Способ восстановления коленчатых валов

 

Изобретение относится к ремонтному производству и м.б. использовано преимущественно при восстановлении изношенных шеек коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания или других валов, работающих в условиях смазки. Цель изобретения - предотвращение образования и развития трещин в оболочке, ликвидация дополнительных нагрузок, имеющих гидравлический характер, на шейку и оболочку, а также улучшение условий смазывания шатунных и коренных подшипников в пусковой период в особенности в зимних условиях. Полувтулки оболочки изготавливаются перфорированными , Для замены оболочки при ремонте вала без обработки шейки оболочка имеет метки мест разреза. Соединение полувтулок оболочки между собой выполняется типа ласточкина хвоста. Крепление оболочки к шейке вала выполняется запрессовкой специальных штифтов в материал вала с последующей сваркой к оболочке. Выполнение перфорированной оболочки создает перфоканалы, которые снижают процесс трещинообразования оболочек, являются резервуаром для накопления в них масла, а также выхода масла из-под оболочки , что улучшает условия работы подшипников коленчатого вала. 3 з.п. ф-лы, 5 ил. Ё

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (si>s В 23 P 6/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4663887/27 (22) 21.03.89 (46) 23.03.91. Бюл. ¹ 11 (71) Государствен н ый всесо юзн ый научноисследовательский технологический институт ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка (72) А.П. Кошик, А.И. Самохвалов, Л.А. Бабченко и В,Е. Блох (53) 621,797(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1207666, кл, В 23 К 1/12, В 23 Р 6/00, 1983. (54) СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ (57) Изобретение относится к ремонтному производству и м.б. использовано преимущественно при восстановлении изношенных шеек коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания или других валов, работающих в условиях смазки. Цель изобретения— предотвращение образования и развития

Изобретение относится к ремонтному производству, преимущественно при восстановлении изношенных шеек коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания или других валов, работающих в условиях смазки.

Целью изобретения является предотвращение образования и развития трещин в оболочке, ликвидация дополнительных нагрузок, имеющих гидравлический характер, на шейку и оболочку, а также улучшение условий смазывания шатунных и коренных подшипников в пусковой период в особенности в зимних условиях, . Ы „1636168 А1 трещин в оболочке, ликвидация дополнительных нагрузок, имеющих гидравлический характер, на шейку и оболочку, а также улучшение условий смазывания шатунных и коренных подшипников в пусковой период в особенности в зимних условиях. Полувтулки оболочки изготавливаются перфорированными, Для замены оболочки при ремонте вала без обработки шейки оболочка имеет метки мест разреза. Соединение полувтулок оболочки между собой выполняется типа ласточкина хвоста. Крепление оболочки к шейке вала выполняется запрессовкой специальных штифтов в материал вала с последующей сваркой к оболочке.

Выполнение перфорированной оболочки создает перфоканалы, которые снижают процесс трещинообразования оболочек, являются резервуаром для накопления в них масла, а также выхода масла из-под оболочки, что улучшает условия работы подшипников коленчатого вала. 3 э,п. ф-лы, 5 ил.

На фиг. 1 представлен коленчатый вал с установленными и сваренными между собой перфорированными полувтулками; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 и 4— соединения полувтулок внахлест с меткой в сечении Ж вЂ” Ж, варианты; на фиг. 4-штифт, запрессованный в отверстие в оболочке и теле шейки вала, и перфоканалы; на фиг. 5— соединение полувтулок оболочки замковым методом типа ласточкина хвоста с углами а конусов Морзе, Способ осуществляют следующим образом.

При восстановлении коленчатых валов

1, предусматривающем обработку иэношен1636168 ных шеек, изготовление ремонтных полувтулок 2 и 3 (оболочек) и крепление их к шейкам, полувтулки (оболочки) выполняют перфорированными, т.е. с множеством отверстий, которые затрудняют процесс образования и в особенности развитие трещин, Кроме того, при наличии перфорации на оболочке под воздействием возникающих усилий и больших нагрузок, масло, находящееся под оболочкой, перетекает через отверстия (фиг. 2) и тем самым возникающие гидродинамические нагрузки уменьшаются.

