Способ контроля износа зубьев колес одноступенчатого редуктора

 

Изобретение относится к машиностроению , а именно к средствам и методам контроля зубчатых передач. Цель изобретения - повышение точности путем обеспечения возможности измерения износа каждого зуба колеса в полюсе зацепления. Это достигается тем, что на входном и выходном валах редуктора устанавливают зубчатые диски с числом зубьев (заходов) соответственно червяка и червячного колеса. Снимают отсчеты с каждого зуба колеса в полюсе зацепления до и росле обкатки и используют эти данные для определения износа каждого зуба червячного колеса. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (s>}s G 01 В 5/20

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

-фА! 5 t3 I 3.. (21) 4648924/28 (22) 10.02.89 (46) 07.05.91. бюл. hh 17 (71) Научно-производственное объединение

"ВНИИредуктор" (72) Б.В.Беломесяцев, В.И.Левченко и

А.М.Тюльчен ко (53) 531.717.2:621,833 (088.8) (56} Авторское свидетельство СССР

М 1307219, кл. G 01 В 5/20, 1988. (54) СПОСОБ.-КОНТРОЛЯ ИЗНОСА ЗУБЬЕВ

КОЛЕС ОДНОСТУПЕНЧАТОГО РЕДУКТОРА

Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам и средствам контроля зубчатых передач.

Цель изобретения — повышение точности путем обеспечения возможности измерения изчоса каждого зуба колеса в полюсе зацепления.

На фиг. 1 изображена схема испытательного стенда, работающего по предлагаемому способу; на фиг. 2 — измерительное устройство, контролирующее положение входного вала в фазе измерения; на фиг. 3— измерительное устройство, контролирующее положение выходного вала в фазе контроля нуля.

Стенд(фиг. 1} состоит из основания 1, на котором установлены испытуемый редуктор

2, например червячный привод 3, валоповоротное устройство 4, нагружатель 5, муфта

6 соединения входного вала, муфта 7 соединения выходного вала. К муфте 6 прикреплен диск 8, а к муфте 7 — диск 9. Диск 8 имеет радиальные площадки в количестве, соот„„5Q„„1647222 А1 (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам и методам контроля зубчатых передач. Цель иэобретения— повышение точности путем обеспечения возможности измерения износа каждого зуба колеса в полюсе зацепления, Это достигается тем, что на входном и выходном валах редуктора устанавливают зубчатые диски с числом зубьев (заходов) соответственно червяка и червячного колеса. Снимают отсчеты с каждого зуба колеса в полюсе зацепления до и после обкатки и используют эти данные для определения износа каждого зуба червячного колеса. 3 ил.

I» ветствующем заходности червяка, например четыре (фиг. 2), а диск 9 имеет нарезанные прямые зубья, по расположению. виду профиля и геометрическим параметрам равные червячному колесу. Площадки диска 8 и зубья диска 9 пронумерованы. Стенд имеет два измерительных устройства 10 и 11. С

Измерительное устройство (фиг. 2) со- Дь стоит из жестко установленной на основании 1 подставки 12 с направляющими 13 и с ) площадкой 14. параллельной направляющим, каретки 15 с отсчетным узлом 16. С отсчетным узлом 16 взаимодействует подпружиненный щуп 17. Рычаг 18 служит для перемещения каретки 15 вдоль направляющих 13. Упоры 19 и 20 ограничивают перемещение каретки 15. Упором 19 коррЕктируется высота положения щупа 17, Способ реализуется следующим образом, Испытуемый редуктор с надетыми на соответствующих валах полумуфтами муфт

6 и 7 устанавливают на основание 1 стенда

1647222 и соединяют полумуфты. Вращением выходного вала устанавливают диск 9 таким образам, чтобы линия пересечения. боковай поверхности профиля одного из зубьев диска с делительным диаметром находилась на высоте (фиг, 3), определяемой па формуле

h =А — — (1 )..

hard 4 п

4 Z где А — высота центра диска 9;

d — делительный диаметр;

Z — число зубьев;

h = =. с округлением до целого числа.

Устанавливают на основание 1 стенда 3мерительные устройства 10 и 11 TBI<, чтобы подставка 12 и площадка 14 позволяли свободно вращаться дискам 8 и 9. Рычагом

