Шариковая направляющая

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (51) 5 Р 16 С 29/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

М А BTOPCH0MV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фиг. 2

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21 ) 461 1654/28 (22) 28.11.88 (46) 15.02.91. Нюл. Н - 6 (7 1) Всесоюзный научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт электросварочного оборудования (72) Б,Е.Кордашенко (53) 62-219.122(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

В 611042, кл. F 16 С 29/04, 1980. (54) ШАРИКОВАЯ НАПРАВЛЯ10111АЯ (57) Изобретение относится к механи— ке и может быть использовано в точных силовых кинематических цепях и в зубчатых передачах. Цель изобретения повьппение кинематической точности путем конструктивного усовершенствования. Шариковая направляющая содер„„SU„„1627758 А 1

2 жит неподвижный и подвижный элементы, например .втулку и вал, расположенны во втулке беговые канавки с призматическим профилем, сепаратор 3 с гнездами, в которых установлены тела 4 качения. Каждая беговая канавка образована двумя папами клиньев 5, расположенных между клиньями 6 второй парыб Каждый клин 5 .имеет по две клиновые поверхности. Поверхности этой пары, обращенные друг к другу, образуют собственно призматическую канавку.

;1ругие две поверхности этой пары взаимодействуют с одинаковыми по углу клиновыми поверхностями второй пары клиньев 6. Направляющая снабжена планкой 7, размещенной во втулке и взаимодействующей с клиньями 6 второй пары, и взаимодействующим с планкой 7 регулировочным элементом 8. 2 ил..1627758

Изобретение относится к механике и может быть использовано в точных силовых кинематических цепях и в зубчатых передачах.

Цель изобретения — повышение кинематической точности путем конструктивного усовершенствования.

На фиг. 1 изображена направляющая качения, продольное сечение; на фиг. 2 — направляющая, поперечное сечение.

Шариковая направляющая содержит неподвижный и подвижный элементы, например втулку 1 и вал 2, расположенные во втулке 1 беговые канавки с призматическим профилем, сепаратор

3 с гнездами, и которых установлены тела 4 качения. Каждая беговая канавка Образована двумя парами клинь 20 ев 5, расположенных между клиньями 6 второй пары. Каждый клин 5 имеет по две клиновые поверхности ° Поверхности этой пары, обращенные друг к другу, образуют собственно призматическую канавку. Другие две поверхности этой пары взаимодействуют с одинаковыми по углу клиновыми поверхностями второй пары клиньев 6. Направляющая снабжена планкой 7, размещенной во

30 втулке 1 и взаимодействующей с клиньями 6 второй пары, и взаимодействующим с планкой 7 регулировочным элементом 8.

Втулка 1 соединена с валом 2 через тела 4 качения, клинья 5 и 6, планку

7, регулировочный элемент 8, кольцо 9.

Сепаратор 3 удерживает тела 4 качения от выпадания. Винт 10, входящий в паз сепаратора 3, ограничивает про40 дольное перемещение последнего. С помощью регулировочного элемента 8 производится регулировка зазоров или небольших натягов, образующихся между телами 4 качения и призматическими ка- навками вала 2 и втулки,1, образуемых 5 клиньями 5.

Шариковая направляющая работает следующим образом.

Регулировочный элемент 8 при его вращении давит на дугообразную план- b0 ку 7, которая, перемещаясь, давит на клинья 6. Последние, в свою очередь, увлекают клинья 5, Эти перемещения происходят до тех пор, пока один из клиньев 5 не касается тел 4 качения.

При дальнейшем вращении регулировочных элементов 8 клинья 6 давят уже не на два клина 5, а только на один, увлекая при этом второй клин 5 до соприкосновения с телами 4 качения.

Таким образом, при наличии ошибок изготовления по углу призматических канавок вала и канавок колеса предлагаемое устройство позволяет компенсировать ошибки изготовления вала и колес а.

При дальнейшем вращении регулировочных элементов 8 клинья 6, упруго деформируясь, не только перемещаются вдоль оси регулировочных элементов 8, но и в поперечном направлении (в этом смысле клиновой формы детали 6).

Клинья 6 как бы раздвигаются, плотно и необратимо соединяясь с боковыми стенками пазов втулки 1.

Втулка 1 перемещается вдоль оси вала 2 с трением качения. Так как положение призматических пазов втулки 1 получено регулировкой, то нагрузка, испытываемая втулкой 1, равномерно распределяется между всеми телами 4 качения.

Формула изобретения

Шариковая направляющая, содержащая, подвижный и неподвижный элементы, бе-. говые канавки с призматическим профи-. лем, сепаратор с гнездами, в которых установлены тела качения, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения кинематической точности, каждая беговая канавка в одном из элементов образована двумя парами клиньев, расположенных между клиньями второй пары, каждый клин имеет по две клиновые поверхности, поверхности этой пары, обращенные друг к другу, образуют собственно призматическую канавку, другие две поверхности этой пары взаимодействуют с одинаковыми по углу клиновыми поверхностями второй пары клиньев, направляющая снабжена! планкой, размещенной на том же элементе, и взаимодействующим с планкой регулировочным элементом.

1627758

Составитель Т, Якушкина

Редактор И. Касарда Техред М.Дидык Корректор М. КУчеРЯваЯ

Заказ 326 Тирам 416 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35,- Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Шариковая направляющая Шариковая направляющая Шариковая направляющая 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в элементах опорных устройств, перемещающихся прямолинейно

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах машин, работающих с небольшой амплитудой и высокой частотой.Цель изобретения - повышение долговечности путем обеспечения равномерности износа штока

Изобретение относится к машиностроению, а именно к шариковой опоре для поступательного и вращательного перемещений, и может быть использовано в станках, роботах, автооператорах и других механизмах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве направляющих точных приборов и станков

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве перемещаемой опоры, обеспечивающей одновременно поддержание груза

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для создания колебаний в испытательной технике

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в направляющих качения поступательного перемещения

Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано в поступательно перемещающихся узлах направляющих качения

Изобретение относится к роликовым опорам и может быть использовано в устройствах для обеспечения прямолинейного движения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах и механизмах, где применяются высоконагруженные опоры качения для малых перемещений

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в металлорежущих станках, приспособлениях, подшипниковых узлах

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к направляющим шахтных подъемных сосудов-клетей и скипов

Изобретение относится к опорам трубопроводов, протаскиваемых внутри защитного кожуха при строительстве переходов через автомобильные и железные дороги

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в металлообрабатывающих станках с перемещающимся рабочим органом, а также в конструкциях приборов, оборудования и технологических машин

Изобретение относится к конструкции опор для шариков или роликов, которые могут быть использованы в машиностроении для прямолинейного перемещения подвижной части конструкции относительно неподвижной ее части, в частности при изготовлении дверных полотен, и могут быть размещены между подвижной и неподвижной частями дверного полотна

Опора // 2385423
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам для установки блоков линейного ускорителя на рельсовый путь, с возможностью последующего регулирования положения блоков с целью юстировки тракта транспортировки пучка ионизирующего излучения ускорителя
Наверх