Гидродинамический радиально-упорный подшипник скольжения

 

Изобретение относится к гидродинамическим радиально-упорным подшипникам скольжения с автоматическим накачиванием смазочного масла. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей. Гидродинамический подшипник 4 с автоматическим накачиванием имеет расположенный между двумя сегментами из накачивающий блок 11. Этот блок имеет на его обращенной к валу 1 вогнутой цилиндрической поверхности карманы накачивания в форме плоских углублений, в которые за счет гидродинамического эффекта через каналы из отстойника всасывается смазочное масло и за счет подпора на поперечных перемычках в конце карманов накачивания выжимается в циркуляционный контур. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

09) (11) (gg)g F 16 С 17/10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ПАТЕНТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (2i) 4203704/25-27 (22) 26. 11. 87 (31) 4746/86 (32) 27.11.86 (33) СН (46) 23,09.90. Бюл. ¹ 35 (71) ББЦ Браун Бовери АГ (СН) (72) Армии Фуст и Михайло Штарцевич (СН) (53) 621.822.5 (088.8) (56) Патент Швейцарии - 651362, кл. Р 16 С 33/10,опублик, 07.01.86. (54) ПДРОДИНАМИЧЕСКИЙ РАДИАПЬНОУПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к гидродинамическим радиально-упорным подшип.никам скольжения с автоматическим накачиванием смазочного масла. Цель изобретения — расширение функциональных возможностей. Гидродинамический подшипник 4 с автоматическим накачиванием имеет расположенный между двумя сегментами 13 накачивающий блок

11. Этот блок имеет на его обрашенной к валу 1 вогнутой цилиндрической поверхности карманы накачивания в Форме плоских углублений, в которые за счет гидродинамического эфФекта через каналы из отстойника всасывается смазочное масло и за счет подпора на поперечных перемычках в конце карманов накачивания выжимается в циркуляционный контур. 2 з.п. A-лы, 5 ил.

1595350

Изобретение относится к гидрадинамическим радиально-упорным подшипникам скольжения с автоматическим накачиванием смазочного масла.

Цель изобретения —. расширение функциональных возможностей, На фиг„ 1 показан подшипник, сбщий вид; на фиг, 2 — разрез A-А на фиг. 1; на фиг. 3 — накачивающий блок, нид сверху:„ на фиг, 4 — разрез

8-Б на фиг, 3; на фиг. 5 — прижимное устройство, Вал 1 генератора имеет буртик 2 с радиальной поверхностью 3 скольжения, охватываемой радиальным подшипником 4 скольжения, и с упорной поверхностью скольжения для двух осевых подшипников 5 скольжения, фиксирующих нал н продольном направлении.

Каждый из осевых подшипников 5 состоит из равномерно расположенных по окружности сегментов б,, установленных с возможностью откидынания на опорную поперечину 7, Радиальный подшипник 4 и два осевых подшипника 5 размещены в корпусе 8, состоящем из двух половин.

Бал 1 оснащен маслоразбрызгивающими дисками 9, которые в совокупности с лабиринтами 10 предотвращают выход смазочного масла из корпуса подшипника, В предлагаемом радиально-упорном подшипнике скольжения функции опоры и накачивания смазочного масла разделены, Для осуществления функции накачивания смазочного масла в зоны s.рения в подшипнике предусмотрен. накачивающий блок 11, установленный на внутренней стороне несущего кольца 12.

Два сегмента 13 радиального подшипника расположены с обеих сторон накачивающего блока 11 и установлены н несущем кольце 12 с возможностью откидынания, При вращении валя в

I направлении, обозначенном стрелкой (фиг. 2), за счет увлекаемого валом

1 из масляного отстойника смазочного масла создается обладающий несущей способностью гидрадинамический клин смазочной пленки между поверхностями скольжения вала и сегментами 13 подшипника.

Дна сегмента 13 подшипника достаточны для статически определенного положения вала. Для предохранения от подъема вала предусмотрен сегмент

14 радиального подшипника, установленный са стороны, противоположной накачинающему блоку. Для прижатия накачинающего блока 11 к валу служат прижимные устройства 15. Накачивающее действие накачивающего блока является настолько сильным, что масло через холодильник 16 смазочного масла, фильтр 17 смазочного масла

/ и трубное разветвление 18 выжимается в несущее кольцо 12, где оно через распределительные каналы 19 попадает в опорные поперечины 7 для осевых сегментов и через следующие каналы (не показаны) подается к отдельным сегментам радиального подшипника.

Накачивающий блок 11, расположен2О ный н масляном отстойнике с уровнем

20, всасывает масло через всасывающий завиток 21 са дна корпуса для того, чтобы в циркуляционный контур поступало лишь успокоенное, свободное

25 от воздуха масло. Подаваемое из накачивающего блока н циркуляционный контур масло собирается в сборном канале 22, откуда оно течет через трубопровод 23 смазочного масла к холодильнику 16.

