Опора скольжения

 

Изобретение относится к машиностроению. Целью изобретения является повышение жесткости и надежности, обеспечение работоспособности при изменении направления вектора нагрузки. Опора скольжения содержит корпус с расточкой под вал и размещенный в ней вал с камерами. Камеры образованы аксиальными и периферийными участками уплотнителя. Вершины упругих выступов уплотнителя на периферийных участках периметра смещены от их центральной оси сечения в сторону камер. При вращении вала смазка попадает в камеру на периферийных участах уплотнителя, преодолевая пологий подъем профиля уплотнителя, а при выходе из камеры крутой подъем профиля уплотнителя, т.е. испытывая при этом больше сопротивление, за счет чего и создается повышенное давление в камерах. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

С0О3 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК (19) (И) А1 (у) F 16 С 27/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОЧНРЪГГИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4302724/25-27 (22) 31. 08. 87, (46) 07,12.90. Бюл. )1 45 (72) В.Б.Овандер и А.А.Печерский (53) 621.822.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

8- 1064"63, кл. F 16 С 32/06, 1983, (54) ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению. Целью изобретения является повышение жесткости и надежности, обеспечение работоспособности при изменении направления вектора нагрузки. Опора скольжения содержит корпус с расточкой под вал и раэмеИзобретение относится к машиностроению.

Цель изобретения — повышение жесткости и надежности и обеспечение работоспособности при изменении направления вектора нагрузки.

На фиг.1 представлен подшипник скольжения; на фиг.2 — сечение А-А на фиг.1; на фиг.3 и 4 — сечение

Б-Б на фиг. 1.

Подшипник скольжения содержит корпус 1 с расточкой диаметром D„ внутри которого находится вал 2 с уплотнителем 3 в виде упругих выступов с аксиальными 4 и периферийными 5 участками периметра камер 6.

Упругие выступы уплотнителя 3 на поверхности вала 2 могут быть выполнены как в виде привулканизированного или приклеенного резинового

2 щенный в ней вал с камерами. Камеры образованы аксиальными и периферийными участками уплотнителя. Вершины упругих выступов уплотнителя на периферийных участках периметра смещены от их центральной оси сечения в сторону камер. При вращении вала смазка попадает в камеру на периферийных участках уплотнителя, преодолевая пологий подъем профиля уплотнителя, а при выходе из камеры. крутой подъем профиля уплотнителя, т.е. испытывая при этом большее сопротивление, эа счет чего и создается повышенное давление н камерах. 1 з.п. ф-лы, 4 ил. слоя (фиг. 3), так и в виде приваренных металлических тонкостенных трубок или пластин, либо выштамповок . на оболочке, надетой на вал (фиг.4).

На периферийных участках 5 периметра вершины 7 упругих выступов 3 могут быть смещены от их центральной оси сечения в сторону камер 6 на величину 1 (фиг.3 и 4).

На вал 2 действует нагрузка с вектором N эа счет того, что диаметр вала 4 по упругим выступам унлотнителя меньttte диаметр» расточки 1) в ненагруженкой часчи периметра подшипника с тыльной стороны вектора нагр эки N.

Между уплотнитолем 3 и расточкой корпуса 1 имеется зазор g, соединяющий камеры 6 с полостью расточки корпуса, заполненной жидкой смазкой.

1612133

Устройство работает следующим образом.

При отсутствии движения вала нагруженные камеры, на которые направлен вектор N, находятся под цавлением смазки. Давление возникает благодаря тому, что сближение вала с корпусом приводит к сжатию выступов уплотнители и уменьшению объема камер 6. 10 . При этом, учитывая малую площадь выступов по сравнению с площадью камер, основная нагрузка воспринимается слоем смазки, и силы трения в подшипнике минимальны. l5

Поворот вектора N не влияет на работу подшипника, так как при этом аналогично нагружаются лишь соседние камеры.

