Устройство для экстренного торможения буровой колонны


E21B44 - Системы автоматического управления или регулирования процессом бурения, т.е. самоуправляемые системы, осуществляющие или изменяющие процесс бурения без участия оператора, например буровые системы, управляемые ЭВМ (неавтоматическое регулирование процесса бурения см. по виду процесса; автоматическая подача труб со стеллажа и соединение бурильных труб E21B 19/20; регулирование давления или потока бурового раствора E21B 21/08); системы, специально предназначенные для регулирования различных параметров или условий бурового процесса (средства передачи сигналов измерения из буровой скважины на поверхность E21B 47/12)

 

Изобретение относится к автоматизации технологических процессов бурения скважины и позволяет повысить быстродействие экстренного торможения буровой колонны (БК). Устройство состоит из датчика 7 скорости перемещения БК 5 и D-триггера (Т) 15, соединенного с управляющим входом исполнительного механизма экстренного торможения БК 5. Дополнительно устройство снабжено элементом 16 задержки, одновибратором 17, элементом ИЛИ 18, инверторами 19 и 20 и ключевым элементом 21. Сигнал с выхода датчика 7 скорости БК поступает на C-вход Т 15. По переднему фронту этого сигнала Т 15 переключается в состояние, которое имеет D-вход. На D-вход Т 15 сигнал поступает с одновибратора 17, который запускается сигналом с датчика 7 скорости БК, задержанном в элементе 16. Временем задержки и длительностью импульса с одновибратора 17 задается максимально возможная скорость перемещения БК. При ее превышении Т 15 переключается и сигнал с его выхода включает исполнительный механизм экстренного торможения. Для установки Т 15 в исходное состояние сигнал логической "1" с элемента 21 через элемент ИЛИ 18 поступает на S-вход Т 15. Сигнал логического "0" при этом с инвертора 20 поступает на R- вход Т 15. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 Е 21 В 44/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4710763/03 (22) 26.06,89 (46) 07.07,91. Бюл. ¹ 25 (71) Челябинский политехнический институт им.Ленинского комсомола (72) В.Г.Маурер и Л.И.Цытович (53) 622.24 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1357551, кл. Е 21 В 44/00, 1986.

Слежановский О.В. и др. Устройства унифицированной блочной системы регулирования дискретного типа, — M.: Энергия, 1975. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭКСТРЕННОГО

ТОРМОЖЕНИЯ БУРОВОЙ КОЛОННЫ (5?) Изобретение относится к автоматизации технологических процессов бурения скважины и позволяет повысить быстродействие экстренного торможения буровой колонны (БК). Устройство состоит из датчика 7 скорости перемещения Б К 5 и D-триггера (Т)

15, соединенного с управляющим входом

„„ lJ„„1661442 А1 исполнительного механизма экстренного торможения БК 5. Дополнительно устройство снабжено элементом 16 задержки, одновибратором 17, элементом ИЛИ 18, инверторами 19 и 20 и ключевым элементом

21. Сигнал с выхода датчика 7 скорости БК поступает на С-вход Т 15. По переднему фронту этого сигнала Т 15 переключается в состояние, которое имеет D-вход. На D-вход

Т 15 сигнал поступает с одновибратора 17, который запускается сигналом с датчика 7 скорости БК, задержанном в элементе 16.

Временем задержки и длительностью импульса с одновибратора 17 задается максимально возможная скорость перемещения

БК. При ее превышении Т 15 переключается и сигнал с его выхода включает исполни- Я тельный механизм экстренного торможения. Для установки Т 15 в исходное состояние сигнал логической "1" с элемента

21 через элемент ИЛИ 18 поступает на Sвход Т 15. Сигнал логического "0" при этом с Я инвертора 20 поступает íà R-вход Т 15. 4 ил, 1661442

Изобретение огносится к области автоматизированного вентильного электропривода и может использоваться при автоматизации технологических процессов в бурении, в частности, при проведении спу- 5 ско-подъемных операций, Целью изобретения является повышение быстродействия экстренного торможе,, ния буровой лебедки.

На фиг. 1 изображена функциональная 10 схема электропривода бурового станка; на фиг. 2 — структурная схема датчика скорости и устройства для экстренного торможения, на фиг. 3 и 4 — временные диаграммы работы устройства в различных режимах, 15

В состав электропривода (фиг.1) входит система 1 управления электродвигателем

2, редуктор 3, лебедка 4, связанная через трос с буровой колонной 5, исполнительный механизм 6 экстренного торможения ко- 20 лонны 5, а также устройство для экстренного торможения буровой колонны с датчиком 7 скорости, Датчик скорости может быть выполнен на основе кодового диска 8, ось которого 25 совмещена с осью контактного ролика 9, источника 10 света и фотосчитывателя 11, содержащего фотодиод 12, резистор 13 и компэратор 14, В устройстве для экстренного торможе- 30 ния буровой колонны, выход датчика скорости соединен с С-входом D-триггера 15 и через элемент 16 задержки и одновибратор

