Шаровой кран

 

Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано для перекрытия потока рабочей среды в трубопроводах преимущественно большого диаметра. Целью изобретения является повышение надежности крана в работе путем улучшения его технологичности. При повороте шпинделя 3 сферическая пробка 2, размещенная в корпусе 1, поворачивается на цапфах, закрепленных в подшипниках скольжения. Каждый подшипник содержит антифрикционное кольцо 6, размещенное во внутреннем вкладыше 7, сопряженном со втулкой 8. При монтаже и в процессе работы крана вкладыши 7 обеспечивают пробке 2 возможность установки относительно опор за счет того, что сопрягаемая с вкладышем поверхность втулки выполнена с плавным переходом от сферической поверхности к цилиндрической, направленной в сторону шпинделя и имеющей диаметр, больший диаметра сферы вкладыша. Для удобства монтажа по краней мере верхний вкладыш 7 зафиксирован в опоре штифтом 11. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я) F 16 К 5/06

ГОСУДАРСТВЕ ННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР в p

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (7с 3

Ю

D с с

Фиг. 2 (21) 4710746/29 (22) 26.06.89 (46) 23.08.91. Бюл. ¹ 31 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт компрессорного машиностроения Сумского научно-производственного объединения им. М.В.Фрунзе (72) Ю.Л.Рухлов, В.В.Псарев и Л.Ф.Евтушенко (53) 621.646(088,8) (56) Патент Великобритании № 2025000, кл, F 16 К 27/06, 1980.

Патент ФРГ № 2908177, кл. Е 16 К 5/06, 1980. (54) ШАРОВОЙ КРАН (57) Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано для перекрытия потока рабочей среды в трубопроводах преимущественно большого

„., 43 „„1672067 A1 диаметра. Целью изобретения является повышение надежности крана в работе путем улучшения его технологичности, При повороте шпинделя 3 сферическая пробка 2, размещенная в корпусе 1, поворачивается на цапфах, закрепленных в подшипниках скольжения. Каждый подшипник содержит антифрикционное кольцо 6, размещенное во внутреннем вкладыше 7, сопряженном со втулкой 8. При монтаже и в процессе работы крана вкладыши 7 обеспечивают пробке 2 возможность установки относительно опор за счет того, что сопрягаемая с вкладышем поверхность втулки выполнена с плавным переходом от сферической поверхности к цилиндрической, направленной в сторону шпинделя и имеющей диаметр, больший диаметра сферы вкладыша. Для удобства монтажа Ro крайней мере верхний вкладыш 7 зафиксирован в опоре штифтом 11. 2 ил.

1672067

Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано для перекрытия потока рабочей среды. в трубопроводах, преимущественно большого диаметра.

Целью изобретения является повышение надежности крана в работе путем улучшения технологичности крана.

На фиг,1 показан шаровой кран, продольный разрез; на фиг,2 — узел I на фиг.1.

Шаровой кран имеет сварной корпус 1, в котором расположена сферическая пробка 2 со шпинделем 3, установленная цапфами 4 и 5 в подшипниках скольжения, Каждый подшипник содержит антифрикционное (например, иэ металлофторопластовой ленты) кольцо 6, расположенное внутри вкладыша 7 с боковой сферической (диаметром D1) поверхностью, сопряженной с втулкой 8. Подшипники установлены в опорах 9 (верхней) и 10 (нижней), выполненных из полуколец и приваренных к корпусу 1. Внутренний вкладыш 7 относительно втулки 8 и втулка 8 вместе с вкладышем 7 относительно опоры (по крайней мере верхней опоры

9) зафиксированы штифтами 11, Штифты 11 во вкладыше 7 расположены с радиальным зазором д . Величина зазора д больше торцового зазора Л, с которым вкладыши

7 установлены относительно пробки 2, Внутренняя поверхность втулки 8 выполнена с плавным переходом от цилиндрической поверхности А, направленной в сторону шпинделя 3 и имеющей диаметр Dz, больший диаметра сферы вкладыша 7 на минимальную величину, обеспечивающую их сборку, к сферической (с диаметром Di) поверхности Б сферы вкладыша 7.

Между пробкой 2 и нижним вкладышем

7 установлена (в торцовом зазоре) анти фрикционная прокладка 12. Пробка 2 установлена в корпусе с уплотнениями 13.

