Устройство для защиты линий электропередачи

 

Изобретение относится к электроснабжению тяговых и нетяговых потребителей на электрифицированных и неэлектрифицированных железных дорогах и может быть использовано для защиты тяговых сетей переменного и постоянного тока, линий электропередачи системы два провода - рельс, однофазных и трехфазных линий, расположенных на опорах, имеющих заземление на одну из рельсовых нитей в рельсовых цепях с дроссель-трансформаторами. Целью изобретения является повышение надежности. Устройство содержит установленные на каждом дроссель-трансформаторе 1 первый 2 и дополнительный 3 датчики тока, измерительный орган 7, состоящий из сумматора 4, элемента 5 сравнения в виде нуль-индикатора и выходного элемента 6. При повреждении линии электропередачи 8, например, в точке 20 ток повреждения протекает по заземляющему проводнику 21 и далее растекается по рельсовой нити 17. Измерительный орган 7 измеряет отношение токов в рельсовых нитях 17 и 18 и при превышении им порогового значения выдает в линию связи 19 сигнал определенной частоты. Этот сигнал через приемный блок 11, блок 12 сигнализации воздействует на исполнительный элемент 14 /выключатель линии электропередачи/, приводя к отключению линии электропередачи. Блок 12 выдает указание о номере поврежденного участка. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕ ННЪ|Й КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4618568/11 (22) 12.12.88 (46) 23.08.91, Бюл. ЬЬ 31 (71) Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) Б.Е.Дынькин (53) 621,316.9 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 838861, кл. Н «02 Н 3/14, 1984. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЛИНИЙ

ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ (57) Изобретение относится к электроснабжению тяговых и нетяговых потребителей на электрифицированных и неэлектрифицированных железных дорогах и может быть использовано для защиты тяговых сетей переменного и постоянного тока, линий электропервдачи системы два провода-рельс однофазных и трехфазных линий, расположенных на опорах, имеющих заземление на одну из рельсовых нитей в рельсовых цепях с дросселями-трансформаторами. Целью изо. Ы 1671487 А1 бретения является повышение надежности, Устройство содержит установленные на каждом дросселе-трансформаторе 1 первый

2 и дополнительный 3 датчики тока, измерительный орган 7, состоящий из сумматора 4, элемента 5 сравнения в виде нуль-индикатора и выходного элемента 6. При повреждении линии электропередачи 8, например, в точке 20 ток повреждения протекает по заземляющему проводнику 21 и далее растекается по рельсовой нити 17. Измерительный орган 7 измеряет отношение токов в рельсовых нитях 17 и 18 и при превышении им порогового значения выдает в линию связи 19 сигнал определенной частоты.

Этот сигнал через приемный блок 11; блок

12 сигнализации воздействует на исполнительный элемент 14 (выключатель линии электропередачи), приводя к отключению линИи электропередачи, Блок 12 выдает указание о номере поврежденного участка.

1 ил.

1671487

Изобретение относится к электроснабжению тяговых и нетяговых потребителей ° на электрифицированных и неэлектрифицированных железных дорогах и может быть использовано для защиты тяговых сетей переменного и постоянного тока, линий электропередачи системы для провода— рельс, однофазных и трехфаэных линий, расположенных на опорах, имеющих заземление на одну из рельсовых нитей в рельсовых цепях с дросселями-трансформаторами.

Целью изобретения является повышение надежности.

На чертеже представлена принципиальная схема устройства.

Устройство для защиты линий электропередачи содержит установленные на каждом дросселе-трансформаторе 1 первый 2 и дополнительный 3 датчики тока, сумматор

4, элемент 5 сравнения в виде нуль-индикатора и выходной элемент, : в виде передающего блока, настроенного на определенную, заранее заданную для заданного блок-участка частоту. Элементы

4 — 6 образуют измерительный орган 7, который устанавливают на всех дросселяхтрансформаторах 1 в пределах защищаемой линии 8 электропередачи. На фидере 9 подстанции установлены блок 10 защиты, приемный блок 11, блок 12 сигнализации, логический элемент ИЛИ 13 и исполнительный элемент 14, причем блок 12 сигнализации может включать в себя дешифратор 15 и указатель 16 поврежденного блок-участка.

