Двухканальный электропривод

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано при создании систем управления точными сканирующими устройствами. Целью изобретения является повышение срока службы электропривода путем облегчения условий работы электродвигателя по нагреву и повышение точности электропривода при использовании одного датчика. Электропривод содержит электродвигатель 4, сочлененный с подвижной платформой и подключенный на выход преобразователя 3. Пьезодвигатель 9 сочленен одним концом с исполнительным органом 1, а другим закреплен на подвижной платформе 2. В предлагаемом электроприводе обеспечиваются разделение каналов управления пьезодвигателем и электродвигателем перемещения подвижной платформы по задающему воздействию и организация связи между каналами, не допускающей прохождения высокочастотных сигналов на электродвигатель. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕ ННЫ И КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ (Л

С:

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ. (21) 4716517/07 (22) 07,07.89 (46) 23.07.91. Бюл. ¹ 27 .. (71) Московский энергетический институт (72) А.А.Никольский, В.А.Ошега и К.Д,Спанаки (53) 621.316.718.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1064409, кл. Н 02 P 5/06, 1983.

54) ДВУХКАНАЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД

57) Изобретение относится к электротехике и может быть использовано при создании систем управления точными сканирующими устройствами. Целью изобретения является . повышение срока службы электропривода путем облегчения условий работы электроИзобретение относится к электротехнике и может быть использовано при создании силового нагружения в оптике, оборудовании для металлообработки, для сращива.ния кристаллов и т.д.

Целью изобретения является повышение срока службы электропривода путем облегчения условий работы электродвигателя по нагреву и повышение точности электропривода при использовании одного датчика.

На чертеже изображена блок-схема предлагаемого зле ктроп ривода.

Двухканальный электропривод содержит исполнительный орган 1, подвижную платформу 2, преобразователь 3, электродвигатель 4, сочлененный с подвижной платформой и подключенный на выход преобразователя 3, последовательно соединен„,!Ж, „1665488 А1 двигателя по нагреву и повышение точности электропривода при использовании одного датчика. Электропривод содержит электродвигатель 4, сочлененный с подвижной платформой и подключенный на выход преобразователя 3. Пьезодвигатель 9 сочленен одним концом с исполнительным органом 1, а другим закреплен на подвижной платформе 2, В предлагаемом электроприводе обеспечиваются разделение каналов управления пьезодвигателем и электродвигателем перемещения подвижной платформы по задающему воздействию и органиэация связи между каналами, не допускающей прохождения высокочастотных сигналов на электродвигатель. 1 ил. ные блок задания 5 перемещения исполнительного органа 1. первый сумматор 6, интегратор 7, усилитель 8 и пьезодвигатель 9, сочлененный одним концом с исполнительным органом 1, а другим закрепленный на подвижной платформе 2, датчик 10 перемещения исполнительного органа 1,.соединенный с вторым входом первого сумматора

6, а также блок задания 11 перемещения подвижной платформы 2 и второй сумматор

12, выход которого подключен на вход преобразователя 3, а входы соединены с выходами блока задания 11, перемещения подвижной платформы 2, датчика 10 перемещения исполнительного органа 1 и усилителя 8.

На схеме обозначены также сигналы: U— напряжение на выходе усилителя 8; l<>— сигнал на выходе блока задания 11 переме1665488

50 щения подвижной платформы 2; д — сигнал ошибки по положению исполнительного органа 1 на выходе первого сумматора 6; I=,— сигнал на выхода датчика 10, пропорциональный перемещению исполнительного органа 1; Х вЂ” сигнал на входе преобразова теля 3; 4 — сигнал на выходе блока 5 задания перемещения исполнительного органа; 4— перемещение подвижной платформы 2, Электропривод работает. следующим образом.

Задающий сигнал по положению исполнительного органа 1 с выхода блока 5 задания перемещения исполнительного органа

1 поступает на вход первого сумматора 6, где сравнивается с сигналом датчика 10 положения исполнительного органа 1. Ошибка !

: по положению исполнительного органа 1 с выхода первого сумматора 6 поступает на вход интегратора 7, выходное напряжение . которого усиливается усилителем 8. Напряжение с выхода усилителя 8 поступает на пьезодвигатель 9, который деформируется и перемещает исполнительный орган на расстояние Л, пропорциональное изменению напряжения на выходе усилителя 8, а такжеусилиювнешнего нагружения Fc, действующего на исполнительный орган

Л= UKo/Ky+ Fc/Ky (1), где К >- коэффициент обратного пьезоэффекта., Н/В;, Ky — коэффициент упругости пьезодвигателя, Н/м.

Задающий сигнал, соответствующий требуемому перемещению подвижной платформы 2, поступает с выхода блока 11 задания перемещения, подвижной платформы на первый вход второго сумматора 12 и далее на преобраЗователь 3, который подает питание на электродвигатель 4. Электродвигатель 4 включится и будет перемещать подвижную платформу 2 до тех пор, пока сигнал Х на выходе второго сумматора

Х =!оз+ KU -Ig (2) не станет равным нулю, С учетом очевидных соотношений между заданными и действительными перемещениями платформы 2 и исполнительного органа " кое ошибок по положению исполнительного органа д и ошибКи грубого канала c= lc -.4, выражение для Х можно переписать. иначе

Х=К Ч вЂ” Л+E. (3)

Если коэффициент суммирования по входу второго сумматора, связанному с выходом усилителя, выбрать равным К = К>/Ку, то, при отсутствии внешнего силового нагружения, действующего на исполнительный орган 1, сигнал Х, согласно выражению

25 0

40 (3), будет равен ошибке грубого канала е =1>3 Io. Движение платформы 2 прекратится в этом случае при равенстве нулю ошибки грубого канала, При этом высокочастотные составляющие, содержащиеся в .. сигналах на выходе усилителя 8 и датчика 10 перемещения исполнительного органа, взаимно компенсируются и воздействие на преобразователь 3 со стороны точного канала не поступает.

