Способ определения жесткости зубьев зубчатых колес

 

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к способам определения жесткости зубьев зубчатых колес. Целью изобретения является повышение точности и производительности путем оценки влияния погрешности направления зубьев на их жесткость на одном образце. Для этого между смежными зубьями помещают клиновой индентор, прикладывают к нему усилие и замеряют деформацию зубьев , причем индентор выполняют с прорезью в плоскости его симметрии, в которую размещают вставку, углы конусности которой увеличивают последовательно перед каждым измерением деформации I з. п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5I)5 G 0l М 13/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

Il0 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (2)) 4412208/28 (22) 19.04.89 (46) 07.03.91. Бюл. № 9 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) О. В. Берестнев, В. Л. Басинюк, Ю. С. Куколко и А. И. Неделькин (53) 531 781.2 (088.8) (56) Методические руководства по испытаниям работоспособности и виброактивности зубчатых колес. Оперативно-информационные материалы ИНДМАШ АН БССР, Минск, 1977, с. 21, рис. 2.10. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЖЕСТКОСТИ ЗУБЪЕВ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к способам определения жесткости зубьев зубчатых колес.

Целью изобретения является повышение точности и производительности путем оценки влияния погрешностей направления зубьев на их жесткость на одном образце.

На фиг. 1 показана схема устройства для осуществления предлагаемого способа; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1.

Устройство для осуществления способа состоит из станины с опорами 2, механизма 3 нагружения, средства 4 для измерения деформации зубьев и индентора 5 с клиновой вставкой 6, размещенной в плоскости симметрии 7 индентора 5. Клиновая вставка 6 установлена с возможностью замены на клиновую вставку с другим углом конусности.

Устройство снабжается комплектом клиновых вставок 6 с дискретными углами конусности до 3 для определения влияния погрешностей направления зубьев в широком диапазоне углов перекосов.

„„Яц „„1633303 (57) Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к способам определения жесткости зубьев зубчатых колес. Целью изобретения является повышение точности и производительности путем оценки влияния погрешности направления зубьев на их жесткость на одном образце.

Для этого между смежными зубьями помещают клиновой индентор, прикладывают к нему усилие и замеряют деформацию зубьев, причем индентор выполняют с прорезью в плоскости его сим"..трии, в которую размещают вставку, утлы конусности которой увеличивают последовательно перед каждым измерением деформации. з. п. ф-лы, 2 ил.

Способ осуществляется следующим образом.

После измерения погрешностей направления нагружаемых поверхностей зубьев у, уг и определения суммарной погрешности у=у +уг в клиновой индентор 5 вставляется клиновая вставка с углом конусности у. При этом между образующим зуба клинового индентора 5 образуется угол у (фиг. 2). После этого клиновой индентор 5 вводится во впадину между внутренними зубьями исследуемого зубчатого колеса 8, подачей клиновой вставки 6 в направлении угла конусности устанавливается такая толщина зуба клинового индентора 5, при которой после выборки зазоров между боковыми плоскостями между головкой зуба индентора 5 и впадиной зуба исследуемого зубчатого колеса образуется требуемый радиальный зазор, необходимый для движения индентора 5 в направлении впадины зубьев при их деформации в процессе нагружения. Нагружающим устройством 3, взаимодействующим посредством сектора 9 с наружной поверхностью

1633303 зубчатого колеса 8, последнее подается в направлении индентора 5 с одновременным фиксированием усилия нагружения P и смещения зубьев зубчатого колеса. Смещение зубчатого колеса фиксируется средством 4 для измерения деформации, исходя из показаний каждого измерения и угла конусности а индентора 5 рассчитывается деформация зубьев, а затем с учетом составляющей силы

Р в направлении деформации — жесткость зубьев.

Устанавливая затем клиновые вставки с различными дискретными углами, более угла у получают нелинейные характеристики жесткости в широком диапазоне погрешностей направления зубьев и значений P. Для определения жесткости по высоте зубьев их внутренний диаметр растачивают (увеличивают) с одновременным увеличением за счет подачи клиновой вставки толщин клинового индентора.

Пример. Определение характеристик жесткости внутренних зубьев для зубчатого колеса с модулем т=2,5 мм, числом зубьев

z=32, максимально возможным углом перекоса между контактирующими зубьями зацеплений 1 !О осуществлялось в следующей последовательности: клиновой индентор раэрезался в плоскости симметрии и устанавливался в опору с возможностью взаимного поворота относительно плоскости симметрии т измерялись погрешности направления обращенных друг к другу нагружаемых поверх- 30 ностей смежных зубьев (yi — — 20, у = — 8 ), определялась суммарная погрешность у=

=у +у = !2 .