Накачинающий блок 11 имеет три накачивающих сегмента 24, из которых каждый имеет канал 25 питания зазора накачивания, три всасывающих канала 26, проходящий через эти три всасывающих канала 26 распределительный канал 27 глубиной Б, карман 28 накачинания радиальной глубиной . t и сборный желобок с рядам сточных щ каналов 29, входящих в сборный канал

22, из которого масло через трубопровод 23 смазочного масла (фиг, 1) выжимается в циркуляционный контур.

Карманы 28 накачивания ограничены по45 перечными 30 и боковыми 31 перемычками, в значительной степени предупреждающими выход смазочного материала из карманов 28 накачивания. Канал

25 питания зазора накачивания открыт лишь в сторону, обозначенную стрелкой 32 потока, после чего, если смотреть в направлении втекания масла, к третьему всасывающему каналу 26 присоединен канал 25, поиеречное сечение которого в направлении втекания масла с целью соблюдения условий не5S прерывности потока после первого и второго всасывающего каналов 26 соответственно скачкообразно сужается

1595350

Ф о р м у л а

25 изобретения I Гидродинамический радиальноупорньп подшипник скольжения с автоматическим накачинанием смазочного масла к валу, содержащий нал с упорной х 0 цапфой, оснащенной радиальной и упорной поверхностями скольжения, по меньшей мере один накачивающий сегмент с внутренней поверхностью, ответной радиальной поверхности скольжения цапАы вала, установленныЙ с зазором накачивания относительно последней масляньп отстойник для приема и подачи смазочного масла за счет гидродинамического эффекта через

40 упомянутый зазор меньшего его количества непосредственно к поверхности скольжения и большего количества или н циркуляционный контур, образованный трубопроводом., холодильником и фильт45 ром, или В упомянутый ОтстОЙник, при этом каждый упомянутый накачивающнй сегмент оснащен одним карманом накачивания, одним каналом питания зазора накачивания для всасынания смазочного масла в карман накачивания и одним сборным каналом для вытекания масла из кармана накачивания, по меньшей мере два расположенных симметрично относительно плоскости, 55 проходящей через продольную ось вала и ось симметрии подшипника, радиаль ных сегмента с опорными поверхностями для радиальной поверхности скольжения цапфы вала, о т л и ч а ю щ и й(фиг, 3, проходящая ступенчато штри- ховая линия).

Масло,нтекающее со стороны втекания накачинающего сегмента накачинающего 11 блока через завиток 21 из масляного отстойника н канал 25 питания зазора накачивания, через всасывающие каналы 26 и распределительньп канал 27, всасывается вверх в карман 28 накачивания и увлекается рабочей понерхностю вала по длине кармана 28 накачивания. Вследствие сужения зазора между валом 1 и поперечной перемычкой 30 лишь малая часть масла увлекается далее валом, тогда как большая часть за счет подпора выжимается через сборный желобок в сточные каналы 29 и оттуда стрелками

33 потока (Аиг. 3) через сборный канал 22 выжимается в циркуляционный контур смазочного масла.

Через опорную тарелку 34 накачивающий блок 11 опирается на опорный шток 35. В накачивающем блоке имеются дна опорных места, в которых опорные тарелки 34 входят в цеконанные пло щадки 36. Опорный шток 35 проходит через отверстие 37 вниз в гидравлический усилительный элемент 38, н.вер ней части которого он -ввинчен с помощью. резьбы 39. Усилительный элемент имеет верхнюю 40 и нижнюю 4 1 пластины, гибко соединенные одна с другой с цомощью гоАрированной трубки 42 и таким образом образующие замкнутую камеру, которая через масляный напорный трубопровод 43 находится в проводящем соединении с циркуляционпым контуром смазочного масла.

Цапфа 44, соединенная с нижней пластиной 41, входит своим верхним концом в соединенную с верхней пластиной 40 втулку 45 и -тем самым центрирует обе пластины 40 и 41 одну относительно другой. Нижний конец цапфы 44 имеет продольное отверстие, в которое входит центрирующая цапфа

46, направляющая нижнюю пластину 41 и одновременно служащая в качестве упора для этой пластины. Она ввинчена в опорную пластину 47 и .зафиксирована с помощью гайки 48. Опорная пластина 47 закреплена распорными болтами 49 на несущем кольце . 12 и принимает в ее центре винтовую пружину 50, зажатую между опорной пластиной 47 и нижней пластиной 41.

Два круглых шнуровых кольца 5 1 на опорном штоке 3 5 уплотняют масля ныи отстойник относительно окружаюпеи атмосферы. 3а счет двух гаек 52 и

53 на распорных болтах 49 может регулироваться положение и удаление опорной пластины 47 от несущего кольца 12 подшипника и тем самым предварительное напряжение пружины 50, При работе давление накачивания масляного циркуляционного контура, действующее через трубопровод 43 в усилительном элементе 38, прижимает накачивающий блок 11 к валу 1 с си. ой, 15 пропорциональной давлению накачивания.

При остановке пружина 50 обеспечивает то, что накачивающий блок 11 удерживается у вала l, при этом она

20 приводит верхний конец цапАы 44 к прилеганию к верхней пластине 40 и за счет этого поднимает опорньп шток 35.

