Способ оценки моторной асимметрии рук

 

Изобретение предназначено для исследования координационных сзойств движения рук человека Об асимметрии рук судят по числу совершенных оборотов, выпотняемых каждой рукой в отдельности и обейvи руками одновременно за определенное заданное время с учетом времени реверса Длч повы шения точности оценки и информативности исследования тестируемый выполняет пять заданий вращательные движения с максимальной скоростью кистью или предплечья правой руки в одну сторону, а потом в дру гую сторону с максимальной скоростью реверса, тачие же движения левой рукой, одновременное вращение обеими руками в одну, а затем в другую сторону, враща тельные движения обеими руками в одну, а затем в другую сторону, но при скорости движения правой руки в два раза меньше левой Пятое задание повторяет четвертое, но вращательные движения тевой рукой долж ны выполняться в два раза медленнее Пс полученным данным (число совершенный оборотов, время реверса) подсчитывают ко эффициенты координации отдельного движения рук, перекрестной бимануальной коор динации и усложненной перекрестной бима нуальной координации По ним определяют коэффициент моторной асимметрии У5

ССИОЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 А 61 В 5 16

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗСБРЕТЕНИЯЧ И ОТКРЫТИЯМ

П - и ГКНТ СССР (21) 4234437/14 (22) 24.04.87 (46) 23.0!.91. Бюл. № 3 (7i ) Литовский государстве;,íûé институт физнческои культуры (72) Б. H. Гутник, A. H. Мноошниченко и И. И.. Скирюс (53) 615.475 (088.8) (56) Ряузов 10. А. Теория и практика физической культуры. !962, № 5, с. 37 — 40.

{54) СПОСОБ ОЦЕНКИ МОТОРНОЙ

АСИММЕТРИИ РУК (57) Изобретение предназначено для исследования координационных сзойств движения рук человека. Об асимметрии рук судят по числу совершенных оборотов. выполняемых каждой рукой в отдельности и обеими руками одновременно за определенное заданное время с учетом времени реверса. Для повышения точности оценки и информативности

Изобретение относится к медицине, в частности спортивной, и может быть использовано для оценки моторной асимметрии рук спортсменов, волейболистов и др., для которых необходима равноценная координация обеих рук.

Целью изобретения является повышение точности оценки за счет изменения направле ия вращения, определяют для каждой руки время реверса, после чего определяют уровень координационных возможностей.

Способ осуществляют с помощью прибора. при этом по загоранию стрелки, которая одновременно является и сигнальным стимулом, необходимо вращать рукоятку с максимальным темпом в обозначенном ею направлении. Спустя определенное время

„„Я0„„1621881

2 исследования тестируемый выполняет пять заданий: вращательные движения с максимальной скоростью кистью или предплечья правой руки в одну сторону, а потом в другую сторону с максимальной скоростью реверса; такие же движения левой рукой; одновременное вращение обеими руками в одну, а затем в другую сторону; вращательные движения обеими руками в одну. а затем в другую сторону, но при скорости движения правой руки в два раза меньше левой. Пятое задание повторяет четвертое, но вращательные движен :я левой рукой должны выполняться в два раза медленнее.

Пс полученным данным (число совершенныМ оборотов, время реверса) подсчитывают коэффициенты координации отдельного движения рук, перекрестной бимануальной координации и усложненной перекрестной бимануальной координации. По ним определяют коэффициент моторной асимметрии рук. (т), в данном случае равное 30 с, ориентация стрелки меняется в противоположном направлении, испытуемому необходимо возможно быстрее изменить направление вращения и продолжать вращать рукоятку, не снижая темпа, в противоположную сторону до выключения стрелки, что также соответствует времени т. При этом фиксируют число оборотов, выполненных в одну сторону (за время т), а также в другом направлении за тот же промежуток времени: соответственно приняв за исходное направление вращения против часовой стрелки ().

Кроме того, фиксируют время реверса (Т) от момента появления новой ориентации стрелки, до момента начала моторной реdhции вращения в противоположную сторону.

Iб2 з

Координацию работы руки оценивают по формуле

К= — —, где К вЂ” коэффициент координации, выраженный в условных единицах; и, и — количество оборотов в соответствующие стороны вращения за время т в каждую сторону (в данном случае этот период составляет 30 с);

Т вЂ” время реверса, выраженное в миллисекундах.

В целях упрощения приведенных формул количество оборотов и время реверса, выполненных правой рукой обозначается как

П, П, Т,, а левой соответственно Л, Л, Т .

Исследование проводится в строгой последовательности по пяти основным схемам (ситуациям).

Б первой ситуации испытуемый работает только левой рукой, во второй ситуации— только правой. Таким образом первая и вторая ситуации простейшие, мономануальные.

Уровень координации в первой ситуации опЛ Л ределяется, как Кл1 = -, а во второй—

Тл!

112 2

KD2—

Tn ."

Л4 Л4

Кл4 =

Тл 4

1881

4 ния. Бремя работы как в одну, так и в другую стороны то же, что и в прежних ситуациях. Как и в предыдущих случаях испытуемый должен фиксировать свое внимание на стрелке, чтобы не пропустить реверс (во время работы цифровая индикация на шкалах прибора отключается, чтобы исключить визуальную обратную связь со стороны испытуемого) . Точное дозированно темпа вращения правой рукой по максимальному уровню левой выдержать очень трудно, в результате возможны ошибки, уровень которь х в относительном выражении определяется по формуле:

15 Л 4/2 где Л%П4 и Л%П4 — ошибки при разных направлениях вращения в относительном выражении.

Координация левой руки (задающей темп в данном задании) определяется как

Б третьей ситуации от испытуемого необходима бимануальная деятельность в виде перекрестной бимануальной координации: необходимо воспроизводить максимально быстрые однонаправленные движения рук сначала в одну, а после изменения направления ориентира соответственно в другую сторону. Продолжительность вращения в каждую сторону аналогична прежним ситуациям и составляет время Т. Координация правой руки в этой ситуации определяется в соответствии с приведенной формулой

Пз Пз

Клз = — — -.

Тл 3

Координация левой руки соответственно определяется

Лз з

Клз

Тл 3

Б четвертой ситуации воспроизводится сложная асинхронная перекрестно-бимануальная координация. Левая рука должна работать с прсдельно возможной скоростью вращения, в то время как правая должна точно выдерживать половинный темп вращения, задаваемый левой рукой. Дозирование темпа вращения на половинном уровне осуществляется на основе вероятностного прогнозирования. Перед выполнением данной ситуации испытуемому объясняют, что на каждые два оборота левой руки должен быть один оборот правой рукоятки, после чего испытуемый несколько раз должен потренироваться на выполнение данного задав то время как координация правой, выдерживаюцей половинный темп, рассчитывается как

45

К

Кп

Т„5

Л5 Лз

Кл5—

Ю

5 Тл 5 ((Л% JJ5+A%Л„-) ) /2)

Общая праворукая координация определяется как произведение

К =-Кп2. Кпз Кп4 Кп5.

П4 П4

Тп4 ()Л% П4+Л%П4) /2)

В пятой ситуации воспроизводится точно такая же сложная асинхронная перекрестно-бимануальная координация как в четвертой ситуации. Отличие состоит лишь в том, что в данном случае правая рука.как в одну, так и в другую стороны работает в максимальном темпе, а от левой требуется дозировать темп до 50% уровня правой.

Относительные ошибки в дозировании темпа левой руки в одном и другом направлении соответственно равняются

Л%Л,= (— — — — . 100%1;

П;. — Лз

П%2

1 5/2

Координации правой (задаюгцей) и левой (дозирующей темп) соответственно оп50 редел яются

1621881

Общая леворукая координация соответственно равняется

К» =КД1. Кю" Кл(, КА 5 Кя 2.

Моторная аси м метри я оценивается как соотношение общих координаций правой и левой руки

А,-=- К К„,.

Если А превышает 1,05, то э-.о явление рассматривается как праворукость, если А менее 0,95, то такой коэффициент характеризует леворукость.

На основании многочисленных наблюдений, а также литературных данных оценка мануальной асимметрии приводится по предлагаемой схеме, Шкала асимметрии

0,5 0,7 0,9 1,1 1.3 1,5

Коэффициенты: 0,9 — 1, 1. — мануальная амбидекстрия; 1,11 — 1,3 — слабая степень правшества; 1,31 — l,5 — умеренная степень правшества; )1,5 — высокая степень правшества; 0,89- — 0,7 — слабая степень левшества; 0,69 — 0,5 — умеренная степень левшества; 0,5 и менее — высокая степень левшества.

Исходно высокие результаты манипуляторных возможностей (координации) ведущей руки в случае слабой степени моторной асимметрии дают основания для спортивного отбора и профессиональной ориентации в такие виды спорта и на такие профессии, где требуются высокие координационные (манипуляторные) способности в работе обеих рук (при спортивном отбор в баскетбол, волейбол, гандбол, бокс, при профессиональной ориентации HB водительские профессии и др.).