В индентор вставлялась клиновая вставка с углом конусности у*=12, осуществлялось нагружение зубьев с одновременным измерением их деформаций до максимально планируемой нагрузки, нагрузка снималась, клиновая вставка с углом у*=12 извлекалась из индентора и на ее место последовательно устанавливались вставки с углами конусности 24, 36, 48, 1, 1 12, 1 24, с нагружением зубьев до максимально планируемой нагрузки индентора с каждой из приведенных вставок и определением деформации зубьев.

Определялась разность между суммарной погрешностью нагружаемых поверхностей зубьев у и углами конусности вставок у* ур=у* — у: 0, 12, 24, 36, 48, 1 12 1, и для каждого значения ур рассчитывались характеристики жесткости зубьев как отношение силы по нормали к поверхности к деформации зубьев в этом направлении с определением нелинейных зависимостей жесткости от погрешностей направления и нагрузок.

Формула изобретения

l. Способ определения жесткости зубьев зубчатых колес, заключающийся в том, что между смежными зубьями помещают клиновой индентор, прикладывают к нему усилие, замеряют деформацию зубьев, взаимодействующих с индентором, и по полученным данным определяют жесткость зубьев, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и производительности путем оценки влияния погрешностей направления зубьев на их жесткость на одном образце, индентор выполняют с прорезью в плоскости его симметрии, образованные при этом части индентора устанавливают с возможностью поворота относительно упомянутой плоскости, измеряют погрешность направления поверхностей зубьев, перед размещением индентора между зубьями в прорезь индентора размещают вставку с углом конусности, равным углу суммарнои погрешности направления зубьев, после измерения деформации зубьев заменяют вставки, последовательно увеличивая углы конусности, каждый раэ замеряют деформации зубьев, а при определении жесткости зубьев учитывают все измеренные параметры.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что при определении жесткости зубьев зубчатых колес с тонким ободом при нагружении зубьев обод ужесточают .

1633303 иГ

А-А

Составитель Е. Шелина

Редактор Л. Гратилло Техред А. Кравчук Корректор Л . Патай

Заказ 612 Тираж 358 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская иаб., д. 4)5

Производственно-издательский комбинат «Патент>, г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Способ определения жесткости зубьев зубчатых колес Способ определения жесткости зубьев зубчатых колес Способ определения жесткости зубьев зубчатых колес 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к стендовому оборудованию и может быть использовано для измерения продольной жесткости клиновых ремней

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при ресурсных испытаниях трансмиссий транспортных средств Цель изобретения - повышение долговечности результатов испытаний Устройство содержит беговую дорожку 1 и имитатор 2 переменных нагрузок, выполненный в виде двухзвенного планетарного механизма с неуравнове шенными сателлитами

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и может быть использовано при ускоренных сравнительных испытаниях на контактную усталость зубьев, например цементованных и закаленных до поверхностной твердости HRC, прямозубых зубчатых колес, имеющих, например, модули зацепления 2,5-5,0 мм и коэффициенты перекрытия меньше двух, с формированием контактных давлений до (1.0 1,4) с;н lim b

Изобретение относится к машиностроению , а именно к средствам и методам контроля зубчатых передач

Изобретение относится к машиностроению , в частности к стендовому оборудованию

Изобретение относится к машиностроению , в частности к стендовому оборудованию , и может найти применение при испытаниях ременных передач

Изобретение относится к машиностроению , а именно к испытательной технике, и может быть использовано при испытании при крутильных колебаниях зубчатых колес с неподвижными осями вращения, установ9 Ю Пи ЭД I ленных в замкнутом силовом контуре, например , на определение изнашиваемости зубьев, предела выносливости, кривой выносливости , на усталостную долговечность и т.д

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для определения и контроля величины КПД зубчатых механизмов, например зубчатых передач, в динамическом режиме

Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам контроля зубчатых колес

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам, а именно к стендам с замкнутым силовым контуром

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для исследования прочности зубчатых колес и их элементов

Изобретение относится к машиностроению, касается испытательной техники и может быть использовано при испытании агрегатов трансмиссий, передающих большую мощность
Наверх