Способ определения износа цилиндрической детали

 

Изобретение относится к трибологии. Целью изобретения является повышение точности за счет более точного базирования измерительной системы, а также устранение влияния углублений на динамические свойства детали при ее эксплуатации, при одновременном предохранении их от коррозии. На торце детали выполняют три углубления в виде конусообразной лунки, клиновидной канавки и лунки с плоским дном. В углубления устанавливают три упора, на которых крепится с возможностью вращения кронштейн с измерительным щупом. Перемещают щуп по цилиндрической поверхности и по его смещению определяют износ. 1. з.п.ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

Л0„„ 1603234

А1 (51) 5

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

iK A BTOPCHOMY С8ИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4618620/25-28 (22) 12.12.88 (46) 30.10.90. Бюл. № 40 (71) Калининский филиал Государственного всесоюзного научно-исследовательского института ремонта и эксплуатации машиннотракторного парка (72) П. А. Нестеров и С. П. Нестеров (53) 620.178.16(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 275485, кл. G 01 N 3/56, 1968.

Изобретение относится к трибологии и может быть использовано в машиностроении для контроля состояния узлов. трения.

Целью изобретения является повышение точности за счет более точного базирования измерительной системы, а также устранение влияния углублений на динамические свойства детали при ее эксплуатации, при одновременном предохранении их от коррозии.

На фиг. 1 представлена схема расположения углублений на детали типа колесо, вид сверху; на .фиг. 2 — деталь типа колесо с установленным на ней кругломером, вид сбоку.

Способ осуществляют следующим образом.

На боковой нерабочей поверхности детали 1 равномерно по кругу через 120 фрезеруют три углубления в форме конусообразной лунки 2, клиновидной канавки 3 и площадки 4, при этом углубление 3 продоль(54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИЗНОСА

ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ДЕТАЛИ (57) Изобретение относится к трибологии.

Целью изобретения является повышение точности за счет более точного базирования измерительной системы, а также устранение влияния углубления на динамические свойства детали при ее эксплуатации, при одновременном предохранении их от коррозии. На торце детали выполняют три углубления в виде конусообразной лунки, клиновидной канавки и лунки с плоским дном. В углублений устанав..«вают три упора, на которых крепится с возможностью вращения кронштейн с измерительным щупом. Перемещают щуп по цилиндрической поверхности и по его смещению определяют износ. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. ной осью ориентируют на центр конусообразной лунки (2) (фиг. 1).

В качестве средства измерения используют кругломер, основой которого является лимб 5 с осью 6 и тремя неподвижными упорами 7, снабженными сферичекими наконечниками. По периметру лимба 5 нарезан зубчатый венец, а на его верхней плоскости нанесена угловая шкала. На оси 6 лимба установлен поворотный кронштейн 8 с плоской прозрачной пластиной 9, индикатором 10 часового типа и механизмом поворота, состоящим из маховичка 11 с валиком 12 и шестерни 13, входящей в зацепление с венцом лимба 5. На обеих сторонах пластины 9 напротив одна другой нанесены марки (штрихи).

Перед измерениями кругломер устанавливают на боковую поверхность детали 1, помещая сферические наконечники упоров 7 в углубления 2, 3 и 4, лишая тем самым кругломер всех шести степеней свободы. При

1603234 измерении, поворотом маховичка совмещают обе марки пластины 9 с очередным штрихом угловой шкалы лимба 5 и считывают показания индикатора 10. Измерения повторяют до тех пор, пока кронштейн 8 не совершит полный оборот. После изнашивания цилиндрической поверхности детали измерения повторяются и по их разности до и после изнашивания при каждом угле по шкале лимба находят износ.

Для предохранения углублений 2, 3 и 4 от 10 повреждений на них наносят антикоррозионное покрытие (например, микровосковое покрытие ИВВС вЂ” 706), которое при измерениях снимается с поверхности (например, смывается бензином) .

Дополнительно к этому в местах выполнения углублений 2, 3 и 4 выполняют вырезы, которые закрывают заподлицо с поверхностью детали крышками на винтах с потайными головками, при этом масса крышек с 20 винтами берется равной массе вынутого из детали материала.

Формула изобретения

1. Способ определения износа цилиндрической детали, заключающийся в том, что на детали с стороны ее торца размещают платформу, на которой устанавливают с возможностью вращения относительно оси, параллельной образующей детали, кронштейн с измерительным щупом, осуществляют перемещение щупа по цилиндрической поверхности детали путем вращения кронштейна и периодически измеряют радиальное смещение щупа, по которому определяют износ детали, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, на том же торце детали выполняют углубления, не лежащие на одной прямой, соответственно в виде конусообразной лунки, канавки клиновидного сечения, ось которой проходит через центр конусообразной лунки, и лунки с плоским дном, а размещение платформы на торце детали осуществляют с помощью трех упоров со сферическими наконечниками, которые устанавливают в углубления.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что, с целью устранения влияния углублений на динамические свойства детали при ее эксплуатации при одновременном предохранении от коррозии, углубления в период между измерениями покрывают антикоррозионным покрытием и герметически закрывают крышками, масса которых равна массе вынутого при создании углублений материала, причем крышки устанавливают заподлицо с поверхностью детали.

1603234

2 1

Составитель И. Солдатенков

Техред А. Кравчук Корректор Л. Бескид

Тираж 499 Подписное

Редактор Ю. Середа

Заказ 3378 э

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская на 6., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Способ определения износа цилиндрической детали Способ определения износа цилиндрической детали Способ определения износа цилиндрической детали 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытаниям на изнашивание и может быть использовано для оценки износостойкости гусеничных машин, применяемых в сельском хозяйстве, на транспорте, в геологоразведке и т.п

Изобретение относится к испытаниям материалов на изнашивание и может быть использовано для оценки износостойкости материалов применительно к сельскохозяйственной, землеройной, горнодобывающей и др

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для исследования энергопоглощения при трении

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к установкам для испытания образцов горных пород на трение

Изобретение относится к исследованию трибопроцессов в паре трения вал - втулка при нагрузке, вектор силы которой вращается вокруг оси вала

Изобретение относится к области контактной выносливости

Изобретение относится к способам контроля режима трения металлических поверхностей узла трения при смазке маслом с электропроводящими частицами

Изобретение относится к устройствам для испытания материалов в условиях взаимодействия колеса и рельса

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к триботехническим испытаниям материалов на задиростойкость

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх