Радиально-упорная гидростатическая опора

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в шпиндельных узлах металлорежущих станков с гидроили аэростатическими опорами. Цель изобретения - улучшение нагрузочных характеристик. Подшипник скольжения состоит из корпуса 1, установленной в нем втулки 2 с несущими камерами 4 и 5, образующей рабочий зазор с цапфой вала 3. Подвижный кольцевой регулятор (Р) 9 установлен на упругих элементах, выполненных в виде фигурных плоских пружин 11 или эластичных прокладок. Входные щелевые дроссели 12 образованы сопряженными коническими поверхностями Р 9 и втулки 2 или корпуса 1 и Р 9. При нагружении цапфы вала 3 радиальной силой изменяется давление в оппозитных несущих камерах 4 и управляющих карманах 6. Р 9 смещается в радиальном направлении, изменяя зазор входных дросселей 12. Это приводит к увеличению поступления смазки в нагруженную камеру и к уменьшению в разгруженную. При осевом нагружении давление возрастает на одинаковую величину во всех несущих камерах 5 и управляющих камерах. Это вызывает осевое смещение Р 9 и увеличение поступления смазки во все карманы. Цапфа вала 3 при этом перемещается в осевом направлении навстречу действующей нагрузке. Благодаря такому выполнению обеспечивается отрицательная осевая податливость. 3 з.п.ф-лы, 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (и)з Е 16 С 32/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

7 Б

Фиг.1

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4643055/27 (22) 26.01.89 (46) 07.08.91. Бюл. N- 29 (71) Красноярский политехнический институт (72) С, Н. Шатохин и С. А. Ярошенко (53) 621.822.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР й. 1530853, кл. F 16 С 32/06, 1987.,, Я2,, 1668763 А1 (54) РАДИАЛЬНО-УПОРНАЯ ГИДРОСТАТИЧЕСКАЯ ОПОРА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в шпиндельных узлах металларежущих станков с гидро- или аэростатическими опорами. Цель изобретения — улучшение нагрузочных характеристик. Подшипник скольжения состоит иэ корпуса 1, установленной в нем втулки

2 с несущими камерами 4 и 5, образующей

1668763

10 ( рабочий зазор с цапфой вала 3. Подвижный кольцевой регулятор (P) 9 установлен на упругих элементах, выполненных в виде фигурных плоских пружин 11 или эластичных прокладок, Входные щелевые дроссели 12 образованы сопряженными коническими поверхностями P 9 и втулки

2 или корпуса 1 и P 9, При нагружении цапфы вала 3 радиальной силой изменяется давление в оппоэитных несущих камерах 4 и управляющих карманах 6. Р 9 смещается в радиальном направлении, изменяя зазор входных дросселей 12, Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в шпиндельных узлах металлорежущих станков с гидро- и аэростатическими подшипниками.

Целью изобретения является улучшение нагрузочнй способности подшипника путем достижения отрицательной осевой податливости.

На фиг. 1 показана гидростатическая опора с упругими элементами регулятора в виде фигурных плоских пружин, общий вид; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг.

3 — гидростатическая опора с упругими элементами регулятора в виде эластичных прокладок; на фиг. 4 — разрез Б-Б на фиг. 3.

В корпусе 1 неподвижно установлена втулка 2, охватывающая с рабочим зазором цапфу вала 3 с упорным буртом. На внутренней поверхности втулки 2 выполнены радиальные несущие камеры 4, воспринимающие радиальную нагрузку, а на торце со стороны бурта - осевые несущие камеры 5, воспринимающие осевую нагрузку. На наружной поверхности втулки 2 выполнены управляющие карманы 6, ограниченных с обеих сторон кольцевыми поясками 7, каждый из которых сообщается с одним из несущих камер 4 и 5 соединительными каналами 8. Втулку 2 охватывает подвижный кольцевой регулятор 9 расхода смазки, упруго соединенный с неподвижным.сланцем 10 плоскими фигурными пружинами 11, которые позволяют регулятору

9 перемещаться в радиальном, осевом и угловом направлениях в пределах входных щелевых дросселей 12, образованных сопряженными коническими поверхностями регулятора 9 и кольцевых поясков 7 управляющих карманов 6. Фигурные плоские пружины 11 могут быть выполнены Z-образной формы.