17 — с его 0-входом. Выход элемента ИЛИ

18 соединен с S-входом D-триггера, выход 35 которого через первый инвертор 19 подключен к первому входу элемента ИЛИ 18. Второй вход элеМента ИЛИ 18 и второго инвертора 20, выход которого соединен с

R-входом 0-тоиггера 15, соединены с по- 40 движным контактом ключевого элемента 21, два неподвижных контакта которого подключены к источникам сигналов логических

"0" и "1" соответственно, Наличие сигнала логической "1" на ко- 45 мандном входе системы 1 управления обеспечивает нулевое значение напряжения на электродвигателе 2, который предназначен для спуска-подъемных операций буровой колонны 5, Электродвигатель 2 связан с ко- 50 лонной 5 через редуктор 3, леоедку 4 и трос испыта-:ельный. Механизм 6 при подаче его на управляющий вход сигнала логической

"1" переводится в режим экстренного торможения колонны 5. 55

Датчик скорости число-импульсного типа преобразует скорость вертикального перемещения колонны 5 в частоту импульсов.

С одной стороны диска 8 (Фиг.2) расположен источник 10 света. а с другой стороны -d>oтосчитыватель 11, При воздействии на фотодиод 12 светового потока от источника 10 сопротивление фотодиода 12 уменьшается, а компаратор 14 переходит в положение логическЬй "1". D-триггер 15 переключается в состояние, которое имеет D-вход по переднему фронту импульса на С-входе. При этом на R- u S-входы должны быть поданы сигналы "1". Наличие "О" íà S-входе (R=1) переводит D-триггер 15 в состояние "1". Подача на R-вход "О" (S=1) устанавливает 0триггер 15 в нулевое состояние, В случае

R = S = 1 D-триггер 15 управляется по С- и

D-входам, Элемент 16 передает выходные импульсы с фотосчитывателя 11 на вход одновибратора 17 с фиксированной задержкой по времени, который запускается по переднему фронту v. формирует на выходе импульс заданной длительности.

На фиг, 2 — 4 обозначены Y>>(t) — выходной сигнал фотосчитывателя 11; Т1, Tz— периоды выходных импульсов фотосчитывателя 11; т, — время задержки, формируемое элементом 16 задержки; Y1s(t) — выходной сигнал элемента 16 задержки; Уп(с) — выходной сигнал одновибратора 17; ъ, — длительность выходного импульса одновибратора

17; У7(1) — выходной сигнал 0-триггера 15;

tD — момент времени дискретного увеличения скорости перемещения объекта 5 выше допустимого значения (обрыв троса, связывающего колонну 5 с лебедкой 4); to — момент времени перехода 0-триггера 15 в состояние логической "1" (экстренное торможение колонны).

Устройство для экстренного тормОжения буровой колонны работает следующим образом.

Электродвигатель 2 совместно с блоками 1 — 4 осуществляет спуско-подъемные операции буровой колонны 5. Контроль за скоростью перемещения буровой колонны 5 производится с помощью датчика скорости, по сигналам которого устройство фиксирует максимальное значение скорости путем формирования на выходе сигнала логической "1", При нормальном режиме работы бурового станка сигнал на выходе 0-триггера 15 равен нулю, а исполнительный тормозной механизм 6 находится в выключенном состоянии. Датчик скорости работает следующим образом. В момент времени прохождения светопроницаемого отверстия диска 8 (фиг.2) между источником

1Î и фотосчитывателем 11 происходит уменьшение внутреннего сопротивления диода 12, Напряж,-;-:ие на резисторе 13 дис;ретно увеличивается, и компаратор 14 пе1661442 реходит в состояние логической "1" (фиг.3a,4а).

Частота выходного сигнала компаратора 14 пропорциональна скорости перемещения объекта 5, В исходное нулевое состояние D-триггер 15 устанавливается путем кратковременного переключения ключевого элемента 21 в состояние "1". Тогда на выходе второго инвертора 20 появляется "0", а напряжение на выходе элемента

ИЛИ 18 соответствует "1", Одновибратор 17 запускается передним фронтом выходного импульса элемента 16 задержки (фиг.Зб,в) и на его выходе появляется сигнал (фиг.Зв) с заранее заданной длительностью, определяющей минимально допустимый период следования сигнала с выхода компаратора

1М (максимально допустимую скорость перемещения объекта 5), Если Т1 > (т + t ) (фиг.За — в) 0-триггер 15 находится в нулевом состоянии, так как передний фронт выходного сигнала компаратора 14 (фиг.За) совпадает по времени с нулевым уровнем напряжения íà D-вход 0-триггера 15 (фиг. 3 в, г).

