Электропривод постоянного тока

 

Изобретение относится к электротехнике, а именно к автоматизированному электроприводу постоянного тока. Целью изобретения является повышение КПД. Электропривод содержит электродвигатель, якорная обмотка которого через усилитель 2 мощности подключена к источнику 4 питания. Задатчик 6 скорости через времязадающую цепь 7 соединен с входом усилителя 2. Датчик 3 тока через схему 8 защиты соединен с входом времязадающей цепи 7. Электропривод обеспечивает глубокое регулирование при постоянстве пульсаций тока якоря, это повышает его КПД. 1 ил.

союз советсних сощелистичесних

РЕСПУБЛИК

Р1)5 Н 02 P 5/16

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИзоБРЕТЕНИЯМ И 07HPblTHAlvl

ПРИ ГКНТ СССР (21) 461.1066/24-07 (22) . 31,. f0 ° 88 (46) 30.11.90. Бюп. Ф 44 (71) Институт электродинамики

АН УССР. (72) В,Б.. Павлов, В..А. Рычков, В.М;. Скиданов, О.Н. Юрченко и А.В. Андрияшев (53) 621.316. 718. 5(088.8) (56) Патент США. Р 4325011, кл. Н 02 Р 5/16, 1982.

Авторское .свидетельство СССР и 993426, кл. Н 02 P 5/06, 1983. (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА (57) Изобретение относится к электро„,SUÄÄ 1610587 A 1

2 технике, а именно к автоматизированному электроприводу постоянного тока.

Целью изобретения является повышение

КПД. Электропривод содержит электродвигатель, якорная обмотка которого через усилитель 2 мощности подключена к источнику 4 питания. Задатчик

6 скорости через времязадающую цепь 7 соединен с входом усилителя 2. Датчик

3 тока через схему 8 защиты соединен с входом времязадающей цепи 7. Электропривод обеспечивает глубокое регулирование при постоянстве пульсаций тока якоря, это повышает его

КПД. 1 ил.

1610587. Изобретение относится к электротехнике, а именно к автоматизированному электроприводу постоянного тока.

Цель изобретения — повышение КПД„

На чертеже приведена схема электропривода постоянного тока.

Злектропривод постоянного тока содержит электродвигатель, обмотка 1 якоря которого через усилитель 2 мощ- 10 ности и датчик 3 тока подключена к источнику 4 питания, обратный диод

5, шунтирующий обмотку 1 якоря и датчик 3 тока, задатчик 6 скорости, времязадающую цепь 7 и схему 8 защиты. Задатчик 6 скорости соединен с входом усилителя 2 мощности через времязадающую цепь 7. Вход схемы 8 защиты соединен с датчиком 3 тока, вход питания соединен с выводом пигания, а выход схемы 8 защиты соединен с входом времязадающей цепи 7.

Усилитель 2 мощности выполнен на тройном составном транзисторе, состоящем из транзисторов 9-11 и резисторах 12-14, Времязадающая цепь 7 выполнена на .конденсаторе t5 резисторах 16, 17. Схема 8 защиты выполнена на транзисторах 18-22, резисторах 23-31, конденсаторе 32, диоде

33 и стабилитроне 34. Задатчик 6 скорости выполнен в виде потенциометра,, источник 4 питания — в виде аккумуляторной батареи..

Электропривод работает следующим образом.

В исходном состоянии,при подаче питания скользящий контакт потенцио." метра 6 находится в нижнем по схеме положении, транзисторы 9-11 и 18, 20„40

22 закрыты. Транзисторы 19 и 21 защиты открьггы, конденсатор 32. заряжается по цепи: положительный полюс аккумуляторной батареи 4 — резистор 25 конденсатор 32 — переход база-эмит45 тер транзистора 21 — резистор . 28 - датчик 3 тока — отрицательный полюс аккумуляторной батареи 4.

При перемещении подвижного контакта потенциометра 6 вверх начинается..: заряд конденсатора 15.

Конденсатор 15 заряжается до тех

:лор, пока его напряжение не станет равным напряжению база-эмиттер транзистора 9, .который открывается, в результате чего последовательно открываются транзисторы 10 и 11 — на электродвигатель подается напряжение

l источника 4 питания. Затем происхо- дит обратный перезаряд конденсатора

15 и транзистор 9 запирается, что приводит к запиранию транзисторов

10 и 11. Подача импульса напряжения на электродвигатель прекращается.

Транзистор 9 не открывается сразу после прекращения импульса, так как накопленная в конденсаторе 15 энергия не позволяет напряжению базаэмиттер этого транзистора достичь величины напряжения отпирания.

