Статор электрической машины переменного тока

 

Изобретение относится к электромашиностроению . Цель изобретения - повышение надежности путем интенсификации теплопередачи. Статор электрической машины содержит ярмо 1 с ребрами охлаждения и зубцовой зоной 2 в виде кольцевых гребенок. Благодаря тому, что на внутренней поверхности ярма расположены трапецеидзльные выступы 7, во впадинах между которыми расположены выступы гребенок с образованием каналов, обеспечивается достижение поставленной цели. 6 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з Н 02 К 5/18

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ОУ2 2

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4611705/07 (22) 01.12,88 (46) 30.03,91. Бюл. t4 12 (71) Харьковский авиационный институт им, Н.E. Жуковского (72) А.И. Яковлев (53) 621.313.713(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 1453532, кл. Н 02 К 15/02, 1986.

Авторское свидетельство СССР

М 1403224, кл. Н 02 К 5/18, 1987. (54) СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

» .Я2„„1638768 А1 (57) Изобретение относится к злектромашиностроению. Цель изобретения — повыше ние надежности путем интенсификации теплопередачи. Статор электрической машины содержит ярмо 1 с ребрами охлаждения и зубцовой зоной 2 в виде кольцевых гребенок. Благодаря тому, что на внутренней поверхности ярма расположены трапе цеидальные выступы 7, во впадинах между которыми расположены выступы гребенок с образованием каналов, обеспечивается достижение поставленной цели. 6 ил.

1638768

10

20 сварка 10

Изобретение относится к электротехнике, конкретно к конструкции статора электрической машины, магнитопровод которого изготавливают безотходно из стальной ленты и пресс-крошки.

Цель изобретения — повышение надежности-путем интенсификации теплопередачи, На фиг. 1 изображен статор с составным безотходным в изготовлении магнитопроводом, продольный разрез; на фиг. 2- то же, поперечный разрез; на фиг, 3 — то же, с охлаждающими каналами в магнитопрово- де; на фиг. 4 — безотходный раскрой стальных лент на две одинаковые плоские гребенки; на фиг. 5 — форма гребенок с зубцами и прямоугольными выступами; на фиг, 6 — статор с составным магнитопроводом (технологический процесс сворачивания на оправке плоских гребенок в цилиндр— зубцавую зону).

Магнитопровод статора состоит из прессованного порошка ярма 1 и зубцовой зоны 2, в пазы которой уложена обмотка 3.

Магнитопровод смонтирован в корпус 4 с ребрами 5 охлаждения. Зубцовая зона 2 выполнена из пакета гребенок, получаемых из безотходной вырубки из рулона, а ярма 1 изготовлено прессованием .из железного порошка, например марки ПЖЭ. Гребенки эубцовай зоны 2 безотходно раскраиваются из рулона стальной ленты, имеют зубцы, пазы и выступы, сочетание которых при сборке ярма и зубцовой зоны обеспечивает конструктивные и технологические параметры статора. На внешней поверхности ярма 1 выполнены продольные пазы 6 с сечением типа "ласточкина хвоста", а на внутренней поверхности — трапецеидальные выступы 7, расположенные на расстоянии пазового деления друг от друга, на гребенке зубцовой зоны 2 выполнены прямоугольные выступы 8. Пазы 6 заполнены алюминием в процессе образования ребер

5 охлаждения, а между выступами 7 и 8 образован охлаждающий канал 9, по которому циркулирует теплоноситель (воздух, вода, масло), отбирая выделившуюся в этой зоне теплоту от потерь в обмотках и магнитопроводе. Гребенки зубцовой зоны 2 скреплены между собой сварочными швами

10, расположенными вдоль образующей цилиндра (фиг, 2).