Для оценки мгнипуляторных возможностей ведущей руки конкретного индивида необходимо сравнить результаты его координации со средними результатами, полученными при исследовании репрезентативной выборки идентичной однородной группы испытуемых (25 — 30 человек). Необходимо рассчитать средние результаты координации ведущей руки, а также определить величи«у сигнально-о отклонения. Если результат, полученный при исследовании индивидуума, находится в пределах (Х-+ о) результатов выборки, такие можно рассматривать как средние, а если больше — как «высокие», а если меньше — то как низкие результаты.

Так, например, исследование группы (27 человек) здоровых мужчин (правшей), не занимающихся спортом, в возрасте 17—

25 лет показало, что уровень их манипулярных возможностей (координации) ведущей руки соответствует величине 333 †. Исследование группы мальчиков-подростков (не спортсменов) 12 и 14 лет показало, что уровень координации ведущей руки в первом случае соответствует 10,3 — 3,6, а во втором 16,3 — 4,0.

Пример !. Обследуемый A. А., 17 лет, рост 176 см, вес 64 кг, учащийся ПТУ г. Каунаса. Строитель. В соответстви и со схемой комплексного обследования латеральности — яркая праворукость (+-24 балла). Систематически не занимается спортом.

Пример 2. Обследуемый Б. P., 21 год, рост !81 см, вес 77 кг. Мастер спорта по боксу. Спортивный стаж 7 лет. Выраженная праворукость (+24 балла) .

Пример 3. Обследуемый Ч. Е., 14 лет, рост 158 см, вес 44 кг. Систематически не занимается спортом. Практически здоров.

Затруднительное формирование трудовых навыков. Выраженная праворукость (+24 балла) .

Пример 4. Обследуемый М. О., !2 лет, рост !51 см, вес 38,5 кг. Систематически не занимается спортом. Практически здоров. Выраженная леворукость (— 24 балла).

Пример 5. Обследуемый Ю. Г., 20 лет, рост 194 см, вес 96 кг. Мастер спорта по боксу. Спортивный стаж 6 лет. Выраженная леворукость (— 24 балла).

Пример б. Обследуемый П. О., 14 лет, рост 168 см, вес 51 кг. Практически здоров. 5 Систематически не занимается спортом.

Выраженная праворукость в соответствии со схемой комплексного исследования (+18 баллов). Подросток при чистке зубов, работе молотком и ножницами исполь ует левую

p$ ê .

Таким образом, в крайних случаях правшества или левшества результаты исследования с помощью использования известной схемы комплексного обследования латеральности ребенка и результаты, полученные предлагаемым способом, полностью совпа 1 дают. В то же время при использовании схемы комплексного исследования в промежуточных сомнительных сл> чаях воз м о:к ны ошибки. В примере 6 результаты использования известной схемы показали выраженное

40 правшество (+18 баллов). Вместе с тем тщательный анамнез родителей и педагогов помог установить, что ребенок до школы рос и развивался как левша. Данные, полученные предлагаемым способом, определили у ребенка умеренную степень левшества.

45 Такие различия в результатах исследования связаны с тем, что исследуемые латеральные признаки в схеме комплексного исследования ребенка оцениваются в основном по предпочтени о в бытовых и трудовых поведенческих реакциях, являющихся по

60 сути дела начальными компонентами этих реакций. Согласно предлагаемому способу рассматривается в основном преимущество той или иной руки по степени доминирования или по степени достижения, т. е. по яБ эффективности реализации цели двигательной задачи, что само по себе может рассматриваться как ключевой компонент работы, а следовательно, как более объективный критерий рукости.

1621881 Формула изобретения

Составитель В. !Мелемука

Техред А. Кравчук Корректор Л. Патай

Тираж Подписное

BHHI IIIÈ осударственного комитета по изобретениям и открытиям при 1 КНТ СССР

I I 3035, Москва. Ж вЂ” 35, Раугнская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина,

I (j t

Если определять координацию и асимг;:åTðèþ работы рук известным способом, где оценку координации осуществляют только по числу выполненных оборотов, то точность оценки в этом случае будет неудовлетворительной (с одной стороны из-за малости исследуемых параметров, а с другой стороны из-за малого числа заданных движений) .