Первый 2 и дополнительный 3 датчики тока включены в цепь первичной обмотки дросселя-трансформатора 1 со стороны каждой из рельсовых нитей 17 и 18 соответственно. Выходы датчиков 2 и 3 тока подключены к входам сумматора 4, выход которого подключен к входу элемента 5 сравнения (нуль-индикатора), выход которого соединен с входом передающего блока б.

Последний обеспечивает генерацию определенной, характерной для данного участка частоты (или последовательности импульсов), Выходы измерительных органов 7 подключены к линии 19 связи на всех дросселях-трансформаторах 1. На подстанции линия 19 связи подключена к входу приемного блока 11, выход которого 11 подключен к входу блока 12 сигнализации, состоящего из последовательно соединенных дешифратора 15 и указателя 16 поврежденных блок-участков, причем выходы дешифратора 15 соединены с соответствующими входами сигнальных элементов указателя 16 поврежденных блок-участков и с

55 выходами логического элемента ИЛИ 13, к одному из входов которого подключен выход блока 10 защиты, а выход логического элемента ИЛИ 13 подключен к входу исполнительного элемента 14, Устройство работает следующим образом.

Датчики 2 и 3 тоне измеряют токи рельсовых нитей 17 и 18 в местах их подключения к дросселям-трансформаторам 1. С датчиков 2 и 3 тока, сигналы, пропорциональные измеренным токам, поступают на сумматор 4. Деление тока одной рельсовой нити на ток другой рельсовой нити и сравнение с уставкой срабатывания осуществляется сумматором 4 и нуль-индикатором 5.

В сумматоре 4 производится вычитание сигналов, поступающих с датчиков 2 и 3 тока, в соответствии с выражением

Е = kil1 — kyl2, (1) где Š— выходной сигнал сумматора; 1 и 1 — соответственно токи рельсовых нитей 17 и 18;

k< и kz — коэффициенты пропорциональности, определяемые параметрами датчиков тока и сумматора.

Сигнал, сформированный в сумматоре 4 в соответствии с выражением (1), поступает на вход элемента 5 сравнения, в котором осуществляется операция сравнения выходного сигнала сумматора 4 с порогом срабатывания элемента 5 сравнения (сигнал нулевого уровня). Условие работы последнего Е 0или — )— (2) 2 к1 г где — — установка срабатывания защиты.

k1

Таким образом, совместное включение сумматора 4 и элемента 5 сравнения в виде нуль-индикатора реализует деление тока одной рельсовой нити 17 на ток другой рельсовой нити 18 и сравнение частного от деления с уставкой срабатывания измерительного органа по выражению (2), При повреждении линии 8 электропередачи в точке 20 ток короткого замыкания протекает по заземляющему проводнику 21 линии 8 электропередачи, Далее ток короткого замыкания растекается в обоих направлениях

22 и 23 от точки подключения заземляющего проводника 21 к рельсовой нити 17, Часть тока стекает с рельса в землю. Во втором рельсе 18 блок-участка 24, в пределах которого произошло повреждение в точке 20. ток 25 значительно меньше. После протекания через дроссели-трансформаторы 1 токи обеих рельсовых нитей выравниваются.

1671487

Составитель Н.Кепарис

Техред M. Ìîðãåíòàë Корректор А.Осауленко

Редактор И.Шмакова

Заказ 2793 Тираж 270 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

При превышении отношением (2) величины уставки, которую можно принимать равной середине диапазона отношений

1,12 — 2,00, включается выходной элемент 6.

В линию 19 связи он передает кодированный сигнал, например, определенной, конкретной для данного блок-участка частоты.

