Зубчатая муфта

 

Изобретение относится к области машиностроения и м.б. использовано в устройствах для соединения валов приводов прокатных станов. Цель - повышение нагрузочной способности путем выравнивания удельной нагрузки в зубчатом зацеплении муфты. В зубчатой муфте участки боковых поверхностей зубьев 5 втулок 4 в сечениях, касательных к основному цилиндру, очерчены радиусом, равным радиусу кривизны эвольвент в этих сечениях. Указанный участок расположен по обе стороны от среднего торцового сечения на длине, равной произведению радиуса кривизны этих эвольвент на пересечение с делительным цилиндром радиуса и синуса угла перекоса в каждом шарнире муфты. Радиус кривизны боковой поверхности зубьев втулок может быть выполнен в определенных пределах. Измененный профиль бочкообразной поверхности обеспечивает возможность , обкатки удлиненного зуба 5 втулок 4 во впадинах и по боковой поверхности зубьев обоймы с уменьшением изгибных и контактных напряжений по длине и высоте. 1 з. п. ф-лы, 6 ил. сл с

СО 03 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 D 3/18

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕН

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4079904/27 (22) 15.05.86 (46) 30.09.92, Бюл. М 36 (72) А. И, Робер. Б. С. Уткин, P. С. Соловьев, Э, Л. Айрапетов, С. А. Лагутин и В, И. Толока (53) 621.825.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

hh 1037714, кл. F 16 D 3/18, 1985. (54) ЗУБЧАТАЯ МУФТА (57) Изобретение относится к области машиностроения и м,б. использовано в устройствах для соединения валов приводов прокатных станов. Цель — повышение нагруэочной способности путем выравнивания удельной нагрузки s зубчатом зацеплении муфты. В зубчатой муфте участки боковых поверхностей зубьев 5 втулок 4 в сечениях, Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым соединениям, и может быть использована в приводах прокатного оборудования.

Цель изобретения — повышение нагруэочнай способности путем выравнивания удельной нагрузки в зубчатом зацеплении.

На фиг. 1 изображена зубчатая муфта, общий вид; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг, 1; на фиг. 3- разрез Б — Б на фиг.2; на фиг.4— узел I на фиг. 1; на фиг. 5 — узел II на фиг. 2; на фиг. 6 — узел III на фиг. 3.

Зубчатая муфта состоит из зубчатой обоймы 1 с внутренними эвольвентными зубьями 2, 3 и зубчатых втулок 4 с наружными эвольвентными бочкообразными зубьями 5. На торцах обоймы установлены узлы уплотнения 6. Внутренние эвольвентные зубья 2 и 3 обоймы 1 со стороны зубчатых венцов втулок 4 могут быть развернуты друг относительно друга на полшага для фикса Ы „1410611 А1 касательных к основному цилиндру, очерчены радиусом, равным радиусу кривизны эвольвент в этих сечениях, Указанный участок расположен по обе стороны от среднеI o торцового сечения на длине, равной произведению радиуса кривизны этих эвольвент на пересечение с делительным цилиндром радиуса и синуса угла перекоса в каждом шарнире муфты. Радиус кривизны боковой поверхности зубьев втулок может быть выполнен в определенных пределах.

Измененный профиль бочкообразной поверхности обеспечивает возможность об. катки удлиненного зуба 5 втулок 4 во впадинах и по боковой поверхности зубьев обоймы с уменьшением изгибных и контактных напряжений по длине и высоте. 1 з. и. ф-лы, 6 ил. ции обоймы 1 относительно втулок 4 при осевом смещении, Боковые поверхности 7 зубьев 5 в сечениях С-С и Д вЂ” Д, касательных к основному цилиндру, очерчены радиусом, равным радиусу кривизны эвольвент в этих сечениях на центральном рабочем участке 8 по обе стороны от среднего торцового сечения АА, на длине я, равной произведению радиуса кривизны рд этих эвольвент на пересечении с делительным цилиндром радиуса гд и синуса угла в перекоса в каждом шарнире муфты, на высоте геометрического перекрытия зубьев 5 втулок 4 зубьями 2 и 3 обоймы

1 (в зоне "Г).

Таким образом в зубчатом соединении обеспечивается беззазорность по боковым поверхностям 7 зубьев 5 втулок 4 и боковым поверхностям 9 зубьев 2 и 3 обоймы 1, охьатываемых общей нормалью "Н" и расположенных в области наибольших нагрузок симметрично плоскости "К", перпенцику1410611 лярной плоскости перекоса "П" при перекосе втулок 4, относительно кинематического центра шарнира "LU" в обойме 1 «а величину заданного угла со перекоса в каждом шарнире муфты на высоте Т" геометрического перекрытия зубьев 5 втулок 4 зубьями 2 и 3 обоймы 1. Для выполнения зубьев 5 втулок

4 требуемой по условиям прочности длины и выравниваний контактных напряжений по длине этих зубьев их боковые поверхности

7 за пределами расстояния l по обе стороны от среднего торцового сечения А-А по краям необходимо выполнять с плавным переходом or центрального рабочего участка 8 к участкам в виде дуги 10 с радиусом R> определяемым из соотношения

l0rg ln ад 1 (! в»+!Ь>):3!и ад(1)

Р где гд — радиус делительной окружности; ад — угол давления в точке эвольвенты среднего торцового сечения А — А зубьев 5 втулки 4 на делительном цилиндре, К1 — радиус кривизны прилегающих к торцам участков в виде дуги 10 боковой поверхности 7 зубьев 5 втулок 4;

Re — радиус кривизны окружности 11 впадин на крайних участках зубчатого венца втулок, выбранный из условия отсутствия интерференции зуборезного инструмента (фрезы) со ступицей втулки 4;

heт — высота ножки зуба втулки 4.