Перфорация может быть сплошной или местной, Это зависит от конструкции вала и условий его работы. Так, для чугунных валов, обладающих, как правило, большей жесткостью и усталостной прочностью, условия работы отличаются меньшей нагруженностью и поэтому можно применить местную перфорацию вдоль концентраторов напряжения, Для замены оболочки без повреждения шейки вала полувтулки выполняются с уступом и выступом или скосами с тем, чтобы имелась возможность соединения их внахлест, Для того, чтобы после сварки полувтулок было известно, в каком месте нужно разрезать при ремонте оболочку, на полувтулках до установки их на шейку вала делают метки.

После установки полувтулок на шейки (с предварительным и поддерживающим нагревом или под давлением для получения необходимого натяга) и сварки между собой в наименьшее нагруженной зоне выполняют отверстия (фреэерованием с профилированной пальчиковой фреэой) через оболочку в материал вала с плавным переходом боковой образующей отверстия в его основание с последующей калибровкой отверстия и запрессовкой штифтов 4 с закругленным основанием и дополнительным закреплением штифта сваркой с телом оболочки. Запрессовка штифтов позволяет снизить расчетный натяг посадки оболочки, что снижает грещинообразование, Соединение полувтулок можно выполнить и беэ сварки, используя замковый метод типа ласточкина хвоста с углами, равными углам конусов Морзе. Это соединение значительно более сложно в осуществлении, но преимуществом его является снижение концентраторов напряжения.

Перфорированными можно выполнять и оболочки, получаемые методом свертных втулок. Эти оболочки целесообразны к применению в тех случаях, когда по соображениям циклической усталостной прочности (стойкости к длительным знакопеременным нагрузкам) недопустим значительный сьем мегалла с шейки вала.

Перфорация улучшает условия смазывания трущихся поверхностей подшипников коленчатого вала в период пуска двигателя.

Это имеет значение для пуска двигателя в зимних условиях, когда наблюдается масляное голодание ввиду запаздывания подачи густого масла к поверхностям трения шатунных и коренных подшипников. Перфорация улучшает смазывание трущихся поверхностей, так как перфоканалы 5, находящиеся в верхней части оболочки вала, выполняют функцию сосудов, в которых масло накапливается и не вытекает, а в период пуска растекается по поверхностям трения еще до поступления масла от масляного насоса, Пример . Проводят процесс восстановления шеек коленчатых валов дизелей

ЯМЗ-238НД.

Шейки коленчатого вала шлифуют: шатунные до диаметра 84 мм, коренные до диаметра 106 мм.

Иэ листа стали 45 толщиной 3 мм вырубаются заготовки полуколец с размерами

73х135 в количестве 8 шт. и 45 х 170 в количестве 10 шт. На заготовки наносится перфорация и отверстия для масляных каналов, Затем производят гибку перфорированных заготовок в полукольца в специальных штампах до диаметров: шатунных полуколец 88 мм и коренных 110 мм, после чего наносится метка места для разреза оболочки.

Полукольца подвергают термической обработке: температура закалки t = 820—

840 С, выдержка 5 — 7 мин, охлаждающая среда — вода. После закалки полукольца подвергают отпуску при t = 400 С, время выдержки 30 — 40 мин. Твердость поверхности должна быть в пределах 45 — 50 НРС, Термически обработанные полукольца устанавливают на шейки вала. Операцию крепления полувтулок осуществляют путем нагрева полувтулок до температуры образования необходимого монтажного зазора в сопряжении оболочка — шейка за счет термического расширения полувтулок (оболочки) и при непрерывном подводе к ним теплоты они устанавливаются на холодные шатунные или коренные шейки вала, сжимаются между собой. Затем снимают прижимающее усилие, полувтулки остывают, Усилие сдвига сваренной втулки (оболочки) эквивалентно усилию, возникающему при напрессовке целой втулки с необходимым расчетным натягом. Стыки оболочек сваривают беэ приварки к шейке вала, На шейках вала с помощью специального кондуктора изготавливают два диаметрально-противоположных отверстия диаметром

1636168

Фиг. 2

7 мм, в которые запрессовывают специальные штифты, удерживающие оболочку от проворачивания и привариваемые к ов )лочкам.