Изготовление гребенок зубцовой зоны, сборка их с ярмом и корпусом 4 осуществляется в следующей последовательности, Из ленты 11 ° например, штамповкой безотходно вырубают гребенки с зубцами 2 и выступами 8 (на фиг. 4: положение I— подготовка прямоугольной пластины-заготовки; положение II — выштамповка выступов 8. положение III — безотходная вырубка гребенок). Согласно фиг. 5 левая (а) и правая (б) гребенки имеют узкие перемычки 12 (ширина перемычек равна 2,5-4 толщинам стальной ленты). Благодаря этому каждую гребенку (или пакет) легко можно согнуть в цилиндр (фиг. 5-6) при помощи простого приспособления типа круглой оправки. При этом в прессованном из железного порошка ярме 1 выступы 8 расположены между выступами 7. При осевом совмещении предварительно собраных пакетов зубцовой зоны

2 и подогретого до 300-350 С ярма требуется простое приспособление и пресс (не показаны); в результате совмещения указанных частей образуется составной магнитопровод. После сборки магнитопровада c обмоткой последний монтируют в корпус 4.

Возможен также вариант абливки магнитопровода расплавом алюминия с образованием ребер 5 в пазах 6.

Для скрепления кольцевых гребенок зубцовой зоны 2 может быть использована

Асинхронный электродвигатель с предложенным статорам работает следующим образом.

Включение обмоток 3 статара, например, в трехфазную электросеть. приводит к возникновению бегущего магнитного поля в воздушном зазоре между ротором и статором. Взаимодействие этога поля с током в обмотках ротора ведет к возникновению вращающего момента и необходимой электрической мощности для вращения механизма, соединенного с рабочим концам вала электродвигателя. Особенностью работы асинхронного двигателя с рассматриваемым составным безотходным в изготовлении статором по сравнению с прототипом является повышенный КПД иэ-эа уменьшенных вихревых потерь в расчлененных составных элементах магнитопровода.

Формула изобретения

Статар электрической машины переменного тока, содержащий корпус и составной магнитопровад, ярмо которого выполнено в виде цилиндра, отпрессованного из железного порошка с продольными пазами на ега наружной поверхности, имеющими сечение типа "Ласточкин хвост" и заполненными алюминием с образованием ребер охлаждения, а зубцовая зона выполнена в виде пакетов иэ беэотходно раскроенных из стальной ленты кольцевых гребенок с пазами для обмотки и тонкими перемычками между. зубцами и прямоугольными выступами, обращенными к ярму, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью

1638768

Ягружи дазУу»

Жую

В лфх

Ю-E

Фиг.4 повышения надежности путем интенсификации теплопередачи, внутренняя поверхность ярма выполнена с трапецеидальными выступами, расположенными на расстоянии пазового деления друг от друга с образованием впадин, в которых расположены прямоугольные выступы кольцевых гребенок с образованием охлаждающих каналов между впадинами и наружной поверхно5 стью прямоугольных выступов.

1638768 р 8

1

° ° °

° ° ° °

° °

° °

° ° °

° °

° + ° е

° °

° °

° °

° с

Р °

° °

° °

° Ф °

° °

° °

° °

4 °

Ф

° °

° °

Ю °

° °

° °

Ъ

° °

° ° Ф

° °

° °

° ° °

° °

O ° т

° ° ° ° е ° е

° °

Ф ° *

°

° %

° °

° °

° ° °

° ° °

° °

° ° °

° °

Редактор М.Келемеа Техред М.Моргентал Корректор Т;Малец

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 931 Тираж 337 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Статор электрической машины переменного тока Статор электрической машины переменного тока Статор электрической машины переменного тока Статор электрической машины переменного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к области электромашиностроения Цель изобретения - повьшение надежности Магнитопровод статора состоит из навитого из бесконечной ленты на ребро с зазорами между витками ярма 1 и гофрированных перпендикулярно оси статора вставных зубцов 2, имеющих по длине гофры с различной высотой

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению и является усовершенствованием устройства по основному а.с

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при проектировании корпусов мощных преобразователей напряжения, например, для питания железнодорожного транспорта

Изобретение относится к корпусу электрических машин, может использоваться для одно-, трех- и многофазных асинхронных, синхронных, специальных электрических машин нового поколения и их серий

Изобретение относится к электромашиностроению и позволяет улучшить тепловое состояние активных частей статора электрической машины

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению

Изобретение относится к электромашиностроению
Наверх