Регулируемый шестеренный насос внутреннего зацепления
Изобретение относится к машиностроению, в частности к регулируемым шестеренным насосам внутреннего зацепления, и может быть использовано в системах смазки двигателей внутреннего сгорания. Цель изобретения - повышение надежности работы путем обеспечения плавного регулирования подачи. Регулируемый шестеренный насос внутреннего зацепления содержит корпус /К/ 1, во внутренней полости 2 которого размещены установленная с возможностью осевого перемещения обойма /ОБ/ 3 с ведомой шестерней /ВШ/ 4 с внутренними зубьями 5 и эксцентрично размещенная в ОБ 3 сопряженная с зубьями ВШ 4 с образованием рабочих камер 6 ведущая шестерня 7 с валом /В/ 8, поршень /П/ 9 привода ОБ 3, установленный в расточке 10 К 1 с образованием управляющей полости 11 и по меньшей мере одна пружина /ПР/ 12, причем ОБ 3 с одной стороны сопряжена с П 9, а с другой стороны - с ПР 12, П 9 привода ОБ 3 расположен соосно с В 8 и жестко соединен с ОБ 3, в К 1 между торцем 13 ОБ 3 и П 9 выполнена дополнительная полость 14, соединенная с полостью 15, в которой соосно с В 8 установлена ПР 12. 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 F 04 С 2/08
ГОСУДАРСТВЕННЫИ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ 9 3 5, 9, (°
:а (21) 4693303/29 (22) 18.05.89 (46) 23.08.91. Бюл. М 31 (71) Центральный научно-исследовател ьский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (72) А.И.Кустов, М.А.Григорьев и В,И.Волков (53) 621,664(088.8) (56) Патент Англии
М 859793, кл, 110(2)А, 1963. (54) РЕГУЛИРУЕМЫЙ ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС ВНУТРЕННЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к регулируемым шестеренным насосам внутреннего зацепления, и может быть использовано в системах смазки двигателей внутреннего сгорания. Цель изобретения — повышение надежности в работе путем обеспечения плавного регулиро„„5U„„1671973 А1 вания подачи. Регулируемый шестеренный насос внутреннего зацепления содержит корпус (К) 1, во внутренней полости 2 которого размещены установленная с возможностью осевого перемещения обойма (ОБ) 3 с ведомой шестерней (ВШ) 4 с внутренними зубьями 5 и эксцентрично размещенная в
ОБ 3 сопряженная с зубьями ВШ 4 с образованием рабочих камер 6 ведущая шестерня 7 с валом(В) 8. поршень(П) 9 привода ОБ
3, установленный в расточке 10 К 1 с образованием управляющей полости 11, и по меньшей мере одна пружина (ПР) 12, причем ОБ 3 с одной стороны сопряжена с П 9, а с другой стороны — с ПР 12, П 9 привода
ОБ 3 расположен соосно с В 8 и жестко соединен с ОБ 3, в К 1 между торцом 13 ОБ
3 и П 9 выполнена дополнительная полость
14, соединенная с полостью 15 в которой соосно с В 8 установлена ПР 12. 4 ил.
1671973
Изобретение относится к машиностроению, в частности к регулируемым насосам внутреннего зацепления.
Цель изобретения — повышение надежности в работе путем обеспечения плавного регулирования подачи.
На фиг.1 представлен регулируемый шестеренный насос внутреннего зацепления, продольный разрез; на фиг,2 — разрез
А-А на фиг.1; на фиг.3 — вид Б на фиг.1; на фиг,4 — разрез B — В на фиг.1.
Регулируемый шестеренный насос внутреннего зацепления содержит корпус
1, во внутренней полости 2 которого размещены установленная с воэможностью осевого перемещения обойма 3 с ведомой шестерней 4 с внутренними зубьями 5 и эксцентрично размещенная в обойме 3 и сопряженная с зубьями 5 ведомой шестерни 4 с образованием рабочих камер 6 ведущая шестерня 7 с валом 8, поршень 9 привода обоймы 3, установленный в расточке 10 корпуса с образованием управляющей полости 11, и пружина 12, причем обойма 3 с одной стороны сопряжена с поршнем 9, а с другой стороны — с пружиной 12, поршень
9 привода обоймы 3 расположен соосно с валом 8 и жестко соединен с обоймой 3, в корпусе 1 между торцом 13 обоймы 3 и поршнем 9 выполнена дополнительная полость
14, соединенная с полостью 15, в которой соосно с валом 8 установлена пружина 12.
Регулируемый шестеренный насос внутреннего зацепления работает следующим образом.
При вращении шестерен 4 и 7 рабочая жидкость поступает в рабочие камеры 6, рабочий объем которых расширяется, и затем из рабочих камер 6, рабочий объем которых уменьшается, вытесняется к потребителю, При отсутствии управляющего давления в управляющей полости 11 обойма 3 под действием пружины 12 сдвинута в крайнее положение, а ведущая 7 и ведомая 4 шестерни находятся в зацеплении всей шириной зубьев. При повышении частоты вращения коленчатого вала двигателя, когда управляющее давление, передаваемое иэ системы смазки, превышает
45 усилие пружин 12 и силы трения, возникающие при перемещении обоймы 3 внутри корпуса 1; поршень 9 сдвигается и перемещает обойму 3, уменьшая ширину зацепления ведущей 7 и ведомой 4 шестерен, что приводит к уменьшению подачи смазочной жидкости в систему смазки до расчетной величины, определяемой усилием затяжки пружины
12, В случае снижения частоты вращения коленчатого вала двигателя обойма 3 будет перемещаться в сторону увеличения ширины зацепления ведущей 7 и ведомой 4 шестерен. Совпадение равнодействующей силы от действия управляющего давления и пружин 12 с осью вала 8 исключает воэможность появления эаклинивающего момента, стремящегося повернуть обойму 3 поперек оси ее перемещения, и обеспечивает, наряду с возможностью перепуска рабочей жидкости из полости 15 в дополнительную полость 14, плавное регулирование подачи насосом.
Формула изобретения
Регулируемый шестеренный насос внутреннего зацепления, содержащий корпус, во внутренней полости которого размещены установленная с воэможностью осевого перемещения обойма с ведомой шестерней с внутренними зубьями и эксцентрично размещенная в обойме и сопряженная с зубьями ведомой шестерни с образованием рабочих камер ведущая шестерня с валом, поршень привода обоймы, установленный в расточке корпуса с образованием управляющей полости, и по меньшей мере одна пружина, причем обойма с одной стороны сопряжена с поршнем, а с другой стороны — с пружиной, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения надежности в работе путем обеспечения плавного регулирования подачи, поршень привода обоймы расположен соосно с валом и жестко соединен с обоймой, в корпусе между торцом обоймы и поршнем выполнена дополнительная полость. соединенная с полостью, в которой соосно с валом установлена пружина.
1671973
1671973
Составитель В. Шарыпов
Техред М,Моргентал Корректор М. Кучерявая
Редактор О. Хрипта
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 2817 Тираж 354 Подписное
ВНИИПИ Государственного-комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Рауаская наб„4/5