Это приводит к увеличению поступления смазки в нагруженную камеру и к уменьшению в разгруженную. При осевом нагружении давление возрастает на одинаковую величину во всех несущих камерах

5 и управляющих камерах. Это вызывает осевое смещение P 9 и увеличение поступления смазки во все карманы, Цапфа вала

3 при этом перемещается в осевом направлении навстречу действующей нагрузке.

Благодаря такому выполнению обеспечивается отрицательная осевая податливость, 3 з,п, ф-лы, 4 ил.

20 Радиально-упорная гидростатическая опора, изображенная на фиг, 3, состоит из корпуса 1, установленной в нем втулки 2, охватывающей с рабочим зазором коническую цапфу вала 3. На внутренней поверх25 ности втулки 2 выполнены несущие камеры

4, воспринимающие осевые и радиальные нагрузки. На наружной поверхности втулки 2 с помощью эластичных прокладок 13 установлен кольцевой регулятор 9, имею30 щий коническую наружную поверхность, на которой выполнены управляющие карманы

6, связанные с несущими камерами 4 каналами 8, проходящими через эластичные прокладки 13. Входные щелевые дроссели 12

35 образованы наружной поверхностью регулятора 9 и внутренней конической поверхностью корпуса 1.

Опора работает следующим образом . (фиг. 1}.

40 Смазка, нагнетаемая источником давления Р (не показан), через входные щелевые дроссели 12 поступает в управляющие карманы 6, а из них по каналам 8 попадает в несущие камеры 4 и 5.

35 При действии на цапфу вала 3 радиальной нагрузки f> увеличивается давление в нагруженных и уменьшается в разгруженных несущих камерах 4 и управляющих карманах 6. Это приводит к упругому сме50 щению кольцевого регулятора 9 преимущественно в радиальном направлении. Зазор входного щелевого дросселя 12 в зоне нагруженной камеры увеличивается, в зоне разгруженной — уменьшается. Это обеспе55 чивает дополнительное поступление смазки в нагруженную камеру, а в разгруженной камере поток смазки уменьшается. При действии на цапфу вала 3 осевой нагрузки foe давление возрастает на одинаковую величину во всех несущих камерах 5 и связанных с

1668763 ними управляющих карманах 6. Появляющаяся при этом дополнительная составляющая гидростатических сил давления на внутреннюю коническую поверхность подвижного кольцевого регулятора 9 вызы- 5 вает его осевое смещение, что приводит к увеличению зазора входных щелевых дросселей 12. Приток смазки во все несущие камеры увеличивается на одинаковую величину. Это изменение приводит к 10 перемещению цапфы вала в осевом направлении, навстречу действующей нагрузке.

Принцип работы гидростатической опоры по фиг, 3 отличается тем, что и осевую, и радиальную нагрузки воспринимают 15 несущие камеры 4, выполненные на конической внутренней поверхности втулки 2 опоры. При действии на цапфу вала 3 радиальной нагрузки появляется разность давлений в оппозитных несущих камерах 4 и 20 управляющих карманах 6, Регулятор 9 при этом перемещается в радиальном и угловом направлениях за счет гидростатических сил давления, действующих на его коническую поверхность. При действии осевой нагруз- 25 ки foe смещение кольцевого регулятора 9 происходит только в осевом направлении, так как радиальные составляющие гидростатических сил уравновешиваются, а осевые составляющие направлены 30 одинаково.

