Устройство для контроля электрической машины

 

Изобретение относится к электротехнике . Цель изобретения - расширение области применения на измерение геометрических размеров воздушных зазоров и крепительного фланца. Устройство для контроля электрической машины содержит основание 1 с неподвижно закрепленной на нем стойкой 2. На стойке 2 расположен ползун 3 с полуосями 4, стопорным винтом 5 и кронштейном 6. На полуосях 4 закреплено с возможностью поворота неравноплечное коромысло 7 с длинным 8 и коротким 9 плечами. На ползуне размещен блок 10 изменения типа рычажно-зубчатой головки (индикатора ), с подвижным наконечником S

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ÄÄSUÄÄ1638684 (5))5 G 01 R 31/34

5".ИРйЧ1

6к ) Е1Т"..::..:", 7",11Ц

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

17

f5

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЦТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4609234/24-07 (22) 24. ) 1.88 (46) 30,03, 91, Вюл. И - 12 (72) В.А.Шафранский (53) 621.313 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

)) 677039, кл. Н 02 К 15/00, 1977 °

Вогнерубов А.M. и др. Монтаж и ремонт судового электрооборудования, М.: Транспорт, 1978, с. 35, рис. 16.

Кокорев А,С. Контролер сборки электрических машин, аппаратов и приборов. M. Высшая школа, )986, с. 152-153. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ

ЗЛЕ КТРИЧЕС КОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электротехнике. Цель изобретения — расширение области применения на измерение геометрических размеров воздушных зазоров и крепительного фланца.

Устройство для контроля электрической машины содержит основание 1 с неподвижно закрепленной на нем стойкой 2, На стойке расположен ползун

3 с полуосями 4, стопорным винтом 5 и кронштейном 6. На полуосях 4 закреплено с возможностью поворота неравноплечное коромысло 7 с длинным 8 и коротким 9 плечами. На ползуне размещен блок 10 изменения типа рычажно-зубчатой головки (индикатора), с подвижным наконечником

1638684 быть, в частности, изогнутая форма для диагностирования воздушного зазора 17 между статором 18 и ротором 19 электрической машины.

Устройство позволяет диагностировать отклонение геометрической формы не только вала, но и воздушного зазора и крепительного фланца.

10 3 ЭФпе ф лы9 4 илю

Изобретение относится к электротехнике, а именно к средствам технической диагностики и контроля средних и крупных машин, в частности к средствам определения техни20 ческого состояния воздушного зазора, вала и крепительного фланца, и может использоваться при изготовлении, э сплуатации и ремонте этих машин, Цель изобретения — расширение области применения Hd измерение геометрических размеров воздушных зазоров и крепительного фланца.

На фиг.l показано устройство, общий вид; на фиг.2 — устройство, уста30 новленное на валу электрической машины при диагностировании воздушного зазора; на фиг.3 — то же, при диагностировании крепительного фланца на фиг,4 — основание устройства ф °

35 и в.ал машины, разрез.

Устройство содержит основание 1 с неподвижно закрепленной перпендикулярно его продольной оси призматической стойкой 2; расположенный на стойке .2 ползун 3 с полуосями 4, стопорным винтом 5 и кронтшейном 6> подвижно закрепленное на полуос«х 4 с возможностью поворота в плоскости продольных осей основания 1 и стойки

2 неравноплечное коромысло 7 с длинным плечом 8 и коротким плечом 9; закрепленный неподвижно относительно ползуна 3 на кронштейне 6 блок 10 измерения типа рычажно-зубчатой

50 головки индикатора с подвижным наконечником 11; неподвижно закрепляемую на коротком плече 9 коромысла 7 сменную штангу 12 с наконечником 13 °, Коромысло 7 выполнено в виде охватывающей полэун 3 рамки. Длинное

55 плечо 8 коромысла 7 соприкается и взаимодействует с подвижным наконечником ll блока 10 измерения. Сменные

11. Коромысло 7 выполнено в виде охватывающей ползун 3 рамки. На коротком плече 9 с помощью резьбы закреплена сменная штанга 12 с наконечником 13, а длинное его плечо

8 соприкасается с подвижным наконечником 11. Форма и размеры штанги

12 выбираются в зависимости от конкретных условий применения, может штанги 12 с наконечником 13 для контактирования с проверяемой поверхностью диагностируемой машины закрепляются на коротком плече 9 коромысла 7 в резьбовом отверстии.

