Способ управления однообмоточным двигателем колебательного движения

 

Изобретение относится к электротехнике, в частности к управлению электрическими машинами и может быть использовано при создании приводов компрессоров и насосов. Цель изобретения - повышение стабильности величины рабочего хода подвижной части двигателя. Способ управления однообмоточным двигателем колебательного движения заключается в том, что периодически изменяют полярность питающего напряжения. При этом в каждом полупериоде изменения питающего напряжения прерывают питание обмотки двигателя, после прекращения тока обмотки измеряют ЭДС на обмотке, фиксируют момент изменения ее знака и в этот момент включают питание обмотки напряжением противоположной полярности, затем измеряют производную от ЭДС на обмотке двигателя и интервал времени между этими моментами, перемножают измеренные величины между собой, сравнивают полученное произведение с его эталонным значением и поддерживают их равенство путем регулирования амплитуды питающего напряжения. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Ф

Э» (61) 1398063 (21) 4603749/24-0? (22) 09.11.88 (46) 23.10.90. Бюл. М 39 (72) В,С. Гершберг, С,И. Вольский, Т.С. Мишина, В.К. Федоров, О.С, Обертун и

И.P. Подзолов (53) 621.313.17(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1398063, кл. Н 02 P 7/62, 1987. (54) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ОДНООБМОТОЧНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ КОЛЕБАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к электротехнике, в частности к управлению электрическими машинами, и может быть использовано при создании приводов компрессоров и насосов. Цель изобретения — повышение стабильности величины рабочего хода

Изобретение относится к управлению электрическими машинами, в частности для безредукторного привода поршневых насосов и компрессоров и является усовершенствованием изобретения по авт. св. М

1398063.

Цель изобретения — повышение стабильности величины рабочего хода подвижной части двигателя.

На фиг. 1 приведена блок-схема устройства, реализующего способ; на фиг. 2 — временные диаграммы.

Способ управления однообмоточным двигателем колебательного движения за-ключается в том, что периодически изменяют полярность питающего напряжения, при этом в каждом попупериоде изменения пи„„ЯЦ ÄÄ 1601729 А2 (я) Н 02 Р 7/62, Н 02 К ЗЗ/02 подвижной части двигателя. Способ управления однообмоточным двигателем колебательного движения заключается в том, что периодически изменяют полярность питающего напряжения. При этом в каждом полупериоде изменения питающего напряжения прерывают питание обмотки двигателя, после прекращения тока обмотки измеряют

ЭДС на обмотке, фиксируют момент изменения ее знака и в этот момент включают питаwe обмотки напряжением противоположной полярности. Затем измеряют производную от ЭДС на обмотке двигателя и интервал времени между этими моментами, перемножают измеренные величины между собой, сравнивают полученное произведение с его эталонным значением и поддерживают их равенство путем регулирования амплитуды питающего напряжения, 2 ил. тающего напряжения прерывают питание обмотки двигателя, после прекращения тока обмотки измеряют ЭДС на обмотке, фиксируют момент изменения ее знака и в этот момент включают питание обмотки напряжением противоположной полярности, измеряют производную от ЭДС на обмотке двигателя и интервал времени между этими моментами, перемножают измеренные величины между собой, формируют сигнал, равный эталонному значению произведения указанных величин, сравнивают полученное произведение с эталонным и поддерживают их равенство путем регулирования амплитуды питающего напряжения. Переключение полярности напряжения питания двигателя в моменты достижения

1601729 снижения тока двигателя 1дв (интервал Л Т) закончен.

Поочередное формирование сигналов управления однофазным мостом (U> и 4) начинается по командам блока 13 в моменты изменения полярности ЭДС обмотки двигателя, которые соответствуют крайним положениям его подвижной части и фиксируются по изменению полярности сигнала на клеммах двигателя при отсутствии пита50 его подвижной частью крайних положений обеспечивает резонансный режим работы, а регулирование амплитуды питающего напряжения позволяет стабилизировать величину рабочего хода подвижной части 5 двигателя, что повышает КПД и стабильность рабочих характеристик систем в изменяющихся условиях работы.

Устройство для питания электродинамического двигателя привода колебатель- 10 н ых систем содержит perynÿ Toр 1 постоянного напряжения и подключенный к нему однофазный мост с ключевыми элементами 2 — 5 и шунтирующими диодами 6 — 9, к выходу которого подсоединена нагрузка — 15 электродинамический двигатель 10 с дифференцирующим звеном 11 и датчиком 12 по-! лярности напряжения íà его клеммах; выход

f которого через блок 13 управления подключен к управляющим входам формирователя 20

14 сигналов управления, дифференцирующего звена 11 и таймера 15, при этом выходы формирователя 14 соединены с ключевыми элементами 2 — 5 и входом обратной связи блока 13 управления, выходы 25 дифференцирующего звена 11 и таймера 15 подключены к входам перемножителя 16, Управляющий вход регулятора 1 соединен с выходам компаратора 17, входы которого подключены к выходам перемножителя 16 и 30 источника 18 эталонного напряжения.

