Спортивный самолет

 

Изобретение относится к авиации и может быть применено в органах управления спортивно-пилотажных самолетов. Цель изобретения - повышение эффективности поперечного управления. Цель достигается тем, что аэродинамические компенсаторы 3 выполнены в виде треугольных пластин малого удлинения со стреловидностью передней кромки 14 Xn.k. = 50 - 65o. Конмпенсаторы 3 устанавливаются на нижней поверхности элерона 2 впереди оси его вращения. Площадь компенсатора определяется предлагаемым выражением. 4 ил.

Изобретение относится к авиации и может быть применено в органах управления спортивно-пилотажными самолетами. Цель изобретения повышение эффективности поперечного управления самолетом. На фиг.1 изображен вид самолета в плане; на фиг.2 сечение А-А на фиг.1; на фиг.3 вид сбоку; на фиг.4 вид спереди. Спортивный самолет имеет крыло 1 с расположенными на нем элеронами 2 с осью вращения а-а, на каждом из которых на концевых участках установлены неподвижные аэродинамические компенсаторы 3, выполненные в виде треугольных пластин малого удлинения, установленные на расстоянии от плоскости хорд крыла 1. На фюзеляже 4 установлено вертикальное оперение 5 с рулем направления 6, горизонтальное оперение 7 с рулем высоты 8, силовая установка 9, шасси 10 и ручки управления 11. Задняя кромка 12 компенсатора 3 находится впереди передней кромки 13 элерона 2. Компенсатор 3 имеет боковые стреловидные кромки 14 с углом стреловидности Xn.k. 50 65o и установлен на штанге 15. Площадь аэродинамического компенсатора определяется следующим соотношением: где Sком площадь аэродинамического компенсатора; Sэл площадь элерона; mш производная шарнирного момента элерона по углу его отклонения; эл угол отклонения элерона; mш производная шарнирного момента элерона по углу атаки; угол атаки самолета; bэл средняя аэродинамическая хорда элерона; P усилие на ручке управления;
lупр длина приведенного рычага;
q скоростной напор;
n количество компенсаторов;
lком расстояние от точки приложения силы на компенсаторе до оси вращения элерона;
Cdу ком производная подъемной силы компенсатора по углу его отклонения;
Cу ком производная подъемной силы компенсатора по углу атаки. Устройство работает следующим образом. В полете для осуществления крена вправо летчик отклоняет ручку управления 11 вправо, при этом правый элерон 2 отклоняется вверх, а левый вниз, вращаясь вокруг оси а-а. Одновременно с элеронами 2 отклоняются аэродинамические компенсаторы 3, жестко установленные на штанге 15 и расположенные впереди а-а. При отклонении элерона 2 вверх на нем возникает аэродинамическая сила, направленная вниз, которая создает шарнирный момент относительно оси а-а и препятствует отклонению элерона 2. Для преодоления этого момента летчик прикладывает усилие на ручку управления 11, тем большее, чем большая скорость полета и больший угол отклонения элерона 2. На аэродинамическом компенсаторе 3, отклоненном вместе с элероном 2, возникает аэродинамическая сила, которая создает момент относительно оси вращения а-а, но противоположного знака, шарнирному моменту элерона 2, тем самым уменьшая усилие на ручке 11, прикладываемое летчиком для создания крена. На боковых кромках 14 аэродинамических компенсаторов 3, при увеличении угла отклонения элерона 2 вместе с компенсатором 3 возникают вихри, которые увеличивают подъемную силу компенсаторов на больших углах отклонения элеронов 2. Выбором плеча и площади компенсатора 3 можно обеспечить заданное усилие на ручке управления.


Формула изобретения

Спортивный самолет, содержащий крыло с элеронами и аэродинамическими компенсаторами, выполненными в виде треугольных пластин малого удлинения и установленными на нижней поверхности элерона впереди оси его вращения, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности поперечного управления, стреловидность передней кромки компенсатора выполнена равной Хп.к 50 65o, а его площадь равна

где Sком площадь аэродинамического компенсатора;
Sэл площадь элерона;
mм производная шарнирного момента элерона по углу его отклонения;
эл угол отклонения элерона;
mш производная шарнирного момента элерона по углу атаки;
угол атаки самолета;
hэл средняя аэродинамическая хорда элерона;
Р усилие на ручке управления;
lупр длина приведенного рычага;
q скоростной напор;
n количество компенсаторов;
lком расстояние от точки приложения силы на компенсаторе до оси вращения элерона;
Cdу ком производная подъемной силы компенсатора по углу его отклонения;
Cу ком производная подъемной силы компенсатора по углу атаки.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 05.02.2002

Номер и год публикации бюллетеня: 15-2003

Извещение опубликовано: 27.05.2003        




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиации, а именно к закрылкам летательного аппарата
Самолет // 1515586

Изобретение относится к мотодельтапланам с балансирным управлением , позволяющим выполнять старт с ног
Наверх