При вращении вала камсры 6 пере- 20 мещаются из нагруженной эоны (под вектором N) в ненагруженную зону периметра подшипника. При этом по мере увеличения зазора между валом и расточкой корпуса упругие выступы уплот- 25 нителя восстанавливают свою исходную высоту и объем камер 6 увелччивается. Увеличение объема камер 6 сопровождается снижением давления находящейся в них смазки и заполне- 30 нием их дополнительным объемом смазки, компенсирующим утечки по уплотнителю, возникающие при пребывании камер в нагруженной зоне. Таким образом, подшипник работает как шиберный ротационный насос в режиме запертой напорной линии, когда его расход идет только на компенсации утечек и сжимаемости жидко"ти. Смещение вершин 7 упругих выступов относительно щ их центральной оси сечения на периферийных участках 5 периметра уплот- нителя обеспечивает уплотнителю насосный эффект, подкачивающий смазывающую жипкость в камеры 6 в процессе их скольжения по поверхности корпуса. Благодаря этому давление в камерах б возрастает при меньшем сжатии уплотнителя и снижается просадка вала под нагрузкой, т.е, увеличивается жесткость подшипника.

Вариант выступа 3 типа резинового слоя (фиг.3) обеспечивает подшипнику наибольшую простоту конструкции. Вариант выступов из металла (фиг.4) обладает повышенной стойкостью к перегрузкам, так как исключает раздавливание уплотнителя 3.

Технико-экономическая эффективность изобретения по сравнению с известной опорой заключается в: существенном (на 10-50 ) упрощении и удешевлении конструкции за счет ликвидации подводящих смазку каналов в корпусе и канавок для размещения уплотнителя на поверхности вала; резком расширении области применения за счет обеспечения работоспособности при повороте вектора нагрузки; повьппении в несколъко раз надежности за счет исключения быстрого износа уплотнителей от трения по кромкам отверстий каналов в корпусе; повышении в 1,5-3 раза жесткости подшипника, т.е. снижении просадки вала под нагрузкой, достигаемой как увеличением жесткости уплотнителя, так и насосным эффектом в нем.

Формула и з о б р е т е н и я

1.Опора скольжения, содержащая корпус с расточкой под вал и размещенный в ней вал с камерами, образованными аксиальными и периферийными участками уплотнптеля, о т л и ч а— ю щ а я с я тем, что, с целью повышения жесткости и надежности, а также обеспечения работоспособности при изменении направления вектора нагрузки, вершины упругих выступов уплотнителя на периферийных участках периметра смещены от их центральной оси сечения в сторону камер, 2.Опора по п.1, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что выступы уплотнителя выполнены в виде выштамповок.на оболочке, установленной на валу.

1612133

1612133

Составитель Т,Хромова

Редактор В.Бугренкова Техред Л.Олийнык Корректор С,Черни

I Заказ 3823 Тираж 526 Подписное

ВНЙИПИ Государственного комитета. по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул. Гагарина, 101

Опора скольжения Опора скольжения Опора скольжения Опора скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, а именно к лепестковым газодинамическим подшипникам, и может быть использовано в качестве опор турбомашин и агрегатов

Изобретение относится к высокооборотным турбомашинам с газовыми подшипниками

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорах турбомашин

Изобретение относится к приборостроению , а именно к опорам скольжения , и может быть использовано в точных приборах, а также в механических системах радиоэлектроннной аппаратуры
Изобретение относится к гидроэнергетике, теплоэнергетике и машиностроению и может быть использовано при создании опор скольжения мощных гидро- и теплоагрегатов ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и АЭС

Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам скольжения с жидкостной и газовой смазкой, используемым для осевой и радиальной подсветок роторов высокоскоростных турбомашин различного назначения, например турбохолодильников, турбодетандеров, турбокомпрессоров, турбонагнетателей, турбогенераторов, турбонасосов

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к конструкциям ракетно-артиллерийского вооружения

Изобретение относится к машиностроению и касается создания подшипников скольжения, имеющих жесткие наружные и внутренние детали с эластичным материалом между ними

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипникам скольжения с керамическими парами трения, и может быть использовано в узлах трения, предназначенных для работы в абразивосодержащих, агрессивных средах в широком диапазоне температур и давлений

Изобретение относится к опорным подшипникам и в особенности к средствам предотвращения перекосов для гидродинамического воздушного подшипника

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении упругодемпфирующих подшипников скольжения

Изобретение относится к устройству подшипника, в котором на пластине или на аналогичной поверхности двери, окна или подобной части конструкции закреплен подшипник, действующий как в осевом, так и в радиальном направлении, и на нем - ручка или другое воздействующее средство, поворачивающееся относительно пластины

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к радиальным лепестковым газодинамическим подшипникам, и может быть использовано в радиальных опорах с газовой смазкой
Наверх