18 измерительного устройства 11 щуп 17 опускается на линию пересечения боковой поверхности профиля зуба диска с делительным диаметрам, находящуюся на высоте h, фиксируется упором 19 и определяется показание отсчетнага узла 16. Эта показание является исходным размером для первага зуба, находящегося при контакте с. витком червяка в полюсе зацепления. Затем, обеспечив номинальную нагрузку с помощью нагруя<ателя 5, валоповоротным устройством 4 праварачива ат червячный вал, пока отсчетный узел 16 на измерительном устройстве 11 не зафиксирует исходн ый размер. Разворотом диска 8 относительно входного вала устанавливают акаланулевае показание отсчетного узла 16 измерительного устройства 10 и фиксируют диск 8 на валу специальным винтом (не показан), устанавлива ат упор 19 и определяют показание атсчетнаго узла 16, Зто показание является также исходным для первого зуба. Рычагом 18 щупы 17 отводят в положение кантактиравания с жесткой плашадкай 14, Повернув входной вал на угол, достаточный, чтобы щуп мог войти в зону второй радиальной площадки диска 8, переводят каретку измерительного устройства 10 до упора 19, доворачивают входной вал, пока на отсчетном узле 16 не зафиксируется исходныйй размер для первого зуба, После этого каретку измерительного устройства 11 переводят до упора 19 с касанием щупа 17 боковой поверхности зуба диска 9 и фиксиру ат показание атсчетного узла 16, Эта показание будет исходным для второго зуба, Таким образом, определиатся исходные данные для всех зубьев.

После определения исходных размеров для всех зубьев каретки измерительных ус10

30 тройств отводятся в нерабочее положение, и стенд готов к испытаниям.

После приработки или наработки ресурса привод выключают, входной вал доворачивают до момента, когда номер контролируемой площадки диска 8 будет соответствовать номеру, записанному при регистрации исходных данных зубьев диска 9, и устройствами 10 и 11 снимают показания каждого зуба под нагрузкой (аналогично определению исходных данных), сравнивая их с исходными показаниями.

Разница представляет собой суммарный износ боковых поверхностей контактирующих зубьев. В рассматриваемом случае имеется суммарный износ зуба колеса и витков червяка.

Известно, что чем выше твердость и величина относительного удлинения при разрыве канструкцианного материала, тем выше износостойкость. Опыт эксплуатации показывает, что скорость износа каленого и полированного витка червяка в сотни раз меньше скорости износа зубьев бронзового венца червячного колеса, что позволяет в сравнительных испытаниях пренебречь износом червяка.

Формула изобретения

Способ контроля износа зубьев колес одноступенчатого редуктора, заключающийся в том, что устанавливают редуктор на стенд, нагружают, производят обкатку редуктора, измеряют положение выходного вала относительно зафиксированного входного вала, отличающийся тем, что, с целью повышения точности путем обеспечения возможности измерения износа каждого зуба колеса в полюсе зацепления, перед нагрузкой редуктора устанавливают на входном валу редуктора первый зубчатый диск с числом зубьев, соответствующимчислузаходов червяка, на выходном валу редуктора устанавливают второй зубчатый диск с числом зубьев, соответствующим числу зубьев червячного колеса, после нагружения редуктора устанавливают первый отсчетный механизм .на ноль по зубьям первого зубчатого диска, снимают отсчеты по второму отсчетному механизму с каждого

0 зуба второго зубчатого диска, после обкатки редуктора вводят первый и второй отсчетные механизмы в контактирование с первым и вторым зубчатыми дисками, снимают показания с второго отсчетного механизма

5 на каждом зубе второго диска при нулевом положении первого отсчетного механизма и используют полученные данные для опререления износа каждого зуба червячного колеса, 1647222

Составитель Б.Афонский

Техред М,Моргентал Корректор С. Шевкун

Редактор В.Данко

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 1387 Тираж 388 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Способ контроля износа зубьев колес одноступенчатого редуктора Способ контроля износа зубьев колес одноступенчатого редуктора Способ контроля износа зубьев колес одноступенчатого редуктора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , к измерительной технике и может быть использовано для измерения контуров поверхности сложной формы

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения формы венцов цилиндрических зубчатых колес

Изобретение относится к области технических измерений

Изобретение относится к техническим измерениям

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для контроля профиля прямозубых и косозубых фасонных фрез с образующей исходной инструментальной поверхности в виде архимедовой спирали

Изобретение относится к средствам контроля параметров зубчатых колес

Изобретение относится к технике контроля, в частности к устройствам контроля формы цилиндрических обечаек

Изобретение относится к измерительной технике, а именно для измерения геометрических параметров колес и т.п., в частности, с помощью оптических методов

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к метрологическим устройствам для измерения геометрической формы реальных номинально круглых цилиндрических деталей

Изобретение относится к обработке металлов давлением, в частности к производству холодногнутых профилей проката

Изобретение относится к технике измерения параметров криволинейной поверхности и может быть использовано для определения погонной непрямолинейности трубной заготовки

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для контроля геометрических параметров лопаток и межлопаточных каналов лопаточных решеток (рабочих колес и направляющих аппаратов) машины

Изобретение относится к производству газотурбинных двигателей, турбогенераторов и других лопаточных машин

Изобретение относится к измерительной технике в области машиностроения и может быть использовано в производстве и ремонте крупногабаритных изделий во всех отраслях промышленности: авиационной, автомобильной, кораблестроительной, космической и т
Наверх