1595350 с я тем, что, с целью расширения функциональных .возможностей, подшипник дополнительно оснащен упругоподатливыми опорными элементами для установки накачивающих сегментов, выполненных в виде накачивающего блока, расположенного по оси симметрии подшипника между двумя радиальными се.гментами со стороны масляного отстой10 ника.

2 . Подшипник no n. 1, о т л и-. ч а ю шийся тем, что накачивающий блок выполнен в виде сегмента с цилиндрическими наружной и внутренней, ответной радиальной поверхности скольжения цапфы вала, поверхностями образованного тремя сопряженныУ ми сегментами накачивания, ограниченными между собой поперечными и по торцам блока боковыми перемычками, и снабжен сборными желобками и распределительными каналами, каждый из которых соединен с одной стороны 25 с соответствующим карманом накачивания, а с противоположной по направлению вращения вала — со сборным желобком, каждый канал питания зазора накачивания оснащен всасывающим кана- gp лом и всасывающим завитком для соединения с масляным отстойником и выполнен с боковыми поверхностями, одна из которых со стороны сборного желобка оснащена выступом, соединенным через всасывающие каналы с распределительными каналами, причем глубина распределительных каналов и сборных желобков больше глубины карманов накачивания„ 40

3. Подшипник по и. 1, о т л ич а ю шийся тем, что накачивающий

\ блок оснащен двумя опорными элементами, установленными с зазором друг относительно друга в окружном направ- 45 лении, каждый из которых снабжен опорным штоком, установленным в радиальном отверстии, выполненном в несущем кольце подшипника, оснащенным уплотняющим кольцевым упругим элементом с поперечным сечением в виде круга, опорной тарелкой, установленной на выполненной на наружной цилинд—, рической поверхности накачивающего блока цекованной площадке для опира-ния опорного штока, гидравлическим усилительным элементом, выполненным в . виде замкнутой камеры, образованной одной, расположенной со стороны наружной поверхности несущего кольца, и расположенной оппозитно ей второй пластинами, соединенными между собой гофрированной трубкой, напорным трубопроводом для масла, соединяющим циркуляционный контур смазочного масла с упомянутой камерой, втулкой с внутренней резьбой для опорного штока, жестко закрепленной на наружной поверхности первой из упомя- нутых пластин, жестко. закрепленной в отверстии, выполненном в центре второй из упомянутьгс пластин осью, часть которой расположена внутри камеры, а другая часть, расположенная с внешней стороны второй пластины, выполнена с продольным .отверстием, жестко закрепленной на внутренней поверхности первой пластины втулкой с внутренней направляющей поверхностью для упомянутой оси, опорной пластиной, жестко прикрепленной к наружной поверхности несущего кольца распорными болтами, каждый из которых оснащен двумя гайками для регулирования положения опорной пластины относительно несущего кольца, и выполненной с центральным углублением для винтовой пружины, установленной в сжатом состоянии межлу внутренней поверхностью углубления и наружной поверхностью второй пластины, центрирующей осью с гайкой, установленной в резьбовом отверстии, выполненном в центре. упомянутого углубления опорной пластины.

LN.

Ю

30 H 22 З1

27 30

_#_ юг.4

51

М

Ф2 фЯ

Фца.,5

Составитель Н.Долженкова

Редактор Н.Бобкова Техред M.Äèäûê К орректор . ончакона

Э .Л

За каз 2841 Гираж 534 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Гидродинамический радиально-упорный подшипник скольжения Гидродинамический радиально-упорный подшипник скольжения Гидродинамический радиально-упорный подшипник скольжения Гидродинамический радиально-упорный подшипник скольжения Гидродинамический радиально-упорный подшипник скольжения Гидродинамический радиально-упорный подшипник скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к опорам скольжения судовых электрических машин

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании опорно-упорных подшипников скольжения, предназначенных для работы в тяжелых условиях, например в качестве подшипников ротора паровой турбины, работающего при высоких нагрузках и частоте вращения, а кроме того, подверженного значительному нагреву

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения, испытывающих кроме радиальных нагрузок осевые перемещения и динамические нагрузки

Изобретение относится к устройству подшипника, в котором на пластине или на аналогичной поверхности двери, окна или подобной части конструкции закреплен подшипник, действующий как в осевом, так и в радиальном направлении, и на нем - ручка или другое воздействующее средство, поворачивающееся относительно пластины

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нефтехимической промышленности и холодильной технике

Изобретение относится к турбиностроению и предназначено для использования в подшипниках валопровода турбины

Изобретение относится к тяжелому машиностроению и может быть использовано в опорах скольжения, испытывающих большие радиальные статические и динамические нагрузки, а также незначительные осевые смещения и нагрузки взамен самоустанавливающихся подшипников катков, колес, роликов балансиров перемещения металлоконструкций: кран-балок, консольно-козловых, козловых и башенных кранов, а также большегрузных тележек

Изобретение относится к области вращающихся машин

Изобретение относится к подшипнику скольжения для стойки подвески четырехколесного автомобиля

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к опорам скольжения валов
Наверх