Затем шейки подвергают черновому шлифованию в размер: шатунные 88.25 и коренные 110,25 мм и чистовому шлифованию в размер; шатунные 88-0,015 и коренные 110-0,015 мм. 10

Восстановленный вал подвергают мойке, сушке, контролируют чистоту перфоканалов. После этого шейки вала подвергают консервации, а сам коленчатый вал укладывают в специальную тару. 15

Использование способа обеспечивает ликвидацию дополнительных гидравлических нагрузок на шейки и оболочки, возможность многократного повторного восстановления 20 шеек валов и существенное увеличение ресурса валов до выбраковки, предотвращение образования трещин и их развития в оболочках, а также снижение износа сопряжения шейка — вкладыш в пусковой период 25 двигателя, Формула изобретения

1. Способ восстановления коленчатых валов, включающий механичес; ую обработку изношенных шеек, изготовление разрезных ремонтных оболочек и крепление их к шейкам. отличающийся тем,что,с целью повышения надежности в работе коленчатых валов, оболочки изготавливают перфорированными.

2, Способ по и. 1, отличающийся тем, что, с целью замены оболочки беэ повреждения шейки вала, оболочку снабжают метками, указывающими места разреза.

З.Способпоп.1, отличающийся тем, что после установки оболочки в теле вала через оболочку выполняют отверстия, боковая образующая которых имеет плавный переход в основание и в которые эапрессовывл:от штифты, имеющие сферические основания, и дополнительно закрепляют сплавлением с материалом оболочки.

4 . Способ по и. 1, отличающийся тем, что соединение полувтулок разреэных ремонтных оболочек между собой выполняют замковым методом.

АA

Спазка Р Спазка

1636168

Составитель А.Синельников

Техред М.Моргентал Корректор О,Ципле

Редактор М,Бланар

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 783 Тираж 471 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Способ восстановления коленчатых валов Способ восстановления коленчатых валов Способ восстановления коленчатых валов Способ восстановления коленчатых валов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , преимущественно к ремонтно-восстановительным работам на толстостенных конструкциях с трещинами

Изобретение относится к ремонту деталей и может быть использовано на предприятиях при ремонте коробок передач, задних мостов, двигателей

Изобретение относится к обработке металлов давлением и может быть использовано для изготовления полуколец из плоской заготовки и их установки в разьемные гнезда подшипников скольжения при ремонте последних

Изобретение относится к области восстановления изделий и конструкций с трещинами Целью изобретения является расширение технологических возможностей , обеспечивающих эффективный ремонт композитного изделия с трещиной, расположенной в районе линии контакта материалов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для ремонта машин, работающих в условиях интенсивного абразивного износа

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при восстановлении деталей, преимущественно металлургического оборудования Цель изобретения - повышение качества восстановления

Изобретение относится к машиностроению , в частности к технологии изготовления деталей дизелей типа Д6, Д12 с рубашками блока цилиндров из алюминиевого сплава

Изобретение относится к способам и устройствам для ремонта корпусов шестеренных насосов и может быть использовано в различных отраслях промышленного производства

Изобретение относится к ремонтному производству, а именно к восстановлению изношенных деталей машин, в частности к устройствам для восстановления крестовых ножей промышленных мясорубок пластическим деформированием

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам, предназначенным для восстановления и упрочнения методом индукционной наплавки крупногабаритных деталей и узлов, например, деталей и узлов железнодорожного транспорта

Изобретение относится к технике обновления ремонтопригодных деталей путевых машин методом плазменно-порошковой наплавки с последующей шлифовочной доводкой реконструированных образующих поверхностей
Изобретение относится к ремонту сваркой и может быть использовано при ремонте роликов машин непрерывного литья заготовок, рабочих валков станов горячей прокатки и других деталей, работающих в условиях циклического термического нагружения
Изобретение относится к обработке метала и может быть использовано при восстановлении и ремонте техники в сельскохозяйственном производстве, производимом централизовано
Наверх