Опора

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам для установки блоков линейного ускорителя на рельсовый путь, с возможностью последующего регулирования положения блоков с целью юстировки тракта транспортировки пучка ионизирующего излучения ускорителя. Опора содержит корпус, каток, установленный на направляющей с возможностью перемещения, соединенный посредством двух предварительно натянутых подшипников качения с осью, опирающейся на две щеки корпуса опоры. Ось выполнена на одном конце с резьбой. Одна из щек выполнена с резьбой, а другая с пазом. Опора снабжена дифференциальным резьбовым механизмом, выполненным с ведущим звеном в виде резьбовой втулки, навинченной внутренней резьбой с крупным шагом на резьбовой конец оси, а наружной резьбой с мелким шагом ввинчена в резьбовое отверстие щеки. На конце оси, противоположном резьбовому, закреплена взаимодействующая с пазом щеки шпонка, в выступах которой размещен стопорный болт. Направляющая выполнена в виде рельсового пути, а профиль рельса выполнен трапециевидной формы. Технический результат: создание устройства, простого по конструкции и технологии изготовления, небольшого по габаритам, с точной и простой регулировкой блоков ускорителя. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам для установки блоков линейного ускорителя на рельсовый путь с возможностью последующего регулирования положения блоков с целью юстировки тракта транспортировки пучка ионизирующего излучения ускорителя. Повышенные требования при юстировке к точности установки и регулирования положения блоков должны быть обеспечены конструкцией опоры.

Известна двухсторонняя линейная опора качения (патент RU 02075659 от 18.12.1992 г., опубликованный 20.03.2997 г.), содержащая несущий ролик, находящийся в контакте с базовой направляющей и замыкающим роликом, контактирующим с замыкающей направляющей и установленным на подшипнике качения на оси, закрепленной в корпусе опоры и выполненной податливой в направлении, перпендикулярном направляющим. Замыкающий ролик выполнен податливым за счет армирования упругими резиновыми кольцами. Податливость конструкции позволяет установить данную опору между направляющими с предварительным натягом.

Известная опора предназначена для позиционирования вдоль базовой направляющей. В поперечном направлении положение устройств, установленных на известной опоре, не регулируется.

Известна опора, принятая за прототип (И.Я.Левин. Справочник конструктора точных приборов. М., Оборонгиз, 1962, стр.626-627. фиг.664), содержащая двухсторонний с коническими ребордами каток (ролик), соединенный посредством двух предварительно натянутых подшипников качения с осью, опирающейся на две щеки корпуса (каретки) опоры.

Известная опора предназначена для позиционирования вдоль направляющей (на фиг.664 не изображена). В поперечном относительно направляющей направлении положение устройств, установленных на корпусе известной опоры, не регулируется.

Технической задачей при принятии необходимого технического решения является создание устройства простого по конструкции и технологии изготовления, небольшого по габаритам, с точной и простой регулировкой положения блоков ускорителя.

Технический результат заключается в возможности позиционирования блока, установленного на опору, в продольном и поперечном направлении относительно направляющей.

Дополнительным техническим результатом является возможность юстировки тракта транспортировки пучка ионизирующего излучения линейного ускорителя.

Технический результат достигается тем, что опора, содержащая корпус, каток, установленный на направляющей с возможностью перемещения, соединенный посредством двух предварительно натянутых подшипников качения с осью, опирающейся на две щеки корпуса опоры, согласно изобретению ось выполнена на одном конце с резьбой, одна из щек выполнена с резьбой, а другая с пазом, при этом опора снабжена дифференциальным резьбовым механизмом, выполненным с ведущим звеном в виде резьбовой втулки, навинченной внутренней резьбой с крупным шагом на резьбовой конец оси, а наружной резьбой с мелким шагом ввинчена в резьбовое отверстие щеки, на конце оси, противоположном резьбовому, закреплена взаимодействующая с пазом щеки шпонка, в выступах которой размещен стопорный болт.