С появлением на исполнительном органе 1 возмущающих усилий, вызывающих деформацию пьезодвигателя 9, изменится сигнал на выходе датчика 10 перемещения исполнительного органа, на входе интегратора 7 появится ошибка, которая интегрируется интегратором 7 и усиливается усилителем 8. Пьезодвигатель 9 деформируется, возвращая исполнительный орган 1 в исходное состояние.

При появлении на исполнительном органе 1 медленно меняющегося возмущающего усилия Fc после отработки ошибки пьезодвигателем 9 сигнал с выхода датчика

10 перемещения исполнительного органа возвращается в исходное состояние, в то время, как сигнал на выходе усилителя 8 приобретает новое значение. В результате на выходе второго сумматора 12 появляется сигнал

Х= Fc/Ку+ я > (4) управляющий электродвигателем 4. Электродвигатель 4 перемещает платформу 2 вместе с закрепленным на ней пьезодвигателем 9 с исполнительным органом 1, Это перемещение вызывает изменение напряжения на выходах интегратора 7 и усилителя 8, Движение платформы 2 прекратится при равенстве нулю среднего значения напряжения на выходе усилителя. Смещение e= i o — I<> платформы 2 под действием возмущающего усилия Fc в установившемся режиме в точноСти, согласно выражениям (4) и (1), равно и противоположно направлено деформации пьезодвигателя 9. Соглсующий сигнал, поступающий на вход грубого канала со стороны точного, пропорционален при этом действующему на исполнительный орган возмущающему усилию.

Высокочастотные сигналы. которые могут содержаться в сигналах на выходах усилителя 8 и датчика 10, взаимно компенсируются и на вход преобразователя 3 не поступают.

Таким образом, в электроприводе с одним датчиком 10 положения исполнительного органа достигается разделение каналов управления по задающему воздействию. При этом высокочастотные воздействия не поступают на электродвигатель 4, 1665488

Формула изобретения

Двухканальный электропривод, содержащий исполнительный орган, подвижную платформу, преобразователь, электродвигатель, сочлененный с подвижной платформой и подключенный на выход преобразователя, последовательно соединенные блок задания перемещения исполСоставитель М.Кряхтунова

Техред М.Моргентал Корректор В. Гирняк

Редактор Т.Иванова

Заказ 2398 Тираж 354 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 тем самым улучшая условия его работы по нагреву. В то же время все управляющие воздействия отрабаты ва ются быстродействующим пьезодвигателем 9, повышая динамическую точность электропривода. Вместе с тем электродвигатель 4 отрабатывает низкочастотные воздействия, а заявленные связи обеспечивают максимальный динамический запас по перемещению пьезодвигателя 9, что также увеличивает точность электропривода. нительного органа, первый сумматор, интегратор, усилитель и пьезодвигатель, сочлененный одним концом с исполнительным органом, а другим закрепленный на по5 движной платформе, датчик перемещения исполнительного органа, соединенный с входом первого сумматора, о т л и ч а ю щ ий с я тем, что, с целью повышения срока службы электропривода путем облегчения

10 условий работы электродвигателя по нагреву и повышения точности электропривода при использовании одного датчика перемещения, в него дополнительно введены блок задания перемещения подвижной платфор15 мы и второй сумматор, выход которого подключен к входу преобразователя, а входы соединены с выходами блока задания перемещения подвижной платформы, датчика перемещения исполнительного органа и

20 усилителя.

Двухканальный электропривод Двухканальный электропривод Двухканальный электропривод 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления электродвигателями постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах прокатных станов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах постоянного тока с потенциальным моментом нагрузки и регулированием магнитного потока

Изобретение относится к электротехнике, в частности к прецизионным электроприводам с синфазным вращением вала электродвигателя, и может быть применено в системах автоматического регулирования приводами в видеомагнитофонах

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления электродвигателями постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для управления приводом аппаратов записи информации

Изобретение относится к электротехнике, а именно к синхронизированному электроприводу

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в автоматизированных системах регулирования скорости вращения электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в автоматизированных электроприводах с вентильными преобразователями постоянного и переменного тока, например в электроприводах металлорежущего станков

Изобретение относится к электротехнике, в частности к системам управления реверсивными вентильными электроприводами постоянного тока с раздельным управлением групп вентилей преобразователя, и может быть использовано в металлургической, бумагоделательной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к электротехнике, в частности к позиционным электроприводам постоянного тока, и может быть использовано для автоматизации металлорежущих станков, электромеханических роботов и других механизмов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к системам стабилизации скорости вращения двигателей постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического управления для регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока
Наверх