Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение позволяет повысить эффективность охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Система охлаждения содержит контур циркуляции охлаждающей жидкости, включающий последовательно соединенные рубашку охлаждения двигателя 1, четырехходовой распределитель 2 жидкости с термочувствительным приводом , радиатор 3 и циркуляционный насос 5, испаритель 6. подключенный к выходу рубашки охлаждения двигателя 1 и к распределителю 2, нагнетатель 9, всасывающий патрубок которого сообщен с испарителем 6, а напорный - с радиатором 3, два запорных органа 4 и 15, первый из которых установлен на выходе из радиатора 3, а второй - в емкости 11, снабженной воздушным клапаном 12, подключенной к входу циркуляционного насоса 5 и сообщенной с верхней частью радиатора з. При холодном двигателе жидкость перепускается мимо испарителя 6 и радиатора 3, после прогрева двигателя охлаждающая жидкость направляется в радиатор 3, а при перегреве - в испаритель 6, где за счет интенсивного испарения благодаря создаваемому нагнетателем 9 разрежению охлаждается, а пары поступают в радиатор 3, увеличивая в нем перепад температур. 1 ил. (А

С0103 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5!)5 F 01 Р 3/22ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4481809/06 (22) 12.09,88 (46) 23.02.91, Бюл, N. 7 (71) Челябинский филиал Государственного союзного научно-исследовательского тракторного института (72) В.А, Будим (53) 621,43 — 714.74 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 1537845, кл. F 01 P 3/20, 21.03.88. (54) СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение позволяет повысить эффективность охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Система охлаждения содержит контур циркуляции охлаждающей жидкости, включающий последовательно соединенные рубашку охлаждения двигателя 1, четырехходовой распределитель 2 жидкости с термочувствительным приво„„5 /„„1о29578 Al дом, радиатор 3 и циркуляционный насос 5, испаритель 6, подключенный к выходу рубашки охлаждения двигателя 1 и к распределителю 2. нагнетатель 9, всасывающий патрубок которого сообщен с испарителем

6, а напорный — с радиатором 3, два запорных органа 4 и 15, первый из которых установлен на выходе из радиатора 3, а второй — в емкости 11, снабженной воздушным клапаном 12, подключенной к входу циркуляционного насоса 5 и сообщенной с верхней частью радиатора 3. При холодном двигателе жидкость перепускается мимо испарителя 6 и радиатора 3, после прогрева двигателя охлаждающая жидкость направляется в радиатор 3, а при перегреве — в испаритель 6, где за счет интенсивного испарения благодаря создаваемому нагнетателем 9 разрежению охлаждается, а пары поступают в радиатор 3, увеличивая в нем перепад температур, 1 ил.

1629578

20

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, в частности к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания.

Цель изобретения — повышение эффективности работы системы охлаждения путем уменьшения затрат на его работу.

На чертеже приведена схема системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания.

Система содержит последовательно включенные в контур рубашку охлаждения двигателя 1, четырехходовой распределитель 2 жидкости с термочувствительным приводом, радиатор 3 с запорным органом

4, циркуляционный насос 5, испаритель 6, соединенный при помощи трубопровода 7 с рубашкой охлаждения двигателя 1 и посредством трубопровода 8 с распределителем 2, нагнетатель 9, всасывающий патрубок которого подключен к испарителю 6, а напорный— к радиатору 3 при помощи трубопровода 10, емкость 11 с воздушным клапаном 12, соединенную трубопроводом 13 с распределителем 2, трубопроводом 14 с радиатором 3 и через запорный орган 15 емкость 11 соединена с входом в насос 5. Как вариант конструктивного исполнения схема может содержать масляный охладитель 16 и охладитель 17 наддувочного воздуха.

Система работает следующим образом, При запуске и разогреве двигателя 1 трубопроводы, соединяющие распределитель 2 жидкости с рубашкой охлаждения и емкостью 11, сообщаются между собой, Трубопроводы, отходящие от распределителя 2 к испарителю 6 и радиатору 3, перекрыты, Охлаждающая жидкость циркулирует от циркуляционного насоса 5 через охладители 16 и 17, рубашку охлаждения двигателя

1, четырехходовой распределитель 2 жидкости, емкость 11 и вновь поступает в насос

5. При достижении заданной температуры охлаждающей жидкости термочувствительный привод распределителя 2 перекроет трубопровод 13 и направит жидкость в радиатор 3, Жидкость через охладители 16 и