Каток, установленный на направляющей, выполненной в виде рельсового пути с рельсом трапецевидной формы, позволяет блок линейного ускорителя, установленный на корпусе опоры, позиционировать вдоль направляющей с фиксацией выбранной позиции посредством стопорного болта. В поперечном относительно рельса направлении позиционирование блока осуществляется посредством диффренциального резьбового механизма опоры с ведущим звеном, выполненным в виде резьбовой втулки, взаимодействующей с резьбовым концом оси и с резьбовым отверстием щеки, при этом за каждый оборот ведущего звена корпус опоры и соответственно блок ускорителя перемещаются на величину разницы между крупным и мелким шагами резьбы дифференциального резьбового механизма. За счет свойства самоторможения, присущего дифференциальному резьбовому механизму, выбранная позиция при поперечном позиционировании остается неизменной до момента, когда посредством вращения ведущего звена позиция будет изменена в том или ином направлении.

На чертеже изображена опора в разрезе, где 1 - рельс, 2 - каток, 3 - подшипник качения, 4 - ось с резьбовым концом, 5 - щека с пазом, 6 - цилиндрический конец оси, 7 - шпонка, 8 - болт стопорный, 9 - щека с резьбовым отверстием, 10 - резьбовой конец оси, 11 - резьбовая втулка, 12 - корпус опоры.

Опора содержит имеющий возможность перемещения по рельсу 1 каток 2, установленный посредством двух предварительно натянутых подшипников качения 3 на ось 4, опирающуюся с возможностью продольного перемещения без вращения на две щеки корпуса, причем на одну щеку 5 опирается цилиндрический конец с закрепленной на нем шпонкой 7, в выступах которой размещен стопорный болт 8, затормаживающий при необходимости каток 2 от вращения и перемещения вдоль рельса 1, а на другую щеку 9 опирается резьбовой конец 10, ввинченный в резьбовую втулку 11, которая в свою очередь ввинчена в резьбовой отверстие щеки 9, при этом внутренняя резьба резьбовой втулки 11 выполнена с нормальным (крупным) шагом, а наружная резьба с уменьшенным (мелким) шагом. Резьбовое отверстие щеки 9, резьбовой конец 10 оси 4 и резьбовая втулка 11 в совокупности составляют дифференциальный резьбовой механизм, в котором при вращении втулки 11, являющейся ведущим звеном, за каждый ее оборот корпус опоры 12, а соответственно и корпус блока ускорителя, установленный на опоре, в поперечном относительно рельса 1 направлении перемещаются на величину разницы между крупным и мелким шагами резьбы дифференциального резьбового механизма.

Таким образом, заявляемая опора простая по конструкции и технологии изготовления, небольшая по габаритам выполняет точную регулировку положения блоков ускорителя, тем самым имеет возможность юстировки тракта транспортировки пучка ионизирующего излучения линейного ускорителя.

В качестве критерия «Промышленная применимость» следует отметить, что на предлагаемую опору выпущен комплект конструкторской документации, изготовлены опытные образцы, проведены эксперименты по применению в рабочих условиях, которые подтвердили заявляемый технический результат.

1. Опора, содержащая корпус, каток, установленный на направляющей, с возможностью перемещения, соединенный посредством двух предварительно натянутых подшипников качения с осью, опирающейся на две щеки корпуса опоры, отличающаяся тем, что ось выполнена на одном конце с резьбой, одна из щек выполнена с резьбой, а другая с пазом, опора снабжена дифференциальным резьбовым механизмом, выполненным с ведущим звеном в виде резьбовой втулки, навинченной внутренней резьбой с крупным шагом на резьбовой конец оси, а наружной резьбой с мелким шагом ввинчена в резьбовое отверстие щеки, на конце оси, противоположном резьбовому, закреплена взаимодействующая с пазом щеки шпонка.

2. Опора по п.1, отличающаяся тем, что направляющая выполнена в виде рельсового пути, при этом профиль рельса выполнен трапециевидной формы.

3. Опора по п.1, отличающаяся тем, что шпонка выполнена с выступами, в которых размещен стопорный болт.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к конструкции опор для шариков или роликов, которые могут быть использованы в машиностроении для прямолинейного перемещения подвижной части конструкции относительно неподвижной ее части, в частности при изготовлении дверных полотен, и могут быть размещены между подвижной и неподвижной частями дверного полотна.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в металлообрабатывающих станках с перемещающимся рабочим органом, а также в конструкциях приборов, оборудования и технологических машин.

Изобретение относится к опорам трубопроводов, протаскиваемых внутри защитного кожуха при строительстве переходов через автомобильные и железные дороги. .

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к направляющим шахтных подъемных сосудов-клетей и скипов. .

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в металлорежущих станках, приспособлениях, подшипниковых узлах. .