Предположим, что в момент времени т, (фиг,4э) происходит обрыв троса, связывающего лебедку 4 с объектом 5, Тогда под действием собственной массы колонны 5 начинает перемещаться вниз и скорость ее движения резко увеличивается. Это влечет за собой уменьшение периода выходных импульсов фотосчитывателя 11 до значения (фи r.4à, в)

Т2 т,, Тогда 0-триггер 15 по истечении времени Т2 переключается в состояние логической "1" (фиг.4а,r). На выходе первого инвертора 19 сигнал равен "0", Второй вход элемента ИЛИ также подключен к "0" через ключевой элемент 21, а на R-вход подана

"1". В результате D-триггер 15 принудительно фиксируется в единичном состоянии, что

5 препятствует возникновению в контуре 5, 6, 7 режима автоколебаний, Система 1 управления обеспечивает останов двигателя 2, а тормозное устройство 6, воздействуя на колонну 5, препятствует ее дальнейшему пе10 ремещению, что ликвидирует аварийную ситуацию на объекте. В результате повышает надежность работы системы в целом.

15 Формула изобретения

Устройство для экстренного торможения буровой колонны, содержащее 0-триггер, выход которого соединен с управляющим входом исполнительного ме20 ханизма экстренного торможения буровой колонны, а также датчик скорости перемещения буровой колонны, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью повышения быстродействия, устройство снабжено элементом

25 задержки, одновибратором, элементом

ИЛИ, двумя инверторами и ключевым элементом, при этом выход датчика скорости подключен к С-входу 0-триггера и через последовательно соединенные элемент задер30 жки и одновибратор к 0-входу О-триггера, выход которого через первый инвертор соединен с первым входом элемента ИЛИ, по-, движный контакт ключевого элемента подключен к второму входу элемента ИЛИ

35 и через второй инвертор к R-входу 0-триггера, причем выход элемента ИЛИ соединен с

S-входом D-триггера, а первый и второй неподвижные контакты ключевого элемента подключены к источникам сигналов логwe40 ской "1" и логического "0" соответственно.

1661442

Ж 1«

М ) Составитель В.Шилов

Техред М,Моргентал Корректор О.Ципле

Редактор М.Бланар

Заказ 2109 Тираж 363 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Устройство для экстренного торможения буровой колонны Устройство для экстренного торможения буровой колонны Устройство для экстренного торможения буровой колонны Устройство для экстренного торможения буровой колонны 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к бурению скважин и позволяет повысить точность управления процессом за счет выбора оптимальных режимных параметров

Изобретение относится к бурению геологоразведочных скважин, а именно к предотвращению аварий бурильного инструмента в процессе колонкового геологоразведочного бурения

Изобретение относится к вращательному бурению скважины, к способам регулирования вращательного буренияв переходных процессах

Изобретение относится к бурению скважин и позволяет повысить эффективность бурения за счет разбуривания восстающей в оптимальном режиме

Изобретение относится к контролю и управлению процессом бурения и предназначено для измерения аксиальных и радиальных усилий в узлах горных машин

Изобретение относится к горной промышленности и позволяет повысить производительность бурового агрегата за счет сокращения времени поиска оптимальных управляющих сигналов и устранения заклинивания инструмента при его забуривании

Изобретение относится к горной промышленности

Изобретение относится к горной промышленности и предназначено для бурения шпуров при прохождении горных выработок буровзрыным способом

Изобретение относится к нефтегазодобывающей пром-сти

Изобретение относится к устройствам для центрирования буровых штанг

Изобретение относится к бурению и ремонту скважин и предназначено для повышения скорости спуско-подъемных операций при переходе на работу с насосными штангами

Изобретение относится к бурению и ремонту скважин и предназначено для повышения скорости спуско-подъемных операций при переходе на работу с насосными штангами

Изобретение относится к механизации процессов при спускоподьемных операциях в бурении

Изобретение относится к нефтегазодобывающей пром-сти и предназначено для свинчивания-развинчивания насосно-компрессорных труб, Цель - расширение функциональных возможностей за счет обеспечение возможности захвата трубы как за ее тело, так и за элементы муфтовозамкового соединения

Изобретение относится к нефтегазодобывающей пром-сти и предназначено для свинчивания-развинчивания насосно-компрессорных труб, Цель - расширение функциональных возможностей за счет обеспечение возможности захвата трубы как за ее тело, так и за элементы муфтовозамкового соединения

Изобретение относится к горной проми м.б

Изобретение относится к горной промышленности

Изобретение относится к бурению нефтяных и газовых скважин и может быть использовано в буровых установках с верхним приводом вращения колонны бурильных труб
Наверх