Эта зависимость означает, что за пределами центрального участка 8. в зоне которого происходит необходимое перекгшивание боковых поверхностей 7 зубьев 5 втулок 4 относительно боковых поверхностей 9 зубьев 2 и 3 обоймы 1 при передаче крутящего момента с втулки 4 на обойму 1 в условиях перекоса осей в каждом шарнире "Ш" на величину угла го, радиус кривизны Б! увеличен в сравнении с радиусом кривизны R=- рд на центральном участке не менее, чем в 10 раз, но не более радиуса кривизны, при которол1 возможна интерференция фрезы со ступицей втулки 4. Увеличение радиуса кривизны на крайних участках боковой поверхности 7 зубьев 5 втулок 4 позволяет сопоставить это увеличение нагрузок по краям зубьев 5 втулок 4, выравнять их величину вдоль контактной поверхности (в сравнении с серединой зуба). При изготовлении зубчатых муфт с применением освоенных промышленных способов нарезки бочкообразных зубьев путем обкатки зуборезного инструмента (фрезы) по расчетной линии смещения необходимо учитывать регламентируемое изменение радиусов кривизны, поскольку радиус кривизны боковой поверхности 7 зубьев 5 втулок 4 в произвольной по высоте точке ("П") зуба увеличен в сравнении с радиусом кривизны эвольвенты, принятой за базовую величину рд в силу своего постоянства, в относительных единицах на величи5 нуpn

sin a — sin an

s1n а1 (2)

2 Кп

Z sin ад sin ап

10 причем !од -это радиус кривизны R боковой поверхност!1 7 зубьев 5 втулок 4, равный радиусу кривизны эвольвенты на делительной окружности, и Rn — изменение радиуса кривизны в произвольной точке по высоте

15 эвольвенты, в долях по отношению к рд.

Указанное изменение величины радиусов кривизны (как показали исследования) не только обеспечивает заданну>о нагрузочную способность муфты, но и уменьшает

20 удельные нагрузки по высоте зубьев 5 втулок 4 и зубьев 2 «3 обоймы 1. Для выполнения зубьев 5 втулок 4 освоенными в промышленности методами при уменьшении удельных нагрузок по высоте зубьев, повышении производительности и упрощении процесса зубонарезания, зубьев втулок сгедует изготовлять с радиусами кривизны боковой поверхности в пределах от наименьшей величины

30 sin ад — sin ан мин =pae.ä +?ee.д >, .;„+ э>л ан

2 К»

Z sin ад sin а» ) до наибольшей величины

sin а„— з!и а, ! ма»с =pae.д +pee.д (. +

$!И Qe

2 Ко

Z sin aÄ sin a, ) где р а.д — радиус кривизны эвольвент среднего торцового сечения на пересечении с делительным цилиндром, а», ав — углы давления соответственно в нижней и верхней точках эвольвент зубьев в среднем торцовом сечении;

K>,,Ke — соотношение между высотой ножки и головки зубьев в среднем торцовом сечении и модулем зацепления;

Z — число зубьев муфты, Муфта работает следующим образом.

При монтаже муфты в зубчатом зацеплении между зубьями 2 обоймы 1 и зубьями

5 зубчатых втулок 4, в связи с наличием несоосности соединяемых валов, возникает угловой перекос и в зоне этих зубьев, охватываемых общей нормалью "Н" и расположенных в области наибольших нагрузок симметрично плоскости, перпендикулярной к плоскости перекоса, При передаче крутящего момента с одного вала на другой свя1410á11 эанная с ведущим валом зубчатая втулка 4 приводит в движение обойму 1 через внутренние эвольвентные зубья 2, с которыми конта ктируют э вол ь вен тн ые бочкообразныее зубья 5 зубчатых втулок 4, и затем через 5 другую зубчатую втулку 4 — на ведомый вал.

При вращении муфты зоны контакта зубьев

2 и 5 перемещаются в качательном режиме по боковой поверхности 7 зубьев 5 зубчатых втулок 4 (и по боковой поверхности 9 зубьев 10

2 и 3 обоймы 1), то есть происходит обкатка поверхности 7 по поверхности 9, так как боковые поверхности 7 зубьев 5 зубчатых . втулок 4 выполнены с радиусом кривизны в сечениях, касательных к основному цилин- 15 дру, равным радиусу кривизны эвольвент зубьев 5 зубчатых втулок 4 в этих сечениях по обе стороны от среднего торцового сечения А — А на длине I центральных рабочих участков 8. 20

Измененный профиль бочкообразной поверхности 7 обеспечивает возможность обкатки удлиненного зуба 5 втулок 4 во впадинах обоймы 1 по боковой поверхности зубьев 2 и 3 обоймы 1 на угол перекоса в с 25 уменьшением изгибных и контактных напряжений по длине и высоте зуба, Это уве-. личивает нагрузочную способность муфты и повышает ее износостойкость эа счет более рационального расположения контактной 30 эоны как по длине. так и по высоте зубьев, а также соответствующего уменьшения изгибных и контактных напряжений как по длине зубьев, так и по их высоте.