Иэ линии 19 связи кодированныйсигнал поступает на вход приемного блока 11, с выхода которого сигнал поступает на вход блока

12 сигнализации, а именно на вход дешифратора 15. B последнем кодированный сигнал расшифровывается и в двоичном коде поступает на один иэ входов логического элемента ИЛИ 13 и указателя 16 поврежденного блок-участка, Последний представляет собой набор сигнальных элементов, количество которых определяется числом контролируемых блок-участков. С выхода логического элемента ИЛИ 13 сигнал поступает на вход исполнительного элемента 14, в данном устройстве высоковольтного выключателя, который обеспечивает отключение поврежденной линии 8 электропередачи. Одновременно в блоке 12 сигнализации указателем 16 поврежденного блок-участка обеспечивается выдача информации о номере блок-участка 24, в пределах которого произошло повреждение линии 8 электропередачи, При этом, если вдоль участка железной дороги проходят несколько линий электропередачи, опоры которых заземлены на рельсовую цепь, можно обнаружить повреждение в любой линии, В результате при любых повреждениях, в том числе и с малыми токами, устройство отключает поврежденную линию и обеспечивает быстрое автоматическое оп5 ределение места повреждения с точностью до одного блок-участка.

Применение устройства позволяет снизить задержки поездов при поврежденных контактной сети, линий автоблокировки и

10 других линий за счет обеспечения отключения поврежденного участка при любом виде повреждения и увеличения точнооти обнаружения и скорости поиска места повреждения.

Формула изобретения

Устройство для защиты линий электропередачи, расположенных на опорах, заземленных на рельсовую цепь с

20 дросселями-трансформаторами. содержащее датчик тока, связанный с рельсовой цепью и подключенный к измерительному органу с элементом сравнения, выход которого через линию связи подключен к ис25 полнительному органу, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено дополнительным датчиком тока, измерительный орган выполнен с сумматором, входы которого служат входа30 ми измерительного органа, а выход подключен к входу элемента сравнения, причем датчики тока установлены каждый между соответствующей рельсовой нитью и дросселем-трансформатором и подключены к

35 входам измерительного органа,

Устройство для защиты линий электропередачи Устройство для защиты линий электропередачи Устройство для защиты линий электропередачи 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электроснабжению электрофицированных железных дорог, а именно к защитам контактной сети станций

Изобретение относится к электрифицированным железным дорогам, в частности к цепям отсоса тяговой подстанции переменного тока

Изобретение относится к электрическим железным дорогам переменного тока, а именно к системам электроснабжения

Изобретение относится к электроснабжению электрифицированных железных дорог переменного тока

Изобретение относится к электрифицированным железным дорогам и может быть использовано для улучшения электроснабжения подвижного состава переменного тока

Изобретение относится к устройствам тягового электроснабжения, в частности к участкам железных дорог с разделением путей на группы

Изобретение относится к электрифицированным железным дорогам и предназнаЭлектроснабжение железных дорог

Изобретение относится к электротехнике, а именно к тяговым подстанциям постоянного тока, и может быть использовано в системах электроснабжения железных дорог и других линий электротранспорта

Изобретение относится к области электрифицированного железнодорожного транспорта и предназначено для использования при электрических расчетах тяговой сети переменного тока с двухсторонним питанием

Изобретение относится к электрифицированному железнодорожному транспорту

Изобретение относится к области электроснабжения электрических железных дорог переменного тока и предназначено для использования при необходимости ограничения токов короткого замыкания и регулирования напряжения на фидерах контактной сети

Изобретение относится к аппаратуре, обеспечивающей нормальное функционирование высоковольтных линий автоблокировки, располагаемых вблизи трассы электрифицированных железных дорог

Изобретение относится к коммутационным аппаратам, применяемым в системе тягового электроснабжения электрических железных дорог переменного тока и предназначен для ускоренного отключения токов короткого замыкания и токов перегрузки электротяговой сети переменного тока

Изобретение относится к коммутационным аппаратам, применяемым в системе тягового электроснабжения электрических железных дорог переменного тока и предназначен для ускоренного отключения токов короткого замыкания и токов перегрузки электротяговой сети переменного тока

Изобретение относится к электротехнике, а именно к способам релейной защиты тяговых сетей постоянного тока от токов короткого замыкания, и может быть использовано для защиты тяговой сети магистральных железных дорог, промышленных предприятий и метрополитена

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для приведения в действие различных исполнительных элементов, чья работа основана на перемещении

Изобретение относится к оборудованию электрифицированных железных дорог
Наверх