Устройство работает следующим образом, Однофазный мост обеспечивает преобразование постоянного напряжения на вы- 35 ходе регулятора 1 в переменное прямоугольное с нулевой ступенью напряжение питания электродинамического двигателя 10 путем поочередного замыкания ключевых элементов 2 — 5 по сигналам Од и

UE, калиброванной длительности (Т), заведома меньшей половины периода собственных колебаний (То) автоколебательной системы возвратно-поступательного движения, с паузой между ними ЛТ + AK Длительность Т задается так, что до момента изменения направления движения подвижной части двигателя регулятор напряжения отсоединен от его клемм и переходный процесс ющего его напряжения (нулевая ступень). блоком 13 с помощью выходного сигнала 0д датчика 12 полярности. Выходной сигнал Uy блока 13, подаваемый на управляющие входы формирователя 14, дифференцирующего. звена 11 и таймера 15, имеет форму короткого импульса положительной или отрицательной полярности в зависимости от направления изменения полярности ЗДС обмотки двигателя и соответственно выходного сигнала Од датчика 12, повторяющего полярность сигнала на клеммах двигателя

Uq>. Полярность управляющего импульса Uy определяет один из двух выходов формирователя 14, на который поступает его сигнал, что исключает нарушение очередности замыкания ключевых элементов моста, Одновременно с сигналами управления однофазным мостом на выходе формирователя 14, независимо от полярности выходных импульсов блока 13, начинается формирование сигналов обратной связи Uoc калиброванной длительности (Г+,Й), в течение которой изменения полярности сигнала на клеммах двигателя блоком 13 не фиксируются. Интервал Л t должен выбираться из условия:

< оиин которое исключает влияние переходного процесса выключения двигателя на работу устройства и обеспечивает включение соответствующих ключевых элементов 2 — 5 моста при крайних положениях подвижной части двигателя, В эти моменты дифференцирующим звеном 11 и таймером 15 измеряются производная от ЭДС на обмотке двигателя и интервал времени между этими моментами, перемножителем 16 измеренные величины перемножаются между собой, компаратором 17 полученное произведение сравнивается с сигналом, равным эталонному значению произведения указанных величин, от источника 18 эталонного напряжения, и выходной сигнал компаратора поступает на управляющий вход регулятора

1 напряжения питания двигателя.

При формировании напряжения питания электродинамического двигателя, например, в интервале от 0 до Т /2 (фиг. 2) управляющим сигналом Ua формирователя

14 в течение времени Т открыты ключевые элементы 2 и 5, и регулятор 1 напряжения оказывается подключен соответствующей полярностью к клеммам двигателя 10. Под действием приложенного напряжения Опт

1601729 в обмотке двигателя протекает ток ice, который, взаимодействуя с магнитным полем возбуждения, создает электромагнитную силу, приводящую в движение подвижную часть двигателя.

В момент времени t1, соответствующий моменту окончания сигнала Ue, ключевые элементы 2 и 5 закрываются. Энергия, запасенная индуктивностью обмотки двигателя, в течение времени ЬТ переходного процесса его выключения (до момента t2) рекуперируется в пита|ощую цепь в виде спадающего тока fze через шунтирующие диоды 7 и 8.

Напряжение на клеммах двигателя (Unep) при этом дважды (в моменты t1 и t2 начала и окончания переходного процесса) меняет свою полярность. Сигналы об этом с датчика 12 полярности блоком 13 управления че фиксируются (импульсы U>, фиг. 2, показанные пунктирными линиями), поскольку последний блокирован сигналом обратной связи U«формирователя 14 до момента тз, перекрывающего время переходного процесса hT.

B момент времени t2 ток двигателя спадает до нуля, Поскольку подвижная часть двигателя продолжает движение в магнитном поле возбуждения, на интервале Л т он работает как генератор, полярность ЭДС обмотки которого е повторяется выходным сигналом датчика 12, а момент тл ее изменения, соответствующий крайнему положению подвижной части двигателя, фиксируется блоком 13.

Под воздействием импульса управления Оу в момент времени t4 на выходах формирователя 14 появляются сигнал Ue открытия ключевых элементов 3 и 4 и сигнал обратной связи U« 5 oK 13. Полярность подключения регулятора напряжения к клеммам двигателя оказывается противоположной и его подвижная часть начинает движение к другому крайнему положению.