Форма и размеры штанги 12 с наконечником 13 выбираются в зависимости от габаритов электрической машины

14 и взаимного расположения отверстий 15 в подшипниковых щитах 16 и диагностируемого воздушного зазора

17 (между статором 18 и ротором 19), На фиг.l показана штанга 12 прямолинейной формы для диагностирования воздушного зазора 17, совпадающего по расположению с отверстиями 15 в щитах 16. На фиг ° 2 показана штанга

12 изогнутой Z-образной формы для диагностирования воздушного зазора

17, не совпадающего по расположению с отверстиями 15.

Для диагностирования крепительного фланца 20 машины 14 в зависимости от его размеров применяют прямые или изогнутые штанги 12.

Размеры наконечника 13 штанги 12 выбирают в зависимости от величины воздушного зазора 17.

Изогнутые штанги 12 выполнены иэ жесткого материала заранее известной конфигурации или из мягкого пласт тично деформируемого материала.

Основание 1 выполнено в нижней части с продольной призматической выемкой 21 для размещения вала 22 машины 14 при установке ус1 1ойства в рабочее положение. Выемка 21 выполнена открытой Р, -образной формы (переверн.той основанием вверх) для установки устройства основанием 1 на вал 22 разных диаметров.

Продольная ось выемки 21 совпадает с общей плоскостью поворота коромысла 7 и штанги 12. В установ1638684 ленном на вал 22 положении основания !

1 продольная ocb выемки 21 совпадает с плоскостью продольной оси вала 22.

Устройство работает следующим образом.

Диагностирование воздушного зазора.

Перед диагностированием воздушного зазора 17 электрической машины

14 в зависимости от ее размеров и взаимного расположения зазора 17 и отверстий 15 в подшипниковых щитах

16 выбирают штангу 12 необходимых размеров и конфигурации или, если она выполнена иэ пластично деформируемого материала, придают ей необходимую форму. Штангу 12 со сферическим наконечником 13 закрепляют 20 на коротком плече 9 коромысла 7 в резьбовом отверстиии.

Устройство с закрепленной штангой 12 устанавливают на вал 22 машины 14 основанием 1, при этом гра- 25 ни выемки 21 опираются на поверхности вала 22, регулируют положение ползуна 3 на стойке 2 для ввода штанги 12 сквозь отверстие 15 в щите 16 в ди»гностируемый воздушный 30 зазор 17 и фиксируют полэун 3 винтом

5 в положение, при котором наконечник )3 соприкасается с поверхностью статора 18 в зазоре 17, а коромысло

7 примерно п»раллельно валу 22.

В этом положении коромысла 7 устанавливают в нулевое положение отсчетное устройство 10.

Измерение величины воздушного зазора, 40

Коромысло 7 поворачивают на оси

4 до соприкосновения наконечника 13 с поверхностью ротора 19 в зазоре

17. При этом длинное плечо 8 коромысла 7 воздействует на.подвижный 45 наконечник 11 блока 10 измерения и перемещает его на расстояние, прямо пропорциональное перемещению нако нечника 13 в зазоре 17.

Показания блока 10 измерения с учетом соотношения длин плеч 8, 9 и штанги 12, а также диаметра наконечника 13 соответствует величине диагностируемого воздушного зазора

17 в данной точке его окружности.

l дом бтверстии 15 и аналогично измеряют величину диагностируемого зазора

17 в разных точках.

Проверка отклонения формы поверхности статора от требуемой геометрической.

Устройство устанавливают на вал

22 с касанием наконечником 13 поверхности статора 18 в зазоре 17 аналогично описанному выше. Поворачивают устройство вокруг оси вала 22 в пределах перемещения штанги 12 в отверстиях 15. Наконечник )3 при этом скользит по поверхности статора

18 и каждое отклонение ее формы OT круговой цйлиндрической вызывает соответствующее отклонение штанги

12, коромысла 7 от первоначального положения. Длинное плечо 8 коромысла воздействует на подвижный наконечник 11 блока 10 измерения и показания последнего количественно характеризует отклонение формы поверхности статор» 18 от требуемой геометрической в диагностируемом воздушном зазоре 17.

Проверка отклонения формы поверхности ротора от требуемой геометрической, 1

Устройство устанавливают на вал

22 и фиксируют ползун 3 на стойке 2 стопорным винтом 5 в положении, при котором наконечник 13 штанги 12 соприкасается с поверхностью ротора

19, Блок 10 измерения устанавливают в нулевое положение.