Изобретение может быть использовано в качестве опор тел вращения и опор возвратно поступательного перемещения без применения смазки преимущественно при критических условий эксплуатации, где традиционные подшипники выходят из строя. Предусмотрено два варианта конструкции подшипника. Подшипник качения с опорными поверхностями, телами качения и сепаратором содержит роликовую цепь, а роликовая цепь содержит внутренние и соединительные звенья с валиками и полыми роликами. Причем тела качения подшипника выполнены в виде валиков с цапфами роликовой цепи. Каждое внутреннее звено цепи состоит из двух параллельных валиков, расположенных своими цапфами по крайней мере в одном полом ролике на его диаметрально противоположных сторонах внутренней поверхности с возможностью взаимодействия с ней. А каждое связующее звено состоит в основном из двух параллельных полых роликов, расположенных с зазором относительно полых роликов двух смежных внутренних звеньев. И таким образом, что внутри полых роликов связующего звена на диаметрально противоположных сторонах внутренней поверхности, с возможностью взаимодействия с ней, размещены цапфы валиков внутренних звеньев. А сепаратор состоит из полых роликов внутренних и соединительных звеньев роликовой цепи, смонтированных, с зазором относительно опорных поверхностей, причем цепь выполнена замкнутой. Подшипник качения, содержащий поверхности качения, тела качения, сепаратор и роликовую цепь с внутренними и соединительными звеньями с валиками и полыми роликами. Тела качения выполнены как полые ролики внутренних и соединительных звеньев роликовой цепи, каждое внутреннее звено которой состоит из двух параллельных валиков, расположенных своими цапфами по крайней мере в одном полом ролике на его диаметрально противоположных сторонах внутренней поверхности с возможностью взаимодействия с ней. А каждое связующее звено состоит преимущественно из двух параллельных полых роликов, расположенных с зазором относительно полых роликов двух смежных внутренних звеньев так, что внутри полых роликов связующего звена на диаметрально противоположных сторонах внутренней поверхности с возможностью взаимодействия с ней размещены цапфы валиков внутренних звеньев. А сепаратор выполнен в виде валиков, например, внутренних звеньев этой цепи. Техническим результатом является исключение трения скольжения, что позволяет существенно расширить сферы использования и исключить применение смазки для опор тел вращения и для опор линейных перемещений. Позволяет применить устройство в критических условиях эксплуатации.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к конструкции шариковых втулок, направляющих качения. Шариковая втулка имеет жесткий корпус (1), на внутренней поверхности которого установлена промежуточная втулка (2), сепаратор (3), установленный в расточке промежуточной втулки (2) и имеющий циркуляционные каналы, заполненные шариками (6). Промежуточная втулка (2) выполнена из упругого материала и образует в сопряжении с корпусом (1) кольцеобразную полость, заполненную гидропластмассой (4), заливаемой через горловину (8) с винтовой пробкой и находящейся под давлением путем затяжки регулировочного винта (5). Посредством воздействия гидропластмассы (4) внешняя нагрузка равномерно распределяется между шариками. Технический результат: повышение нагрузочной способности шариковых втулок, направляющих качения. 2 ил.

Изобретение относится к коллизионному подшипнику внутри канального средства, выражающему универсальный физический принцип столкновения. Нагружаемый подшипник содержит по меньшей мере два роликовых подшипника, установленных на корпусе основания подшипника для принятия веса, пластину скольжения, прикрепленную к корпусу основания подшипника так, чтобы она была, по существу, параллельна оси вращения по меньшей мере одного из роликовых подшипников и по меньшей мере одному удлиненному каналу для передачи веса другому телу. По меньшей мере один из роликовых подшипников и пластина скольжения находятся внутри канала, так что подшипник передает вес стенке канала. Противоположные стороны пластины скольжения находятся в скользящем контакте со стенками канала так, чтобы поддерживать поперечное положение роликового подшипника в канале, и при этом указанный по меньшей мере один из роликовых подшипников и пластина скольжения являются подвижными вдоль длины канала. Эти две функции одновременного вращения и скольжения демонстрируют заявленный универсальный физический принцип столкновения и помещают коллизионный подшипник в категорию основной машины в области механики, как, например, гайку и болт. Технический результат: обеспечение устойчивого, гладкого и легкого движения коллизионного подшипника вдоль канальных элементов как в горизонтальном, так и в вертикальном вариантах осуществления. 5 з.п. ф-лы, 22 ил.
Наверх