Если ЭДС двигателя, имеющая противоположное направление, меньше начального потенциала, установленного подвижным контактом потенциометра

9, на величину, достаточную для подачи с конденсатора 15 отпирающего напряжения база-эмиттер на транзистор 9, то снова начинается подача импульса в нагрузку. Таким образом осуществляется широтно-импульсное ре" гулироваиие скорости электродвигателя, ток которого в паузе замыкается по цепи обратного диода 5.

Если величина тока электродвигателя не превысит величины тока уставки датчика 3 тока, то схема 8 защиты не влияет на работу схемы. При достижении величины тока уставки и. определенного порога напряжения на датчике 3 тока транзистор 19 запирается, открывая транзистор 20, после чего запирается транзистор 21, так как к переходу база-эмиттер этого транзистора приложено отрицательное напряжение конденсатора 32 через открытый транзистор 20.

Одновременно с запнранием транзистора 19 открывается транзистор

18, поддерживая транзистор 19 в зайертом состоянии. После запирания транзистора 21 отпирается блокирую щий транзистор 22, в результате чего база транзистора 9 соединяется. с минусом аккумуляторной батареи 4, что соответствует крайнему нижнему положению движка потенциометра 6, и транзистор 9 запирается, после чего запирается и силовой транзистор 11.

Ток в цепи электродвигателя уменьшается, что вызывает снижение. уровня напряжения на датчике 3 тока и, в свою очередь, открытие транзистора 19 и запирание транзистора 18, но до конца перезаряда конденсатора 32 транзистор 20.остается в открытом состоянии под воздействием базового тока, Транзистор 22 до окончания перезаряда конденсатора 32 остается отФормула изобретения

Составитель Ю. Воробьев

Техр ед М.Дндь к Корр ектор С ° leP ни

Редактор А. Маковская

Заказ 3744 Тираж 457 Под пи с ное

РЧИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101

5 16 крытым, удерживая составной транзистор в запертом состоянии.

После завершения перезаряда конденсатора 32 происходит отпирание транзистора 21 и запирание транзисторов 20 и 22, что вызывает открытие транзистора. 11.. После отпирания транзистора 21 конденсатор 32 перезаряжается., что приводит схему 8 защиты в исходное состояние. Если ток нагрузки не снизился до величины, меньшей порога токоограничения, процессы в схеме 8 защиты и в силовой схеме повторяются. После снижения тока электродвигателя ниже величины тока уставки устройство вновь переходит в режим широтно-импульсной модуляции.

Ограничение тока нагрузки в устройство можно осуществлять.в широких пределах, варьируя параметрами схемы.8 защиты, что позволяет использовать предлагаемое изобретение в электроприводе с высокой кратностью.пусковых.и рабочих токов.

1058 7 б

Таким образом, электропривод обеспечивает глубокое регулирование при постоянстве пульсаций тока якоря, что повьппает КПД электропривода.

Электропривод постоянного тока, содержащий электродвигатель, обмотка якоря которого через усилитель мощности и датчик тока подключена к выводам источника питания, обратный диод, шунтирующий обмотку якоря

15 и датчик тока, задатчик скорости, отличающийся тем, что, с целью повышения КПД в него введе- ны времяэадающая. цепь и. схема защи- . ты, при этом задатчик скорости сое20 динен с входом усилителя мощности через времязадающую цепь, вход схемы защиты соединен с датчиком тока, вход питания соединен с. выводом источника питания, а выход схемы защн25 ты соединен с входом времязадающей цепи.

Электропривод постоянного тока Электропривод постоянного тока Электропривод постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования частоты вращения многодвигательных электроприводов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в цифровых системах автоматического управления электроприводом постоянного тока с широтно-импульсными преобразователями

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в реверсивных электроприводах постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электроприводам с полупроводниковыми преобразователями

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для сервоприводов подвижных объектов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в тяговых электроприводах

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводе постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в автоматизированном электроприводе с двигателями последовательного возбуждения

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для привода различных механизмов с питанием от однофазной сети переменного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам транспортных средств, питающихся от сети постоянного тока

Изобретение относится к устройствам для регулирования и стабилизации скорости электродвигателей постоянного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам постоянного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве тягового электропривода в электроподвижном составе метрополитена и наземных железных дорог

Изобретение относится к области электротехники, а именно к вентильным электроприводам с обратной связью по ЭДС

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в маломощных приводах различных механизмов, требующих регулирования скорости вращения вниз от номинальной скорости
Наверх