17, рубашку двигателя 1, распределитель 2 поступает в радиатор 3, вытесняет из него через трубопровод 14 воздух в емкость 11, охлаждается в радиаторе 3 и поступает в насос 5, Жидкость из емкости 11 давлением воздуха вытесняется и по достижению определенного минимального уровня запорный орган 15 разобщает емкость 11 с входом в насос 5, При больших нагрузках двигателя и высоких окружающих температурах радиатор

3 не обеспечивает требуемой теплоотдачи и температура жидкости возрастает. В распределителе 2 перекрываются трубопроводы, идущие к рубашке двигателя 1 и радиатору 3, и соединяются между собой трубопроводы 8 и 13, идущие от испарителя

6 и емкости 11, При этом включается привод нагнетателя 9. Жидкость через охладители

16 и 17 и рубашку двигателя 1 поступает в испаритель 6 и частично испаряется там за счет низкого давления, в резульгате чего она охлаждается. Из испарителя 6 через распределитель 2 вода поступает в емкость

11, из которой вытесняется воздух через воздушный клапан 12, При достижени . гч-,ределенного уровня воды запорный орган

15 открывается и вода поступает к насосу 5.

Пар из испарителя 6 поступает в нагнетатель 9, там сжимается и поступает в радиатор 3 с более высокой температурой, чем охлаждающая жидкость, Благодаря этому теплоотдача радиатора 3 возрастает, При конденсации пара уровень жидкости в нижней части радиатора 3 повышается, запорный орган 4 открывается и пропускает ее к насосу 5, При остановке двигателя I весь пар конденсируется и в системе создается разрежение, воздуш H6I и клапан отк ры вается и впускает в систему воздух. Система приходит в первоначальное состояние.

Сечение трубопровода ",4, соединяющего радиатор 3 и емкость 11, выбирается таким образом, чтобы перетечки жидкости и пара по нему были минимальны и не оказывали

1 существенного влияния на работу системы.

Затраты энергии на привод нагнетателя при максимальной нагрузке системы охлаждения в предлагаемой схеме снижаются благодаря уменьшению количества сжимаемого пара.

Формула изобретения

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащая контур циркуляции охлаждающей жидкости, включающий последовательно соединенные циркуляционный насос, рубашку охлаждения двигателя и радиатор, испаритель, подсоединенный к контуру циркуляции, нагнетатель, сообщенный всасывающим патрубком с испарителем. а напорным — с радиатором и снабженный автономным приводом, и два запорных органа, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения, она снабжена четырехходовым распределителем жидкости с термочувствительным приводом и емкостью с воздушным клапаном, причем четырехходовой распределитель установлен в контуре циркуляции охлаждаюшей жидкости между рубашкой охлаждения двигателя и радиатором и сообщен с испаритеl

1629578

Составитель Л. Черный

Техред М.Моргентал Корректор Н.Король

Редактор Е, Папп

Заказ 423 Тираж 325 Подписное .

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 лем и емкостью, последняя подсоединена нижней частью к циркуляционному насосу, а верхней — к верхней части радиатора, испаритель подключен к контуру циркуляции между рубашкой охлаждения двигателя и - четырехходовым распределителем, а запорные органы размещены на выходе из емкости и радиатора.

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к дизелестроению и позволяет обеспечить равномерное распределение температуры по высоте и периметру втулки цилиндра, снизить ее теплонапряженность и повысить надежность

Изобретение относится к устройству охлаждаемых цилиндров поршневых машин и может быть использовано преимущественно в компрессорах и двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к машиностроению и позволяет повысить эффективность охлаждения двигателя

Изобретение относится к машиностроению и позволяет повысить эффективность двигателя

Изобретение относится к области машиностроения для создания систем охлаждения и термостатирования элементов и механизмов с интенсивными тепловыделениями, в частности для двигателей внутреннего сгорания (ДВС)

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и может быть использовано для утилизации тепла поршневого двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к симбиозу двигателей внутреннего сгорания и паровой машины

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для охлаждения двигателей внутреннего сгорания с преобразованием части тепловой энергии, отводимой системой охлаждения от двигателя, в другие виды энергии для дальнейшего ее использования

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания

Изобретение относится к системам охлаждения цилиндров низкого давления (ЦНД) паровых турбин

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для двигателей внутреннего сгорания
Наверх