Способ определения контурной площади контакта инструмента с обрабатываемым зубчатым колесом

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при исследовании взаимодействия инструмента с обрабатываемым зубчатым колесом. Цель изобретения - повышение достоверности процесса определения контурной площади за счет учета влияния переходной зоны контакта инструмента с обрабатываемой поверхностью зубьев колеса на контурную площадь. Обработку зубьев выполняют по частям: вначале обрабатывают участок зубчатого венца, соответствующий исследуемому положению инструмента и колеса. Затем выводят инструмент из зацепления и смещают его на величину пути обката в направлении рабочей подачи, после чего его повторно вводят в зацепление и обрабатывают следующую часть зубчатого венца. Такая совокупность операций позволяет исключить влияние переходной зоны и обработанной ранее поверхности на форму и размеры контурной площади контакта. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) Ш) и

1 У- (I ,i — p д(),, x A

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н Д BTGPCHGMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4468318/31-08 (22) 01.08.88 (46) 07.11.90, Бюл. № 41 (71) Институт сверхтвердых материалов

AH УССР и Производственное объединение Московский станкостроительный

tl завод (72) M.Ã.Сторчак, Г.Н.Севастьяненко, В.К.Ермолаев, Н. Т,Трушакин, Л.Л,Мишнаевский, В,Г,Тверской и С,В.Рябченко (53) 621.924.621.833(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 945750, кл. G 01 N 3/56, !980. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНТУРНОЙ

ПЛО1ЦАДИ КОНТАКТА ИНСТРУМЕНТА С ОБРАБАТЬ)ВАЕМО ЗУБЧАТЬМ КОЛЕСОМ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при исследовании взаимодействия инструмента с обрабатываемым зубчатым коИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано при исследовании взаимодействия инструмента с обрабатываемым зубчатым колесом, Цель изобретения — повышение достоверности процесса определения контурной площади эа счет учета влияния переходной эоны контакта инструмента с обрабатываемой поверхностью зубьев колеса на контурную площадь.

На чертеже дан фрагмент зубчатого колеса со следами обработки.

Известные ранее способы определения контурной площади контакта инструмента с обрабатываемым колесом предусматривают введение инструмента в зацепле(51) В 23 I" 5/06, G 01 N 3/56

2 лесом. Цель изобретения — повышение достоверности процесса определения контурной площади за счет учета влияния переходной зоны контакта инструмента с обрабатываемой поверхностью зубьев колеса на контурную площадь.

Обработку зубьев выполняют по частям! вначале обрабатывают участок зубчато-. го венца, соответствующий исследуемому положению инструмента и колеса. Затем выводят инструмент из зацепления и смещают его на величину пути обката в направлении рабочей подачи, после чего его повторно вводят в зацепление и обрабатывают следующую часть зубчатого венца. Такая совокупность операций позволяет исключить влияние переходной зоны и обработанной ранее поверхности на форму и размеры контурной площади контакта..l ил. ние с колесом и измерение полученного следа. Полученный след, например, при зубошлифовании тарельчатыми кругами имеет сегментную форму, размеры которого значительно превосходят реальную контурную площадку контакта, что обусловлено тем, что при определении площади контакта не учитывают наличие переходного участка (эоны резания) и обработанной ранее поверхности. Для того, чтобы учесть эти особенности процесса формообразования необходимо зубчатое колесо предварительно обработать на части ширины его зубчатого венца, соответствующей исследуемой фазе зацепления инструмента с колесом, 160452 выв ес ти их из зацепления, смес тить инструмент или колесо в направлении рабочей подачи на величину пути обката, повторно ввести в зацепление и

5 измерить площадь полученного следа.

Такая совокупность операций позволяет исключить влияние переходной зоны и обработанной ранее поверхности на фор.му и размеры контурной площади контак-10 та. Точное определение контурной площади контакта и формы площадки позво- . ляет оптимизировать процесс контактного взаимодействия инструмента с колесом. 15

Способ осуществляется следующим образом.