По результатам описанных измерений величины воздушного зазора 17 и проверки отклонения формы поверхности статора 18 и ротора 19 в воздушном зазоре 17 электрической машины 14 до ее разработки диагностируют изменение величины воздушного зазора, наличие и величину статического и динамичес кого эксцентриситетов.

Поворачивают устройство основанием 1 на поверхности вала 22 в пределах перемещения штанги 12 в кажПосле этого устройство поворачивают со скольжением на поверхности вала 22 вокруг его оси в пределах перемещения штанги 12 в отверстиях

15, Каждое отклонение формы ротора

19 от круговой цилиндрической, а также смещение оси его сердечника от оси вала 22 вызывает наблюдаемое отклонение стрелки блока 10 измерения от исходного нулевого значения.

1638684

Диагностирование крепительного фланца электрических машин фланцевого исполнения.

При этом проверяют наличие и ве5 личину радиального биения заточки; наличие и величину осевого биения опорного торца.

Устройство устанавливают основанием 1 на вал 22. Регулируют положение ползуна 3 на стойке 2 до такого, при котором наконечник 13 соприкасается с проверяемой поверхностью крепительного фланца 20, а коромысло 7 примерно параллельно !5 оси вала 22, фиксируют ползун 3 стопорным винтом 5 и устанавливают устройство.в нулевое. положение.

Поворачивая устройство на валу

22 по показаниям отсчетного устрой- 20 ства 10, контролируют наличие и ве личину биения проверяемой поверхности диагностируемого фланца 20.

Диагностирование вала.

Проверка наличия и величины искрив- 25 ления оси вала.

Устройство устанавливают основанием 1 на поверочную плиту, . на которой лапами установлена диагностируемая машина 14. Наконечник 13 упи- 30 рают в штатное центровое отверстие вала 22 !не показано!, регулируют положение ползуна 3 на стойке 2 и фиксируют его винтом 5 в положении, IlpH KoTopQM KOpoMbICJIO 7 IIpHMepHO параллельно плоскости поверочиой плиты и, следовательно, лап машины

14.

Поворачивают вал 22 и по показаниям отсчетного устройства 10 конт- !0 ролируют наличие и величину искривления, Проверка наличия и величины непараллельности оси вала опорной поверхности лап.

Устройство устанавливают основанием 1 на поверочную плиту,на которой лапами установлена машина 14.

Аанлогично описанному фиксируют ползун 3 в положении, при котором штанга 12 перпендикулярна валу 22 и соприкасается с его поверхностью (лежит на валу) в начальной части выступающего конца. Устройство перемещают по поверочной плите вдоль ва55 ла 22. При этом штанга 12 скользит по поверхности вала 22 и наличие и величина его нелараллельности поверхности поверочной плиты и, следовательно, опорной поверхности лап машины 14 .контролируется по показ; ниям блока 10 измерения, Диагностирование ротора после разборки машины.

При проверке ротора разобранной электрической машины (до сборки или после разборки) проверяют отклонение формы ротора от требуемой геометрической (динамический эксцентриситет ротора); радиальное биение выступающего конца вала.

Укаэанные проверки производятся на роторе 19, вынутом из электрической машины 14 с установкой устройства, аналогичной описанной при проверке отклонения формы поверхности ротора собранной машины. При этом при проверке отклонения формы ротора от требуемой геометрической (динамический эксцентриситет) устройство устанавливают основанием 1 на поверхность шеек вала 22. При проверке же радиального биения выступающего конца вала 22 устройство устанавливают основанием 1 на поверхность выступающего конца вала 22, а штангу 12 располагают в положении соприкосновения наконечника !3 с поверхностью шейки вала 22. При обеих проверках устройство поворачивают вокруг оси ротора

19 со скольжением опоры 1 по его поверхности и контролируют отклонение стрелки блока 10 измерения, Использование устройства при ripoизводстве электрических машин позволит получать достаточно полную информацию о качестве их изготовления, особенно точности их сборки.