Для сборки подшипников вкладыш 7 заводят во втулку 8 со стороны внутренней цилиндрической поверхности А. Сферическая часть Б с диаметром Di внутренней поверхности втулки 8 является ограничителем перемещения вкладыша 7 относительно втулки 8 и фиксатором его положения в этой втулке 8. Поворачивая вкладыш 7 во втулке 8, добиваются совпадения отверстий под штифты 11, которые, фиксируя взаимное расположение, предотвращают их поворот относительно друг друга, что исключает износ сопрягаемых поверхно10

55 стей вкладыша 7 и втулки 8. Кроме того, штифтами 11 фиксируют положение вкладышей 7 вместе с втулками 8 в полукольцах опор 9 и 10, приваренных к корпусу 1 (к полусферам корпуса 1), Во вкладыши 7 закладывают кольца 6 и устанавливают пробку 2 цапфами 4 и 5 в кольца 6, причем при установке цапфы 5 между нижним вкладышем 7 и пробкой 2 располагают антифрикционную прокладку

12, После установки пробки 2 в опорах 9 и

10 сваривают полусферы корпуса 1. При этом, сварочные деформации и погрешности изготовления компенсируются вкладышами

7, позволяющими в результате углового поворота пробке 2 занять в опорах 9 и 10 требуемое положение без заклинивания.

Под действием привода пробка 2 поворачивается на цапфах 4 и 5 в подшипниках, открывая или перекрывая поток рабочей среды.

Кольцо 6 и прокладка 12 обеспечивают минимальный коэффициент трения при повороте даже при значительных нагрузках (до 100 МПа). Возможные перекосы осей расточек опор 9 и 10 компенсируются соответствующими поворотами вкладышей 7 относительно втулок 8 по их сферическим поверхностям, предупреждая износ подшипников, а также исключая заедания и заклинивания пробки 2 в опорах 9 и 10 в процессе работы, Формула изобретения

Шаровой кран. содержащий размещенную в корпусе сферическую пробку со шпинделем и цапфами, установленными в подшипниках скольжения, закрепленных в опорах и состоящих из внутреннего вкладыша и втулки, сопряженных по сферической поверхности, причем верхний и нижний вкладыши расположены с зазором относительно пробки, в которой установлена антифрикционная прокладка, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения надежности крана в работе, во вкладышах выполнена внутренняя расточка, в которой размещено антифрикционное кольцо, а сопрягаемая с вкладышем поверхность втулки выполнена с плавным переходом от сферической поверхности к цилиндрической, направленной в сторону шпинделя и имеющей диаметр, больший диаметра сферы вкладыша, при этом по крайней мере верхний вкладыш зафиксирован в опоре штифтами.

1672067

Составитель Ю.Нилов

Редактор Г.Бельская Техред M.Moðãåíòàë Корректор Н.Король

Заказ 2822 Тираж 423 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул,Гагарина, 101

Шаровой кран Шаровой кран Шаровой кран 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к арматуростроению

Изобретение относится к арматуростроению, в частности к трубопроводной арматуре , и может быть использовано для перекрытия потоков рабочих сред с высоким давлением

Изобретение относится к устройствам для перекрытия канала бурильной колонны при предупреждении и ликвидации проявлений и выбросов в процессе бурения нефтяных и газовых скважин

Изобретение относится к арматурестроению и может быть использовано в качестве распределяющего устройства на трубопроводах Целью изобретения является повышение надежности устройства в работе.

Изобретение относится к арматуростроению, в частности к шаровым кранам с магнитожидкостным уплотнением

Кран // 1638407
Изобретение относится к арматуростроению

Изобретение относится к армзтуростроению и может быть использовано в магистралях с агрессивными рабочими средами в различных отраслях промышленности Цель изобретения - повышение надежности путем восстановлений герметичности крана в ЮП АИ 13 763 I 7 Фиг процессе эксплуатации

Изобретение относится к арматуростроению

Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано на трубопроводах, транспортирующих газообразные или жидкие среды

Изобретение относится к запорной арматуре и может быть использовано в качестве седлового уплотнения в кранах с шаровым запорным органом

Изобретение относится к запорной арматуре, используемой в газовых и других областях промышленности

Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано для перекрытия потоков рабочей среды, транспортируемой по трубопроводу

Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано для регулирования потоков рабочей среды, транспортируемой по трубопроводу

Изобретение относится к запорной арматуре, касается кранов со сферическим запорным органом и может быть использовано для регулирования и перекрытия потоков рабочей среды, транспортируемой по трубопроводу

Кран // 2116540
Изобретение относится к машиностроению, в частности к трубопроводной арматуре для перекрытия потока жидкости и газа

Кран // 2135869
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к трубопроводной арматуре для перекрытия потока газа и жидкости

Изобретение относится к запорной арматуре, например к кранам со сферическим запорным органом и футеровкой корпуса и способам их изготовления, и предназначено для регулирования и перекрытия потоков агрессивной рабочей среды, транспортируемой по трубопроводу
Наверх