Зубчатое колесо (модулем 6 мм, числом зубьев 39, прямоэубое, шириной зубчатого венца 45 мм, из стали 40х, твердостью HRS 40...45) обрабатывают методом обката, например, на зубошлифовальном станке 5851 двумя тарельчаты-, ми кругами Т225. Скорость резания .27 м/с, продольная (рабочая) подача

400 мм/мин, число двойных качаний

64 дв,кач./мин, глубина шлифования

0,07 мм. Площадь контакта измеряют по полученному следу на специальной установке, включающей систему призм, ис-30 точник света и регис грирующее устрой= ство, позволяющей спроектировать изображение боковой эвольвентной поверхности зуба на плоскость.

Измеряемое зубчатое колесо. обраба-, тывают по всей высоте зуба на 10 мм от .торца и на 20 мм от торца на половине высоты эвольнентного профиля. При этом ось круга занимает положение I. Затем ! круг выводят из зацепления с колесом

9 4 и смещают его в направлении обката на величину пути обката So после чего круг повторно вводят в зацепление, при этом ось круга занимает положение

II и оставляет на боковой поверхности зуба след abc (заштриховано). При этом объем удаляемого материала уменьшается к оси круга и точка а круга, лежащая на оси, является профилирующей. Такая форма площади контакта является наиболее реальной и ее можно получить лишь с учетом переходной зоны от обработанной поверхности к необработанной, Формула изобретения

Способ определения контурной площади контакта инструмента с обрабатываемым зубчатым колесом, включающий обработку зубьев методом обката с рабочей подачей и измерение площади полученного следа в исследуемом положении инструмента и.колеса, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения достоверности процесса определения контурной площади за счет учета влияния переходной зоны контакта инструмента с.обрабатываемой поверхностью зубьев колеса на контурную площадь, обработку зубьев выполняют по частям, вначале обрабатывают участок зубчато.. го венца, соответствующий исследуемому положению инструмента и колеса, затем выводят инструмент из зацепления, смещают его на величину пути обката в направлении рабочей подачи и затем повторно вводят в зацепление и обрабатывают следующую часть зубчатого венца.

1604529

Составитель И.Кузнецова

Редактор И.Шулла Техред Л. Серд)окова Корректор О.Кравцова

3 аказ 34 18 Тираж 536 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Способ определения контурной площади контакта инструмента с обрабатываемым зубчатым колесом Способ определения контурной площади контакта инструмента с обрабатываемым зубчатым колесом Способ определения контурной площади контакта инструмента с обрабатываемым зубчатым колесом 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к трибологии

Изобретение относится к испытаниям на изнашивание и может быть использовано для оценки износостойкости гусеничных машин, применяемых в сельском хозяйстве, на транспорте, в геологоразведке и т.п

Изобретение относится к испытаниям материалов на изнашивание и может быть использовано для оценки износостойкости материалов применительно к сельскохозяйственной, землеройной, горнодобывающей и др

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для исследования энергопоглощения при трении

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к установкам для испытания образцов горных пород на трение

Изобретение относится к исследованию трибопроцессов в паре трения вал - втулка при нагрузке, вектор силы которой вращается вокруг оси вала

Изобретение относится к области контактной выносливости

Изобретение относится к способам контроля режима трения металлических поверхностей узла трения при смазке маслом с электропроводящими частицами

Изобретение относится к устройствам для испытания материалов в условиях взаимодействия колеса и рельса

Изобретение относится к станкостроению и, в частности, к обработке цилиндрических зубчатых колес с коррекцией их по профилю и длине зубьев

Изобретение относится к машиностроению , в частности к шлифованию зубча тых изделий тарельчатыми кругами.Цель изобретения - повышение производительрости и качества обработки за счет компенсации упругих деформаций системы СПИД в каждой файе обката

Изобретение относится к области машиностроения , в частности к обработке зубчатых колес на зубошлифовальных станках, работающих тарельчатыми или плоскими кругами методом обката в условиях едининичного деления, и позволяет повысить точность и производительность зубошлифования за счет выравнивания длительности контакта режущей плоскости шлифовального круга с обрабатываемой эвольвентной поверхностью , что обеспечивается непрерывным регулированием подачи в соответствии с положением точки контакта

Изобретение относится к области станкостроения, обработке прямозубых зубчатых колес

Изобретение относится к области металлообработки, зубошлифовальным станкам, работающим торцом круга
Наверх