Выполнение поверхностей, образующих щелевые дроссели, коническими позволяет изменять поступление смазки в карманы опоры не только за счет ради- 35 ального, но также осевого и углового перемещений кольцевого регулятора, в зависимости от характера нагружения (рвдиальная, осевая или моментная нагрузка). Выполнение упругих элементов 40 регулятора в виде фигурных плоских пружин или эластичных прокладок позволяет осуществлять перемещение подвижного кольцевого регулятора по пяти степеням овободы (два радиальных, два,угловых и 45 одно осевое перемещение). СойЬкупность

I этих двух признаков позволяет достичь радиальной, угловой и осевой отрицательной податливости опоры, величина каждой из которых зависит от соотношения осевой и радиальной податливости упругих элеменtoe, а также от конусности сопряженных поверхностей, образующих щелевые дроссели, Причем, величина отрицательной радиальной и угловой податливости опоры увеличивается эа счет сложения радиального и углового перемещения регулятора.

Формула изобретения

1. Радиально-упорная гидростатическая опора, содержащая цапфу вала, корпус и установленную в нем концентрично втулку с несущими камерами, а также размещенный на упруго радиальных элементах подвижной кольцевой регулятор и входные щелевые дроссели, сообщающиеся посредством каналов с несущими камерами, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что с целью улучшения нагрузочных характеристик, подвижной кольцевой регулятор дополнительно снабжен упруго осевыми элементами, при этом поверхности, образующие входные щелевые дроссели, выполнены коническими.

2. Опора по и. 1, отличающаяся тем, что упругие элементы подвижного кольцевого регулятора выполнены в виде фигурных плоских пружин и одна из сопряженных конических поверхностей, образующих входные щелевые дроссели, расположена на втулке в зоне каналов, сообщающих упо- мянутые дроссели с несущими камерами.

3. Опора по и. 2 отличающаяся тем, что фигурные плоские пружины выполнены Z-образной формы.

4. Опора по и. 1, отличающаяся тем, что упругие элементы выполнены в аиде конусообразных эластичных кольцевых прокладок, установленных между втулкой и кольцевым регулятором, а одна из сопряженных конических поверхностей, образующих входные щелевые дроссели, расположена в корпусе.

1668763

1668763

Составитель Т.Хромова

Редактор А.Шандор Техред М.Моргентал Корректор Т.Палий

Заказ 2644 Тираж 413 Подписное

8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35. Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Радиально-упорная гидростатическая опора Радиально-упорная гидростатическая опора Радиально-упорная гидростатическая опора Радиально-упорная гидростатическая опора Радиально-упорная гидростатическая опора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в турбостроении

Изобретение относится к машиностроению и может Ьыть использовано в турбомашинах, шлифовальных станках и в ряде других агрегатов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к гидростатическим радиально-упорным опорам

Изобретение относится к приборостроению и точному машиностроению, в частности к крупным высокоточным опорно-поворотным устройствам оптических телескопов, и предназначено для регулирования системы контроля толщины масляной пленки в гидростатических опорах поворотной части

Изобретение относится к машиностроению, более конкретно к опорным узлам машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковых узлах высокооборотных механизмов с жидкостной и газовой рабочей средой

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в шпиндельных узлах металлорежущих станков

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве опор при высоких окружных скоростях и нагрузках

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях промышленности в качестве радиальной опоры роторной машины, работающей в экстремальных условиях: при больших расцентровках, в агрессивных средах, при высоких или низких давлениях и температурах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, например, в металлорежущих станках

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах вращения различных приборов и механизмов, в частности, относится к опорным узлам высокоскоростных турбомашин, газовых турбокомпрессоров

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах вращения различных приборов и механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нефтехимической промышленности и холодильной технике, где используются компрессорные агрегаты
Изобретение относится к машиностроению, преимущественно может применяться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки

Изобретение относится к испытательному оборудованию и может быть использовано в качестве опоры трехстепенного динамического стенда для имитации угловых движений космического аппарата

Изобретение относится к машиностроению, а именно к самоустанавливающимся колодочным подшипникам

Изобретение относится к газостатическим опорным механизмам роторов с вертикальной и горизонтальной осью вращения
Наверх