Наиболее эффективно использование данного устройства в электроремонтном производстве: при предремонтной оценке технического состояния и уровня эксплуатационного износа, а также при операционном контроле ипослеремонтных испытаниях. Целесообразно его применение на предприятиях, занимающихся ремонтом, например, судовых электрических машин, номенклатура которых для каждого отдельного предприятия содержит сотни типов и габаритов машин °

Формула изобретения

1. Устройство для контроля электрической машины, содержащее блок измерения в виде рычажно-зубчатой

1638684

10 индикаторной головки с подвижным наконечником, индикаторная головка установлена на подвижном ползуне со стопорным винтом, который размещен на стойке, установленной на основании, и измерительный элемент, установленный с возможностью контакта с контролируемой поверхностью электрической машины, о т л и ч а ю щ е е— с я тем, что, с целью расширения области применения на измерение геометрических размеров воздушных зазоров и крепительного фланца, оно снабжено подвижным неравноплечным коромыслом с осью, которое предназначено для установки в плоскости продольной оси контролируемой машины и размецено на стойке, а измерительный элемент выполнен в виде щупа с измерительным наконечником, при этом щуп размещен на коротком плече коромысла, 10 а подвижный наконечник индикаторной головки установлен с возможностью контакта с длинным плечом коромысла.

2 ° YCTpOHCTBO lIO II 1, O T JI H ч а ю щ е е с я тем, что щуп выполнен в виде сменной Z-образной штанги, изогнутой в плоскости поворота коромысла.

3. Устройство по п,1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что осьповорота коромысла закреплена на не-. подвижном ползуне, а основание стойки выполнено с выемкой, предназна15 ч ченной для чстановки основания на валу контролируемой машины.

4. Устройство по п.3, о т л ич а ю m, е е с я тем, что выемка основания выполнена призматическои двухгранной с продольной осью, лежащей в плоскости поворота коромысла.

1638684

Со ставитель В. Никаноров

Редактор М.Циткина Техред С.Мигунова

Корректор С.Черни

Заказ 927

Подписное

Тираж 425

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Устройство для контроля электрической машины Устройство для контроля электрической машины Устройство для контроля электрической машины Устройство для контроля электрической машины Устройство для контроля электрической машины Устройство для контроля электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике , а именно к испытаниям короткозамкнутых обмоток роторов асинхронных машин

Изобретение относится к электротехнике , в частности к устройствам экспериментального исследования характеристик шаговых электродвигателей (ШД), и может быть использовано в процессе испытаний, технической приемки и паспортизации ШД в заводских и лабораторных условиях

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения температуры обмоток электрических машин при их испытаниях без отключения от сети по изменению сопротивления обмоток постоянному току, а также для защиты обмоток электрических машин от перегрева

Изобретение относится к автоматизации управления механизмами одноковшового экскаватора

Изобретение относится к электротехнике, а именно к способам определения эксцентриситета ротора асинхронного электродвигателя

Изобретение относится к электротехнике , прет1ущественно к промышленной электроэнергетике, и может быть использовано при экспериментальном определении параметров трехфазных синхронных машин

Изобретение относится к измерительной аппаратуре, применяемой в электротехнике, и, в частности, может быть использовано для контроля воздушного зазора синхронной электрической машины, например гидрогенератора

Изобретение относится к диагностированию электрооборудования, а именно к способам определения технического состояния работающих электродвигателей вентиляторов, размещенных в неразборных корпусах, и выявления неисправностей на ранних стадиях их развития

Изобретение относится к области электроэнергетики и может быть использовано в электрических машинах, работающих в энергосистемах

Изобретение относится к отводу высокочастотного сигнала ошибки из высокочастотного электромагнитного поля в электрической мощной машине с несущим электрическую обмотку статором

Изобретение относится к машиностроению, а именно, к способам и устройствам послеремонтного испытания электрических машин постоянного тока и, в частности, на горных предприятиях для послеремонтного испытания двигателей, генераторов экскаваторов, буровых станков и др

Изобретение относится к устройствам для исследования параметров генераторов и может быть использовано при лабораторных и производственных испытаниях синхронных и асинхронных генераторов

Изобретение относится к электротехнике и касается способов и устройств для испытаний статора, при осуществлении которых разнообразные испытания, такие, как испытания характеристики сопротивления, характеристики экстратока, направления вращения и выдерживаемого напряжения статора проводят ранее соединения полностью изготовленного статора с ротором

Изобретение относится к диагностическому оборудованию и может быть использовано для диагностирования генераторных установок, работающих совместно с аккумуляторными батареями
Наверх