В соответствии с полученными результатами координации, оцененными известным способом. У второго, третьего и четвертого обследуемых получились неопределенные рез ул ьт ат ы. Так, у второго обследуемого (пример 2) при вращении рук против часовой стрелки доминирует правая, а по часовой стрелке — наоборот, слегка превалирует левая рука. В этом случае асимметрия соответственно равняется 1,12 и 0,97. У третьего обследуемого (пример 3) при вращении в одну сторону слегка доминирует левая рука: 49/50 = 0,98, а при вращении в другую сторону — правая: 44/32 = 1,38. У четвертого обследуемого (пример 4) при вращении против часовой стрелки, как раз слегка доминирует правая рука: 56/53 = 1,06. Полученные факты находятся в противоречии с реальным характером, асимметрии. Только учет времени реверса и использование большего числа разносторонних упражнений поможет полнее и точнее оценить степень и характер моторной асимметрии.

Формулы, используемые для оценки координации, включают в количество оборотов (скорость вращения) и время реверса.

Чем быстрее скорость вращения, тем белее выраж=ны центробежные силы, которые направлены на то, чтобы сбросить кисть с рукоятки. Чтобы этого не произошло, в каждый конкретный микромомент времени должны последовательно включаться в работу определенные мышечные группы, усилия которых направлены на противодействия этим силам. Координация — это обеспечение динамически устойчивого движения путем эффективного погашения воздействий внешнего силового поля. Поэтому предельная скорость вращения руки, выраженная в оборотах, должна пойти в числитель данной формулы -(чем она больше, тем координация выражена лучше). Время реверса, отражая скорость выработки новой моторной программы, должно пойти в знаменатель формулы (чем оно больше, тем более медленно строятся новые моторные программы, быстрота построения которых также характеризует качество координации).

В последних двух ситуациях для той руки, которая в данном конкретном случае !

О является ведомой (дозирует темп) рассчитывается еще один показатель — величина относительной ошибки в регуляции темпа.

Этот показатель отражает качество работы регулятора ритма соответствующих отделов центральной нервной системы, управляю15 щих работои данной руки. Чем степень отклонения от заданного темпа выше, тем хуже проявляется управление регулятора темпа, тем хуже выражена координация руки.

Способ оценки моторной асимметрии рук, вклочающий выполнение вращательных движений обеими руками с мак им.льной скоростью на уст ановленный период времени т, определение числа оборотов отдельно для каждой руки, отличаюшийся тем, что, с целью повышения гочности оценки, изменяю"; аправление вращения и определяют для каждой руки время реверса, после чего определяют уровень координационных возможностей каждой руки в конкретной ситуации по формуле где К вЂ” коэффициент координации; и и n — количество оборотов против и по часовой стрелке за время .т, об/мин;

t — время реверса, при этом коэффициент координации опреде40 ляют для пяти ситуаций для правой и левой руки и оценивают моторную асимметрию по соотношению коэффициентов координации правой и левой руки.

Способ оценки моторной асимметрии рук Способ оценки моторной асимметрии рук Способ оценки моторной асимметрии рук Способ оценки моторной асимметрии рук 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к инженерной технологии, в частности к техническим средствам диагностики психофизиологических характеристик человека и предназначено для использования в системе профессионального отбора

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к устройствам для функциональных исследований биологических объектов при выявлении фармакологической активности веществ

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к устройствам для определения психофизиологических особенностей человека, и может быть использовано в диагностических целях

Изобретение относится к области экспериментальной психологии и может быть использовано при исследовании и тренировке психических функций

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при профессиональном отборе и в обучащих аппаратах различного назначения

Изобретение относится к медицинской технике и может быть использовано в психофизиологических исследованиях для оценки утомления зрительного анализатора

Изобретение относится к авиакосмической медицине, физиологии труда и спорта и направлено на совершенствование помехоустойчивости движений человека в процессе профессиональной деятельности космонавтов, операторов, пилотов, водителей транспорта, спортсменов, спасателей

Изобретение относится к медицине, а именно к психофизиологии и может быть использовано при проведении профотбора лиц операторских профессий в психологии и физиологии труда, дифференциальной психофизиологии

Изобретение относится к медицине, а именно к физиологии

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к диагностике двигательного и психического состояния

Изобретение относится к устройствам для выполнения психологических исследований, в частности, для выявления и тренировки экстрасенсорных способностей человека
Изобретение относится к области медицины, а именно к геронтологии

Изобретение относится к медицине и может быть использовано в психотерапии для лечения соматических заболеваний

Изобретение относится к медицине, а именно к медицинскому образованию и может быть использовано для прогнозирования успешности обучения студентов

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано для индивидуальных и массовых исследований в сфере психологии, социологии и психосоматики

Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии

Изобретение относится к медицинской технике, в частности к диагностическим приборам, и может быть использовано в психиатрии, психофизиологии, инженерной и спортивной психологии
Изобретение относится к психологии, а именно к методам обучения, и может быть использовано при обучении специалистов летного состава
Наверх