Формула изобретения

1. Зубчатая муфта, содержащая обойму с внутренними эвольвентными зубьями и входящие с ней в зацепление зубчатые втулка с наружными эвольвентными зубьями, 40 имеющими на боковых поверхностях рабочие участки в сечениях. касательных к основному цилиндру, очерченные радиусом, равным радиусу кривизны эвольвент в этих сечениях, отличающаяся тем. что, с целью повышения нагруэочной способности путем выравнивания удельной нагрузки в зубчатом зацеплении, прилегающие к торцам участки боковых поверхностей зубьев втулок в сечениях, касательных к основному цилиндру, имеют форму дуги, плавно сопряженной с центральным рабочим участком, расположенным по обе стороны от среднего торцового сечения на длине, равной произведению радиуса кривизны упомянутых эвольвент на пересечении с делительным цилиндром и синуса угла перекоса осей втулок, а радиус дуги прилегающих к торцам участков определяется от соотношения:

10rQsIn ад < R" (Rsn+hsr):sIn ag, где R4п — радиус кривизны окружности впадин на крайних участках зубчатого венца втулок;

1ъ„— высота ножки зуба втулки:

sin ад — синус угла давления в точке эвольвенты среднего торцового сечения на делительном цилиндре;

rQ — радиус делительной окружности.

2. Зубчатая муфта по и. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что радиус кривизны боковой поверхности зубьев втулок выполнен в пределах, sinai — sin aH

)Úâ.д +)Ъв.д

2 Кн

sin ад — sin ав, 2 К, sina, Z sin a„. sina, где p s> — радиус кривизны эвольвент среднего торцового сечения на пересечении с делительным цилиндром;

a>, a> — углы давления соответственно в нижней и верхней точках эвольвент зубьев в среднем торцовом сечении;

К>, Кв — соотношение между высотой ножки и головки зубьев в среднем торцовом сечении и модулем зацепления.

14)051)

ЧЪг.1

lgpg Q ,Л и

ДЯ. Я

1410611 рубаний

/77Ц7

Жl

GP гперрераптутая) е

Я тофргутп

Составитель М. Сухов

Редактор Е, Гиринская Техред М.Моргентал Корректор И: Муска

Заказ 4056 .. Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Зубчатая муфта Зубчатая муфта Зубчатая муфта Зубчатая муфта Зубчатая муфта Зубчатая муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области маошностроения и может быть использовано для передачи крутящего момента при колебаниях нагрузки и перекосах валов

Изобретение относится к машиностроению , в частности к судовому ма ,шиностроению, и является усовершенствованием изобретения по а.с

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для соединения валов машин и механизмов для передачи больших крутящих моментов с минимальной величиной свободного хода

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к устройствам для передачи крутящего момента, и м.б

Изобретение относится к области судового машиностроения и предназначено для соединения валов устройств и приводов

Изобретение относится к машиностроению , в частности к устройствам для передачи вращения

Изобретение относится к вентиляторостроению и позволяет уменьшить длительность и трудоемкость крепления втулок на валах рабочего колеса

Изобретение относится к зубчатой муфте, в частности к двойной зубчатой муфте для единиц рельсового подвижного состава

Изобретение относится к устройствам для соединения валов с передачей момента вращения между ведущим и ведомым валами с возможностью их угловых и радиальных смещений

Изобретение относится к машиностроению и предназначено предпочтительно для приводов барабанных мельниц

Изобретение относится к машиностроению, в частности к невыключаемым компенсирующим муфтам, и может быть использовано для соединения валов и других вращающихся элементов машин и механизмов в условиях динамических и реверсивных нагрузок

Изобретение относится к шарнирным устройствам винтовых героторных гидромашин и может быть использовано в винтовых забойных двигателях для бурения нефтяных и газовых скважин и в винтовых насосах для перекачивания жидкости из наклонных и горизонтальных скважин

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для приводов тяжелонагруженных машин, преимущественно прокатных станов, турбин, гребных винтов морских судов и других машин

Изобретение относится к области машиностроения, более конкретно к жестким компенсирующим муфтам, и предназначено для соединения валов с угловым и параллельным смещением осей, особенно в тяжелонагруженных передачах с повышенными углами перекоса соединяемых валов

Изобретение относится к области общего и транспортного машиностроения, в частности к зубчатым муфтам

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано при проектировании трансмиссий для передачи вращения в машинах разного назначения

Изобретение относится к машиностроению и может быть преимущественно использовано в силовых нереверсивных приводах машин различных отраслей промышленности
Наверх