонтальных скважин

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для приводов тяжелонагруженных машин, преимущественно прокатных станов, турбин, гребных винтов морских судов и других машин

Изобретение относится к области машиностроения, более конкретно к жестким компенсирующим муфтам, и предназначено для соединения валов с угловым и параллельным смещением осей, особенно в тяжелонагруженных передачах с повышенными углами перекоса соединяемых валов

Изобретение относится к области общего и транспортного машиностроения, в частности к зубчатым муфтам

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано при проектировании трансмиссий для передачи вращения в машинах разного назначения

Изобретение относится к машиностроению и может быть преимущественно использовано в силовых нереверсивных приводах машин различных отраслей промышленности
Наверх