Таким образом обеспечивается фиксация моментов достижения крайних положений подвижной частью электродинамического двигателя и подключение в эти моменты питающего напряжения к клеммам двигателя с поочередно изменяющейся полярностью.

Произведение измеренных в этот же момент t4 величин производной ат ЭДС на обмотке двигателя (em ) и интервала вре-! мени между началами соседних полупериадoâ питающего напряжения (То/2) поддерживается постоянным путем регулирования амплитуды питающего двигатель напряжения под воздействием выходного сигнала компаратора 17 на управляющий вход регулятора 1 постоянного напряжения.

Поддержание заданной величины указанного произведения при любых условиях работы позволяет стабилизировать на заданном уровне величину рабочего хода по5 движной части двигателя, которая в соответствии с математическим выражением закона электромагнитной индукции

Епi=Б I Vm оказывается пропорциональной этому пра10 изведению, определяясь соотношением

Ев Го То

S =2 — —: — En —, Bl 2тг 2

15 где Еп, — амплитуда ЭДС (движения) на обмотке двигателя, закон изменения которой во времени имеет вид: е =- Emslno)t, 20 а производная в момент изменения знака

ЭДС равна ее амплитуде

25 е1 =Етсозал гд = = Em

 — магнитная индукция в рабочем зазоре магнитной системы двигателя; — длина обмотки двигателя;

Vm=A cu — максимальная величина скорости подвижной части двигателя;

A=S/2 — амплитуда рабочего хода подвижной части двигателя; ж = 2тг/То — круговая частота собственных колебаний системы.

Регулирование амплитуды напряжения питания двигателя позволяет изменять амплитуду ЭДС на ега обмотке (Em) и поддерживать тем самым неизменными величины указанного произведения и рабочего. хода подвижной части двигателя.

Процесс формирования напряжения питания электродинамического двигателя в интервале времени от Т /2 до То аналогичен описанному, и далее все процессы в схеме периодически повторяются.

Предлагаемый способ управления повышает по сравнению с известным стабильность величины рабочего хада подвижной

50 части однообмоточнаго двигателя привода колебательных систем и способен обеспечить ее с требуемой точностью, повышая стабильность рабочих характеристик систем, благодаря поддержанию заданной величины произведения амплитуды ЭДС на его обмотке и длительности полупериода собственных колебаний системы в широком диапазоне изменений нагрузки, напряжения источника питания и условий окружающей среды.

1601729

Формула изобретения

Способ управления однообмоточным двигателем колебательного движения по авт. св. М 1398063, отличающийся 5 тем, что, с целью повышения стабильности величины рабочего хода подвижной части двигателя, измеряют производную от ЭДС на обмотке двигателя в моменты изменения знака ЭДС и интервал времени между этими моментами, перемножают измеренные величины между собой, сравнивают полученное произведение с его эталонным значением и поддерживают их равенство путем регулирования амплитуды питающего напряжения.

Способ управления однообмоточным двигателем колебательного движения Способ управления однообмоточным двигателем колебательного движения Способ управления однообмоточным двигателем колебательного движения Способ управления однообмоточным двигателем колебательного движения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для питания двухобмоточных реверсивных электрических двигателей возвратно-поступательного движения

Изобретение относится к электротехнике, а именно к управлению возвратно-поступательным движением линейных электродвигателей, в частности линейных мотор-подшипников

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах насосов промышленных и коммунальных систем водоснабжения

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления машинами ударного действия

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при создании колебательного электропривода

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в различных производственных механизмах с ограниченным диапазоном регулирования частоты вращения

Изобретение относится к электротехнике, к управлению электрическими машинами и может быть использовано в электроинструменте ударного действия

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в приводах инерционных накопителей энергии, устройствах для пуска генераторов, в приводах буровых установок

Изобретение относится к электротехнике и может быть использоваться в линейном электроприводе переменного тока

Изобретение относится к электромеханическим преобразователям колебательного движения

Изобретение относится к электромагнитным двигателям возвратнопоступательного движения и может быть использовано в качестве привода

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления машинами ударного действия

Изобретение относится к электрическим машинам и может быть использовано в прецизионных устройствах позиционирования

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве привода устройств с возвратно-поступательным движением

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к конструкции цилиндрических электродвигателей возвратно-поступательного движения

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве привода исполнительных механизмов в установках ударного и вибрационного действия

Изобретение относится к электрическим машинам, в частности, к линейным шаговым электродвигателям, которые находят широкое применение в дискретном электроприводе
Наверх